Туристско-краеведческая эстафета

Разделы: Внеклассная работа


Что может быть милей
Бесценного родного края?

(Н. Языков).

Зародившись как массовое явление школьной жизни, и пройдя в своём развитии ряд этапов, краеведение заняло в настоящее время прочное место в образовании и воспитании школьников.

Особо хочется остановиться на туристско-краеведческих эстафетах как наиболее популярном виде занятий. По своему содержанию и методике туристско-краеведческие эстафеты имеют много общего с походами. Организация и проведение эстафет имеют своей целью следующее:

  • непосредственное знакомство учащихся с родным краем, его природой, историей, народным хозяйством;
  • способствовать физическому развитию, закалке учащихся, формированию у них потребности в здоровом образе жизни;
  • совершенствовать туристско-краеведческую работу с учащимися, наполняя её глубоким содержанием, интересными общественно-полезными делами.

В процессе подготовки и проведения туристско-краеведческой эстафеты перед руководителями ставятся вполне конкретные воспитательные задачи:

  • воспитание коллективизма, чуткого отношения к товарищу;
  • воспитание наблюдательности, самостоятельности, выносливости и смелости;
  • воспитывать любовь к родному краю и Отечеству.

Эстафета требует от школьников не только хорошей физической подготовки, но и смекалки, решительности, смелости и, что не менее важно, знания истории родного края. Приведённая методическая разработка поможет школьникам научиться элементарным навыкам ориентирования на местности, испытать не только свои физические возможности, но и качества, необходимые настоящему туристу, - находчивость, наблюдательность, взаимопомощь.

Пожалуй, ни один вид внеклассной и внешкольной работы не привлекает так школьников, как туризм. Хорошо подготовленная туристическая эстафета это ожившие страницы истории родного края.

Школьное краеведение без туризма, как и школьный туризм без краеведения, немыслимы. Они прекрасно дополняют и обогащают друг друга.

В организации и проведении туристско-краеведческой эстафеты можно выделить несколько этапов:

1. Подготовительный этап (изучение истории родного края по литературным, архивным источникам и музейным материалам.

2. Эстафета (соревнование между командами).

3. Подведение итогов и награждение победителей (можно привлечь спонсоров для обеспечения призового фонда).

Туристско-краеведческую эстафету мы предлагаем, проводит в рамках мероприятий, посвящённых празднику Амурчат в мае месяце. Данная разработка была неоднократно использована в нашей школе.

Рассмотрим методику проведения каждого этапа туристско-краеведческой эстафеты.

1. Подготовительный этап.

В начале учебного года каждый класс выбирает направление краеведческой работы:

  • история села;
  • история Свободненского района;
  • история Амурской области.

Ребята под руководством классных руководителей собирают и изучают материал по своей теме.

В конце апреля формируются команды из ребят разных классов, знатоков краеведения (8-10 человек). Количество команд не менее трёх. Инициативная группа учащихся под руководством учителя географии готовят карты маршрутов для эстафеты (все сохраняется в секрете до начала эстафеты).

Учитель физкультуры со своей инициативной группой, состоящей из ребят среднего и старшего звена, готовят полосу препятствия на сельском стадионе.

Команды получают задания, что нужно подготовить для участия в эстафете:

  1. Назвать команду, выбрать девиз.
  2. Распределить обязанности (командир, журналист, художник, повара, санитар и др.)
  3. Придумать и нарисовать эмблему команды.
  4. Выбрать стихотворение одного из амурских авторов для участия в конкурсе.
  5. Подготовиться к конкурсу частушек, авторами могут быть как местные сельские жители, так и амурские писатели.
  6. Познакомиться с азбукой туриста.

2. Эстафета.

В середине мая (15-20 числа) все ребята члены детской организации Амурчата, собираются в школьном актовом зале.

Перед ребятами выступает старшая вожатая

- Со словом "Родина" у каждого человека связаны представления о самом дорогом и светлом в жизни. Это может быть и город, и посёлок, и маленькая деревенька, где родился. Каждый уважающий себя человек должен знать историю своей семьи, историю родного края.

Ведущий читает стихотворение Евгения Хомякова.

Я навечно прописан
Здесь, на трудной земле,
Где однажды родиться
Счастье выпало мне.

Освежаясь ветрами
И пьянея от рос,
В эту землю корнями
Я цепляюсь и рос.

Мне и сложно и просто
Быть на этой земле -
В жизнь я шёл не по звёздам,
А по шири полей.

Здесь случалось нередко
Поту течь и слезам.
Я её лишь за это
Никому не отдам.

Ст. вожатая:

Сегодня мы подводим итоги работы по изучению истории нашей малой родины. Уже укомплектованы команды из представителей разных классов и ребята готовы начать эстафету и выявить тех, кто лучше знает историю родного края. Но команды у нас не только краеведов, но и туристов. Ребята смогут попробовать свои силы в передвижении по пересечённой местности, показать, как они научились пользоваться топографической картой, ставить палатки и организовывать свой быт во время туристического похода. Сила и физическая выносливость им тоже очень пригодится.

Теперь я хочу познакомить вас с планом проведения эстафеты. Она будет проводиться в несколько этапов (капитаны команд получают листки с напечатанным планом проведения эстафеты, в случае возникновения вопросов или если кому что-то непонятно, решается всё на месте).

1. Построение команд на школьном стадионе.

2. Сдача рапортов.

3. Команды получают пакеты с картой маршрута и пояснительные записки для всех этапов эстафеты.

4. Инструктаж по технике безопасности.

5. Старт 1-го этапа эстафеты.

6. Финиш 1-го этапа эстафеты на сельском стадионе.

7. Подведение предварительных итогов.

8. 2-й, спортивно-туристический этап эстафеты (спортивные состязания, обустройство лагеря, приготовление обеда - всё проводится на сельском стадионе).

9. Подведение итогов второго этапа эстафеты. Обед.

10. 3-й этап эстафеты - конкурс стихов и частушек амурских авторов. Выпуск информационного листка о событиях дня.

11. Подведение итогов эстафеты.

Построение команд. Сдача рапортов. 13. Награждение победителей и участников эстафеты.

Костёр дружбы.

Желаю всем достойно пройти всю эстафету и пусть победят самые умные, смелые, сильные.

А теперь приглашаю команды на построение на школьный стадион.

Команды строятся на стадионе, называют свою команду, произносят девиз и докладывают о своей готовности к участию в эстафете старшей вожатой.

Старшая вожатая принимает рапорты, вручает командам пакеты с картами маршрутов и пояснительными записками.

Заместитель директора школы по воспитательной работе знакомит участников эстафеты с техникой безопасности. Старшая вожатая представляет судейские группы, которые на разных этапах эстафеты будут оценивать выступления команд (в судейские группы можно включить представителей местной администрации, старших учащихся, занимающихся краеведением, взрослых односельчан).

Командам даётся старт и начинается первый этап эстафеты.

Первый этап эстафеты.

Команды по своим картам должны будут пройти три контрольных пункта, на каждом из которых получат вопросы и задания по темам:

  • 1 КП - история села Климоуцы;
  • 2 КП - история Свободненского района;
  • 3 КП - история Амурской области.

На контрольных пунктах, по маршруту изображённому на картах команд (расстояние у всех одинаковое), стоят учащиеся старшеклассники. Они озвучивают задания и вопросы командам, оценивают их работу. За правильно выполненные задания команды получают жетоны (красный - все ответы правильные, синий - допущены незначительные ошибки, коричневый - с заданием справились слабо). Побеждает на первом этапе эстафеты та команда, у которой больше красных жетонов и меньшее время прохождения маршрута. При возникновении спорных вопросов по выявлению победителя, главным считается правильность ответов.

После подведения предварительных итогов, информация вывешивается на импровизированную доску объявления

(ни в коем случае не прибивать к дереву).

Второй этап эстафеты.

После непродолжительного отдыха старшая вожатая объявляет о начале спортивно-туристического этапа эстафеты. Оговаривается, что состязания пройдут в четырёх направлениях:

  • полоса препятствий;
  • постановка палатки с учётом скорости и правильности;
  • обустройство лагеря по всем правилам туристов;
  • приготовить обед (количество блюд оговаривается заранее).

Судейская группа подводит итоги второго этапа и фиксирует их на доске объявлений.

После того как команды познакомятся с очередными итогами, все приглашаются на обед.

Третий этап эстафеты.

После обеда команды рассаживаются полукругом и начинается третий этап эстафеты - конкурс стихов и частушек местных или амурских авторов.

Методика проведения может быть разной. Открыть конкурс может ведущий стихотворением Виктора Яганова "Местные поэты".

Поэты местного значенья,
Певцы районного масштаба,
Спасибо за стихотворенья,
Порой написанные слабо.

Но в них живая связь таится
С землёй, что вами так любима.
Нет, не встречал я на страницах
Журналов толстых ваше имя.

Пусть голос ваш не оборвётся.
Ведь из столицы на край света
К нам не приедут стихотворцы
Воспеть высокие рассветы.

Когда со сцены клубов тесных
О той земле, что их взрастила,
Звучат стихи поэтов местных -
Яснее слышится Россия.

Мы можем порекомендовать, исходя из своего опыта, в начале провести конкурс стихов (это настраивает на лирическую волну), а затем послушать частушки (поднять настроение у тех участников, чьи выступления были не очень удачными).

Одновременно с конкурсом стихов и частушек журналисты готовят информационные листки по итогам участия команд в эстафете, и вывешивают на доску объявления для оценивания жюри. Требования к информационным листкам:

  • формат А4;
  • материал об участии команды в эстафете (высказывания ребят, смешные эпизоды, другая информация об участии команды в состязаниях);
  • наглядность, художественность оформления.

Пока команды готовятся к заключительному торжественному построению, жюри, состоящее из всех судейских групп, подводят общий итог эстафеты.

Когда жюри закончит свою работу, старшая вожатая объявляет общий сбор команд.

Команды строятся, идёт перекличка, сдача рапортов.

Один из членов жюри озвучивает итоги туристско-краеведческой эстафеты, спонсоры награждают победителя и участников. Со словами поздравления могут выступить глава сельской администрации, директор школы и др. Старшая вожатая объявляет сбор закрытым и команде победительнице предоставляется почетное право зажечь костёр дружбы.

Все участники туристско- краеведческой эстафеты рассаживаются у костра где могут поделиться друг с другом впечатлениями от пережитого за весь день. Наибольший воспитательный эффект будет достигнут если взрослые участники мероприятии ( спонсоры, представители администрации, члены жюри, старшеклассники и др.) расскажут о том, что им больше всего запомнилось. В непринуждённой атмосфере должен пройти обмен мнений всех участников мероприятия. Ребята высказывают о том, что понравилось и о том, что на их взгляд, было не очень удачным. Намечается общий план проведения туристско-краеведческой эстафеты в следующем учебном году.

Предполагаемые результаты проведения туристско-краеведческой эстафеты:

  1. Развитие интереса ребят к прошлому своей малой Родины.
  2. Приобретение навыков и знаний необходимых туристам.
  3. Повышение уровня физического, психического и социального здоровья детей.