Урок "Экосистема леса" с использованием информационных технологий

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи урока:

  • познакомить учащихся с понятием “дерево” и его особенностями;
  • доказать ведущую роль деревьев в экосистеме леса;
  • познакомить учащихся с животными и растениями леса, их “профессиями” в экосистеме леса, способами приспособления друг к другу;
  • обобщить знания о лесе как устойчивой экосистеме с замкнутым круговоротом веществ;
  • совместно с учащимися вывести правила поведения в лесу, доказать необходимость охраны лесных насаждений.

(Приложение 3, Приложение 4)

Ход урока

I. Организационный момент

II. Определение темы урока

Звучат звуки леса (Приложение 2 (запись лесных птиц) можно получить, связавшись с автором статьи).

– Тему урока нам поможет определить загадка.

На экране появляется текст загадки с рисунком.

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем!

– Сегодня мы вместе с нашими друзьями, героями учебника, Леной и Мишей отправимся в лес. Тема нашего урока будет звучать так (на экране появляется новый слайд (см. Приложение 1):

Экосистема леса

В названии урока прозвучало слово “экосистема”. Миша решил проверить, хорошо ли Лена усвоила материал предыдущих уроков и спросил сестру: “Что такое экосистема?” (Появляется новый слайд.)

– Ребята! Лена затрудняется! Помогите ей!

Звучат ответы детей. Делается общий вывод.

(Появляется новый слайд)

Экосистема – единство живых организмов и их среды обитания, в котором живые организмы разных “профессий” способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. (На экране появляется заставка с видом леса.)

Совместное открытие новых знаний.

– Дети! Как вы думаете? Что такое лес?

Звучат предположения детей.

– Давайте обратимся к толковому словарику в нашем учебнике и найдем там определение слова “лес”. (стр. 79)

Лес – экосистема, в которой роль главных производителей играют деревья. (Появляется новый слайд.)

– Как вы считаете, почему именно деревья, а не другие растения леса играют роль главных производителей в этой экосистеме?

– Какие преимущества имеют деревья перед другими растениями?

– Высокие деревья имеют возможность получать больше солнечных лучей.

(Появляется новый слайд - основные части дерева.)

– Назовите основные части дерева. (Крона, ствол, корни.)

– Как вы считаете, какую роль играет крона? Ствол? Корни?

(Появляется слайд “Схема движения соков в дереве”.)

– Что обозначают стрелки на схеме?

  • Синие – вода и минеральные вещества.
  • Красные – органические вещества или запасенная энергия солнца.

– Почему одни стрелки движутся вниз, другие – вверх?

Вода и минеральные вещества движутся к листьям и вместе с углекислым газом на свету в процессе фотосинтеза образуют органические вещества. Эти вещества расходуются на рост самими растениями и запасаются. В дальнейшем они используются потребителями.

Откроем учебники на стр. 56 и сравним наши предположения с выводами в учебнике.

Физкультминутка

(Появляется заставка с деревьями.)

– Итак, мы с вами определили, что деревья – главные производители лесной экосистемы.

– Какие еще растения (кроме деревьев) мы можем встретить в лесу?

(Появляется новый слайд.)

– В лесу растения располагаются “этажами”.

(Появляется слайд “дерево”.)

Деревья – многолетние растения с крупным твердым стеблем.

(Появляется слайд “кустарник”.)

Кустарники – многолетние растения, у которых от общего корня отходят несколько твердых стеблей.

(Появляется слайд “травы”.)

Травы – растения с мягкими зелеными стеблями.

– Мы говорили с вами о производителях лесной экосистемы. Давайте вспомним, какие связи существуют в экосистеме между живыми организмами?

(Появляется новый слайд.)

Определяются названия организмов и их функции.

  • Производители – создают органические вещества.
  • Потребители – потребляют готовые органические вещества.
  • Разрушители – разрушают отходы и умершие организмы и перерабатывают их в минеральные вещества, необходимые производителям.

– Ребята! Мы столько идем по лесу, а животных так и не встретили. Лена подумала, что, наверное, они в лесу неважны. Как вы считаете, права ли Лена?

(Появляется слайд с животными.)

Звучат предположения детей.

– Животных в экосистеме леса намного меньше, чем растений. Но их роль велика. Ведь без них не может нормально идти круговорот веществ.

(Появляется новый слайд.)

– Что это такое? Что показывают стрелки? (Кто кем питается, а также перемещение органических веществ.)

– Можно ли назвать этот круговорот замкнутым?

Добавляются стрелки и рисунки разрушителей.

– Каких самых известных разрушителей в экосистеме леса вы знаете? (Грибы и дождевые черви).

(Появляется слайд “грибы”.)

В лесу не слишком влажно и не слишком сухо. В этих условиях разрушители могут полностью перерабатывать умершие организмы в необходимые для растений минеральные вещества. Таким образом, круговорот в лесу становится замкнутым.

Подведение итога урока

(Появляется слайд – итог урока.)

Лес – устойчивая экосистема с замкнутым круговоротом веществ.

Дополнительное задание: стр.66 (правила поведения в лесу).

(Появляется новый слайд.)

Домашнее задание

Ученик, с.58 №  5, 6, 7.