Урок-презентация по изобразительному искусству

Разделы: Начальная школа


Цели:

1. Создание представления о характерных особенностях народных промыслов Палех, Хохлома, Жостово, а также таких изделий, как русская матрешка.

2. Развитие восприятия, воображения, чувства красоты, гармонии, национального сознания, творческих способностей.

3. Формирование интереса к истории и культуре своего народа.

Оборудование:

  • изделия народных промыслов: палеховские шкатулки, жостовские подносы, хохломская посуда, матрешки, репродукции, изображающие изделия народных промыслов;
  • стенд, к которому прикрепляются карточки с изображением отдельных элементов каждого представленного промыслов.

Организация: при подготовке к уроку учащиеся класса делятся на 4 группы. В каждой команде: Скоморох, Сказочник, Историк, Художник, Мастер.

Презентация.

Ход урока

I. Вступление.

- Ребята, сегодня у нас урок творчества. А творчество - это источник доброты, истины и красоты. Давайте сядем поудобней и улыбнемся друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Глубоко вдохните и выдохните:. Выдохните вчерашние обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту морозного воздуха:.

II. Выступление скоморохов.

Внимание! Внимание!
Веселое гуляние!
Собирайся скорее, народ,
Вас что-то интересное ждет!

Ярмарка! Веселая ярмарка!
Чудесная ярмарка!
И себя повеселите,
И товар свой продадите!

А ну, честной народ!
Подходи посмелей,
Покупай товар,
Не робей!

Здесь игрушки знатные,
Складные, да ладные!
Всегда повсюду славятся!
Они и вам понравятся

Ш. Вступительное слово учителя.

Учитель:

Здравствуйте, гости званные и желанные!
Люди старые и молодые, женатые и холостые,
Милости просим на наш праздник!
Здравствуйте лебёдки, здравствуйте молодки!
Ребята-молодцы, весёлые удальцы!
Почтенные и молодые, полные и худые -
Мы рады гостям, как добрым вестям!
Всех привечаем, душевно встречаем, на ярмарку приглашаем!

- Видите, какие яркие красочные лотки на нашей ярмарке? К нам съехались умельцы со всей России, приехали людей посмотреть и себя показать, представить свой "товар лицом"; пусть каждая команда расскажет о своём художественном промысле.

IV. Презентация промыслов.

Слово предоставляется команде "Матрешки".

Скоморох:

Русские Матрешеньки,
Девицы белешеньки.
Все с аленькими щечками,
Покрытые платочками.

Историк: Впервые матрешка появилась в 90-х годах 19 века в Москве. Она была сделана по эскизу известного художника С.Малютина. новая игрушка всем очень понравилась, ее стали создавать а Сергиевом Посаде, в городе Семенове и во многих других городах и селах России. Эти матрешки различаются и размером, и росписью, но общим для всех является то, что это деревянная разъемная игрушка, в которой из каждой фигурки вынимается следующая, меньшего размера.

Мастер: Сделать матрешку можно только на токарном станке,, где из выдержанной березовой или липовой древесины вытачивают первую, самую маленькую. Формы матрешки мягкие, округлые, очертания головы плавно переходят в туловище. Основание у фигурки устойчивое.

Художник: После того как мастер сделал деревянную заготовку матрешки, к работе приступает художник.

В каждой местности матрешку расписывают по-разному. Я вам расскажу о росписи матрешки из Сергиева Посада. Рисуем матрешке расписной платочек, глазки, бровки, носик и рот, румяним щечки. Из-под платочка видны русые волосы, уложенные на прямой пробор. Рисуем ручки. Затем наряжаем матрешку в расшитую рубашку и сарафан. Краски яркие, сочные, используем позолоту, лак.

Слово предоставляется команде "Дымково".

Скоморох:

Мы из Дымково пришли.
Вам игрушек принесли.

***

Барашек - свисток,
Ленивый рог - завиток.
Правый бок - завиток,
На груди - цветок.

***

Утка Марфутка
Бережком идет,
Уточек Марфуточек
Купаться ведет.

***

Индя-индя-индючок,
Ты похож на сундучок,
Сундучок непростой.
Красный, белый, золотой.

Историк: А появилась эта замечательная игрушка в слободе Дымково, недалеко от города Хлынова, сейчас это город Киров. Дымковские мастера занимались разными ремеслами, но игрушечное дело было для них самым любимым.

В далекие времена, 100 и более лет тому назад, устраивались праздничные ярмарки, лучшим украшением которых были дымковские игрушки - свистульки, исполненные в виде сказочных животных. Эти игрушки любили не только дети, но и взрослые, ими украшали свои дома.

Сказочник: До наших дней дошла легенда о дымковском коньке. "Каждую весну чудесные кони с серебряными гривами и золотыми хвостами выводят на небо коленцу Солнца. Солнце несет людям тепло, урожай, оттого на дымковских игрушках появились яркие круги, полосы".

Мастер: Старая дымковская игрушка - сложная ручная работа. Весной собирали красную глину и смешивали ее с речным песком. Из полученной глины раскатывали шарики, которые превращали в "блины", а затем сворачивали "блин" так, чтобы получилась нужная форма игрушки. Мелкие детали лепили отдельно, а затем прикрепляли к основной фигуре. Делали это искусно, для этой цели у мастериц всегда были под рукой и мокрая тряпка, и острая лучинка. После лепки игрушки сушили несколько дней, затем обжигали в русской печи и остужали.

Следующий этап работы - "отбеливание": фигурки погружали в раствор мела с молоком. И красная глиняная фигурка становилась ослепительно белой.

Художник: Теперь можно приступить к раскрашиванию. Для этого потребуется краски особенные, составленные на яйце с квасом. Узоры, казалось бы, и несложные: клетки, полоски, точки, кружки, овалы. Но мастерицы умеют их так сочетать друг с другом, что игрушка становится яркой, интересной, самобытной. Кроме того, игрушку украшали сияющими листочками-ромбиками из золота, что делало ее еще наряднее и богаче.

Слово предоставляется команде "Хохлома".

Скоморох:

Хохломская роспись -
Алых ягод россыпь.
Отголоски лета
В зелени травы,
Рощи-перелески,
Шелковые всплески
Солнечной медовой
Золотой листвы
Роспись хохломская,
Словно колдовская,
В сказочную песню
Просится сама.
И нигде на свете
Нет таких соцветий.
Всех чудес чудесней
Наша Хохлома.

Звучит русская народная песня: "Во поле березка стояла", а учащиеся класса подыгрывают на ложках, расписанных под Хохлому.

Историк: Названа это роспись деревянной посуды и мебели по имени села, расположенного в Нижегородской области. В селе Хохлома, на ярмарках продавалась эта замечательная посуда. А когда и как родилось это чудо народных умельцев нам расскажет Сказочник.

Сказочник: В далекие времена жил в Москве мастер - живописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался на Волгу, в глухие леса. Срубил себе избу. И была она с виду самая обычная, а переступишь через порог - глаз нельзя отвести от мебели да от посуды, что мастер сделал. Как будто солнце поселилось в его избе. Знал мастер, как из простой деревянной посуды сделать праздничную, чтоб золотом горела. Для этого натирал он посуду оловянным порошком, покрывал льняным вареным маслом и ставил в печку. От жары масло желтело, а олово сквозь него на золото становилось похоже.

Слава о мастере разнеслась по всей земле, дошла она и до царя. Повелел он стрельцам найти беглеца. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва.

Узнал мастер о своей беде, собрал людей и раскрыл им секрет своего ремесла. А утром, когда пришли царские стражники, все увидели, как горит ярким пламенем изба мастера - художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Подхватили его ремесло односельчане. И так много они сделали красивой расписной посуды, что решили продавать ее всем, кто захочет.

Мастер: Из легенды вы уже узнали о том, как получается посуда с хохломской росписью. Я вам еще напомню, что вытачивается она на токарном станке или вырезается ножом из липы и березы. Затем вещь покрывают тончайшим слоем глины, тщательно просушивают, покрывают олифой.

Художник:

Теперь за дело принимается художник. Сначала все изделие надо покрыть серебристым алюминиевым порошком, а уж потом нанести роспись масляными красками.

Расписанную вещь опять покрывают олифой и сушат в печи, после чего серебро дает золотистый оттенок, а красные узоры еще ярче пламенеют на золотом и черном фоне.

Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент. Вот элементы хохломской росписи.

Слово предоставляется команде "Жостово".

Скоморох:

На жостовском подносе
В зеркальной глади лака
Ржаная медь колосьев,
Степной румянец мака.
Багрянец поздних листьев,
Лесной подснежник первый:
А жостовские кисти
Нежнее легкой вербы.

Историк: В начале XIX века неподалеку от Москвы в старинных деревнях Жостово, Осташкино, Новосильцево возник промысел расписных лаковых подносов.

В 20 годы XX века маленькие мастерские объединились в одну артель, которая впоследствии стала Жостовской фабрикой декоративной росписи.

Мастер: Начинается рождение подносов с вырубки из железного листа заготовки нужного размера. Затем с помощью прессов заготовке придают нужную форму.

На фабрике существует 26 различных форм поносов: круглая, овальная, прямоугольная, гитарная, восьмиугольная и другие. Острые края формы подгибают, заготовку грунтуют, просушивают, шлифуют и покрывают черной краской, а затем лаком.

Художник: Жостовская роспись - это цветочная композиция из роз, астр, георгинов, колокольчиков, ромашек, незабудок. Их дополняют листьями и маленькими веточками. Наносится рисунок в определенной последовательности.

Заключительный этап росписи - изображение мелких веточек, усиков, мягко соединяющих все элементы росписи друг с другом и черным фоном. Затем поднос украшают рамкой, лакируется и полируется.

И вот поднос готов. Во многих домах жостовские подносы являются как нужной вещью, так и украшением на столах или картиной на стене.

V. Практическая работа.

Учитель: Теперь вы имеете представление о различных народных промыслах.

Предлагаю вам самим стать творцами красивых подносов и игрушек с использованием элементов одного из промыслов.

Задание выполняется в трех вариантах по рядам:

  • 1 ряд - жостовские подносы;
  • 2 ряд - дымковская игрушка;
  • 3 ряд - доска с хохломской росписью.

Учащимся раздаются картонные заготовки для подноса, игрушки, матрешки.

Задание: взять со стенда элементы нужного вида росписи и перевести в виде аппликации на свою заготовку.

VI Итог урока.

Все работы выставляются для всеобщего обозрения.