Одна из пословиц гласит: “Здоровье не купишь – его разум дарит”. Следовательно, здоровье изначально даётся человеку, но не каждый осознаёт, что именно он сам несёт ответственность за его сохранность.
Работая в начальных классах, я способствую сохранению и укреплению здоровья детей через воспитание здорового образа жизни. Для реализации данной цели я подбираю специальный учебный материал для урока, использую дополнительные интересные сведения о здоровье, различные физкультминутки, разминки, игры.
Урок русского языка в 1 классе. “Парные согласные в конце слова. Упражнение в написании слов с парными согласными. Секреты здоровья”. (Система Л.В. Занкова).
Цель:
- способствовать развитию мышления, памяти, речи, орфографической зоркости;
- организовать работу по упражнению в написании слов с парными согласными на конце;
- создать условия для воспитания привычки соблюдать личную гигиену.
Оборудование: таблица “парные согласные”, иллюстрации растений используемых вместо мыла.
1. Организационный момент
- Ребята, впереди нас ждет очень интересный урок. Чтобы он принес пользу, давайте будем внимательными, любознательными и активными!
2. Актуализация
- Индивидуальная работа (за доской по карточкам).
- Чистописание.
Запиши к словам проверочные:
гриб –
суп –
душ –
мороз -
глаз -
зуб –
- Прочитайте слова. Что их объединяет?
Аптека, болезнь, врач, здоровье, заболел, лекарство.
- Какое слово лишнее? (заболел - обозначает действие, здоровье – не связано с болезнью)
- Можно ли купить здоровье в аптеке? (у детей могут быть разные мнения)
-Догадайтесь о закономерности и продолжите строчку в тетрадях до конца:
Аа Ав Ад Аё …
- Прочитайте пословицу. Вставьте пропущенные буквы. Выделите знакомые орфограммы. (у доски и в тетрадях)
Чистота – зало_ здоровья.
-Кто догадался о теме нашего урока?
- Мы будем тренироваться правильно и красиво писать слова с парными согласными на конце и узнаем несколько секретов здоровья. Первый секрет – в пословице. (чистота)
3. Физкультминутка
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось.
Отложили мы тетрадки,
Приступили мы к зарядке (рывки руками вверх-вниз).
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот. (повороты корпусом)
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать на торопись!
И в последний раз присели,
А теперь за парты сели.
- Подскажите, какой второй секрет здоровья? (зарядка)
4. Закрепление изученного
- Словарно-орфографическая работа
- Какое лекарство покупают в аптеке, чтобы смазывать ранки?
Словарь: йод [йот] – 3б., 3зв.
- Подберите слово, с помощью которого мы проверим написание буквы парного согласного.
- Составьте предложение с этим словом. (устно)
2) Упражнение в написании изученного слова.
- Прочитайте отрывок из стихотворения. О чём оно? Почему не надо бояться йода?
- Спишите стихотворение, самостоятельно найдите и выделите знакомые орфограммы. (2 ученика в это время работают по индивидуальным карточкам)
Йод порой, конечно, жжёт,
Но быстрее заживёт
Йодом смазанная ранка. (В.Лукин)
Проверка работы (1 ученик выделяет орфограммы у доски, остальные сверяют по тетрадям)
Вывод: каким словом из этого стихотворения можно проверить парный согласный в слове “йод”?
*Подчеркнуть главные члены предложений.
5. Физкультминутка
Гимнастика для глаз с помощью таблицы-тренажера.
6. Обобщение
-Сейчас мы узнаем ещё несколько секретов здоровья, а заодно поучимся слышать в речи слова с парными согласными на конце и правильно их писать.
1) Предупредительный диктант. (Услышав слово с парным согласным на конце, дети поднимают красный сигнальчик сигнальной карточки и называют это слово, т.е. предупреждают других детей об “опасности”).
- Ещё раз вспомним правило, как нужно проверять парные согласные в слабой позиции?
Учитель читает текст стихотворения:
Утром бег и душ бодрящий,
Как для взрослых, настоящий.
На ночь окна открывать,
Свежим воздухом дышать,
Ноги мыть водой холодной.
И тогда микроб голодный
Вас вовек не одолеет…
1 ученик выполняет это задание самостоятельно за доской.
Взаимопроверка по доске.
- Перечислите секреты здоровья, о которых вы узнали из стихотворения.
2) Творческая работа с текстом
- Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру “Слово потерялось”. Перед вами карточки с текстом, в котором пропущено одно и тоже слово. Вам необходимо восстановить текст и вставить пропущенное слово. Выполнять задание будем в парах.
_________не покидает нас всю нашу жизнь, заботливо помогая человеку оставаться чистым и опрятным. Наши предки в качестве _________ использовали растения. (Мыло)
Проверка задания – устно. Дополнительно найти орфограммы “жи-ши”.
Если остаётся время, учитель читает продолжение текста. Его можно прочитать также в случае затруднений детей.
Если вам придётся отправиться в поход, а под рукой не будет заветного кусочка, смело используйте такие растения, как мыльнянка, хлопушка, ягоды бузины. Они не дают пены, но хорошо отмывают грязь. (Сопровождается показом иллюстраций растений)
- Что вы узнали о мыле из этого текста?
7. Итог
-Какие секреты здоровья вы запомнили?
- Как мы будем проверять парные согласные на конце слова?
-Ребята, наш урок подошёл к концу. Я благодарю вас за активную работу и желаю вам научиться беречь своё здоровье.
Урок литературного чтения в 1 классе. “Здоровье не купишь – его разум дарит. С. Михалков. “Прививка”. Эмоциональный тон произведения”. (Система Л.В. Занкова).
Цель: - способствовать развитию мышления, памяти, речи, навыков выразительного чтения;
- организовать работу над пониманием детьми эмоционального тона произведения; пониманием отношения автора к своему герою; над выбором подходящей интонации;
- создать условия для воспитания сознательного отношения к своему здоровью.
Оборудование: карточки к игре “Это-да, это-нет”, рисунок Старичка-Здоровячка.
1. Организационный момент
- Добрый день всем! Надеюсь, вы все здоровы и дома у вас все в порядке. Сегодня у нас на уроке будет много интересного.
2. Актуализация
- Начнём урок с речевой гимнастики, чтобы подготовить свой речевой аппарат к активному труду
1) Речевая гимнастика.
- Дыхание: “Выдуй мыльный пузырь!”
- “Чистим зубы”
- “Язык колечком”
- “Футбол”
- Работа со скороговоркой:
ДЫШАТ КОШКИ, ДЫШАТ МЫШКИ,
ДЫШАТ ХРЮШКИ И ДЕТИШКИ.
Чтение медленно, затем убыстряя темп, под хлопки.
- Ребята, долго ли человек может не дышать? А для чего мы дышим?
- Сегодня к нам в гости пришёл Старичок-Здоровячок. Он принёс нам один совет (на доске, закрыт бумагой), давайте его прочитаем. (читают по рядам: нараспев, торжественно, “по-секрету”).
Всем зарядку делать надо,
Много пользы от неё,
А здоровье – вот награда
За усердие твоё!
- А что такое “здоровье”? (Дети высказывают свои мнения, затем выступает заранее подготовленный ученик)
Здоровье – это состояние организма, когда все его системы и органы работают без перебоев, то есть в полную силу.
-Девиз урока: “Здоровье не купишь – его разум дарит”.
- Как вы понимаете это высказывание?
- Итак, цель нашего урока: узнать, как можно сохранить своё здоровье, и научиться выразительно читать героическое стихотворение С. Михалкова.
3. Работа над стихотворением
1) Игра “Это-да, это-нет”
- Ребята, а как мы сами можем укреплять своё здоровье, кроме зарядки?
- Давайте поиграем в игру. Я буду говорить предложения, а вы хором отвечать: “Это-да”, если согласны с высказыванием, “Это-нет”, если наоборот.
- Ложиться спать и вставать вовремя
- Есть много сладкого
- Умываться и растираться холодной водой
- Чистить зубы
- Каждый день делать пробежки по классу
- Мыть руки перед едой
- Молодцы, мы с вами отлично поиграли! А Старичок-Здоровячок считает, что кроме закаливания и соблюдения личной гигиены, для сохранения здоровья необходимо делать профилактические прививки. Он предлагает нам прочитать стихотворение С. Михалкова “Прививка”.
4. Физкультминутка
Раз-два-три-четыре,
Три-четыре-раз-два!
Это кто шагает в ряд?
Первоклассников отряд.
Всем, всем – добрый день!
Прочь с дороги нашей, лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться.
Будем знанья получать
И здоровье укреплять!
(Дети повторяют движения за учителем).
5. Продолжение работы над стихотворением
2) Чтение стихотворения учителем.
Вопрос перед чтением: от чьего имени ведётся повествование?
3) Беседа по восприятию текста.
- Кто герой этого стихотворения?
Каков он?
- Так он смелый или не очень?
- Какие слова это доказывают?
-Когда люди употребляют словосочетание “ у меня дрожат коленки”?
4) Чтение стихотворения учащимися.
Читают стихотворение “цепочкой”, сильным учащимся предложены карточки с заданием: “Попробуй озаглавить стихотворение по-другому”.
5) Работа над характеристикой героя.
- Вам нравится образ, созданный поэтом?
- Выберите определения для его характера:
СМЕЛЫЙ ТРУСЛИВЫЙ
ВЕСЁЛЫЙ СМЕШНОЙ
ДОБРЫЙ МАЛЕНЬКИЙ
ХВАСТЛИВЫЙ ГЕРОЙ
- Каким мы представляем себе героя в начале и в середине стихотворения?
- Это стихотворение о героическом поступке или о слишком смешном случае?
- Какие слова об этом говорят? (Выборочное чтение)
Вывод: как вы думаете, поэт сочувствует своему герою или подшучивает над ним?
6. Физкультминутка
Интеллектуальный массаж:
- Пальцами взяться за уши и подвигать из вперёд-назад 10 раз
- Круговыми движениями растереть щёки 10 раз
- Растереть ладонями лоб и подбородок влево-вправо 10 раз
- Указательными и средними пальцами обеих рук одновременно растереть веки влево-вправо 10 раз
- Указательными пальцами растереть нос сверху-вниз 10 раз
- Движение челюстью влево-вправо и наоборот
6) Подбор нужной интонации для чтения стихотворения
Упражнение в выразительном чтении стихотворения: читают по 2 человека 2 раза.
- Какие слова стихотворения подходят к иллюстрации учебника?
7) Творческая работа с текстом
Инсценировка стихотворения (3-4 человека, 2 раза)
- Ребята, а для чего нужна прививка и что это такое?
7. Итог
- Вам встречались люди, похожие на этого мальчика? Что бы вы ему посоветовали?
- Чем полезен был для вас этот урок?
- Спасибо за работу, желаю вам быть здоровыми.
Литература
- Бакулина Г.А.Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 1 класс. – Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
- Вахрушева Т.В., Попова Е.В. 300 упражнений по русскому языку. Для начальной школы. – М.: “АКВАРИУМ ЛТД”, 2001.
- Ковалько В. И. Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр, упражнений, физкультминуток (1-4 классы)/ В. И. Ковалько. - М.: Эксмо, 2007.
- Полякова А. В. Русский язык. Учеб. для 1 кл. нач. шк./ А. В. Полякова. – М.: Просвещение, 2004.
- Свиридова В.Ю., Чуракова Н.А. Литературное чтение: Учебник для 1 класса. – Самара: Корпорация “Фёдоров”, Издательство “Учебная литература”, 2004.
- Узорова О.В. 500 контрольных диктантов по русскому языку: 1-4-й кл. (1-4); 1-3-й кл. (1-3)/ О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. – М.: ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2004.