Цели и задачи урока:
- познакомить учащихся с понятием “дерево” и его особенностями;
- доказать ведущую роль деревьев в экосистеме леса;
- познакомить учащихся с животными и растениями леса, их “профессиями” в экосистеме леса, способами приспособления друг к другу;
- обобщить знания о лесе как устойчивой экосистеме с замкнутым круговоротом веществ;
- совместно с учащимися вывести правила поведения в лесу, доказать необходимость охраны лесных насаждений.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Определение темы урока
Звучат звуки леса (Приложение 2 (запись лесных птиц) можно получить, связавшись с автором статьи).
– Тему урока нам поможет определить загадка.
На экране появляется текст загадки с рисунком.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем!
– Сегодня мы вместе с нашими друзьями, героями учебника, Леной и Мишей отправимся в лес. Тема нашего урока будет звучать так (на экране появляется новый слайд (см. Приложение 1):
Экосистема леса
В названии урока прозвучало слово “экосистема”. Миша решил проверить, хорошо ли Лена усвоила материал предыдущих уроков и спросил сестру: “Что такое экосистема?” (Появляется новый слайд.)
– Ребята! Лена затрудняется! Помогите ей!
Звучат ответы детей. Делается общий вывод.
(Появляется новый слайд)
Экосистема – единство живых организмов и их среды обитания, в котором живые организмы разных “профессий” способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. (На экране появляется заставка с видом леса.)
Совместное открытие новых знаний.
– Дети! Как вы думаете? Что такое лес?
Звучат предположения детей.
– Давайте обратимся к толковому словарику в нашем учебнике и найдем там определение слова “лес”. (стр. 79)
Лес – экосистема, в которой роль главных производителей играют деревья. (Появляется новый слайд.)
– Как вы считаете, почему именно деревья, а не другие растения леса играют роль главных производителей в этой экосистеме?
– Какие преимущества имеют деревья перед другими растениями?
– Высокие деревья имеют возможность получать больше солнечных лучей.
(Появляется новый слайд - основные части дерева.)
– Назовите основные части дерева. (Крона, ствол, корни.)
– Как вы считаете, какую роль играет крона? Ствол? Корни?
(Появляется слайд “Схема движения соков в дереве”.)
– Что обозначают стрелки на схеме?
- Синие – вода и минеральные вещества.
- Красные – органические вещества или запасенная энергия солнца.
– Почему одни стрелки движутся вниз, другие – вверх?
Вода и минеральные вещества движутся к листьям и вместе с углекислым газом на свету в процессе фотосинтеза образуют органические вещества. Эти вещества расходуются на рост самими растениями и запасаются. В дальнейшем они используются потребителями.
Откроем учебники на стр. 56 и сравним наши предположения с выводами в учебнике.
Физкультминутка
(Появляется заставка с деревьями.)
– Итак, мы с вами определили, что деревья – главные производители лесной экосистемы.
– Какие еще растения (кроме деревьев) мы можем встретить в лесу?
(Появляется новый слайд.)
– В лесу растения располагаются “этажами”.
(Появляется слайд “дерево”.)
Деревья – многолетние растения с крупным твердым стеблем.
(Появляется слайд “кустарник”.)
Кустарники – многолетние растения, у которых от общего корня отходят несколько твердых стеблей.
(Появляется слайд “травы”.)
Травы – растения с мягкими зелеными стеблями.
– Мы говорили с вами о производителях лесной экосистемы. Давайте вспомним, какие связи существуют в экосистеме между живыми организмами?
(Появляется новый слайд.)
Определяются названия организмов и их функции.
- Производители – создают органические вещества.
- Потребители – потребляют готовые органические вещества.
- Разрушители – разрушают отходы и умершие организмы и перерабатывают их в минеральные вещества, необходимые производителям.
– Ребята! Мы столько идем по лесу, а животных так и не встретили. Лена подумала, что, наверное, они в лесу неважны. Как вы считаете, права ли Лена?
(Появляется слайд с животными.)
Звучат предположения детей.
– Животных в экосистеме леса намного меньше, чем растений. Но их роль велика. Ведь без них не может нормально идти круговорот веществ.
(Появляется новый слайд.)
– Что это такое? Что показывают стрелки? (Кто кем питается, а также перемещение органических веществ.)
– Можно ли назвать этот круговорот замкнутым?
Добавляются стрелки и рисунки разрушителей.
– Каких самых известных разрушителей в экосистеме леса вы знаете? (Грибы и дождевые черви).
(Появляется слайд “грибы”.)
В лесу не слишком влажно и не слишком сухо. В этих условиях разрушители могут полностью перерабатывать умершие организмы в необходимые для растений минеральные вещества. Таким образом, круговорот в лесу становится замкнутым.
Подведение итога урока
(Появляется слайд – итог урока.)
Лес – устойчивая экосистема с замкнутым круговоротом веществ.Дополнительное задание: стр.66 (правила поведения в лесу).
(Появляется новый слайд.)
Домашнее задание
Ученик, с.58 № 5, 6, 7.