Воспитание здорового образа жизни младших школьников на уроках руского языка и литературного чтения

Разделы: Начальная школа


Одна из пословиц гласит: “Здоровье не купишь – его разум дарит”. Следовательно, здоровье изначально даётся человеку, но не каждый осознаёт, что именно он сам несёт ответственность за его сохранность.

Работая в начальных классах, я способствую сохранению и укреплению здоровья детей через воспитание здорового образа жизни. Для реализации данной цели я подбираю специальный учебный материал для урока, использую дополнительные интересные сведения о здоровье, различные физкультминутки, разминки, игры.

Урок русского языка в 1 классе. “Парные согласные в конце слова. Упражнение в написании слов с парными согласными. Секреты здоровья”. (Система Л.В. Занкова).

Цель:

  • способствовать развитию мышления, памяти, речи, орфографической зоркости;
  • организовать работу по упражнению в написании слов с парными согласными на конце;
  • создать условия для воспитания привычки соблюдать личную гигиену.

Оборудование: таблица “парные согласные”, иллюстрации растений используемых вместо мыла.

1. Организационный момент

- Ребята, впереди нас ждет очень интересный урок. Чтобы он принес пользу, давайте будем внимательными, любознательными и активными!

2. Актуализация

  1. Индивидуальная работа (за доской по карточкам).
  2. Запиши к словам проверочные:

    гриб –

    суп –

    душ –

    мороз -

    глаз -

    зуб –

  3. Чистописание.

- Прочитайте слова. Что их объединяет?

Аптека, болезнь, врач, здоровье, заболел, лекарство.

- Какое слово лишнее? (заболел - обозначает действие, здоровье – не связано с болезнью)

- Можно ли купить здоровье в аптеке? (у детей могут быть разные мнения)

-Догадайтесь о закономерности и продолжите строчку в тетрадях до конца:

Аа Ав Ад Аё …

- Прочитайте пословицу. Вставьте пропущенные буквы. Выделите знакомые орфограммы. (у доски и в тетрадях)

Чистота – зало_ здоровья.

-Кто догадался о теме нашего урока?

- Мы будем тренироваться правильно и красиво писать слова с парными согласными на конце и узнаем несколько секретов здоровья. Первый секрет – в пословице. (чистота)

3. Физкультминутка

Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось.
Отложили мы тетрадки,
Приступили мы к зарядке (рывки руками вверх-вниз).
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот. (повороты корпусом)
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать на торопись!
И в последний раз присели,
А теперь за парты сели.

- Подскажите, какой второй секрет здоровья? (зарядка)

4. Закрепление изученного

  1. Словарно-орфографическая работа

- Какое лекарство покупают в аптеке, чтобы смазывать ранки?

Словарь: йод [йот] – 3б., 3зв.

- Подберите слово, с помощью которого мы проверим написание буквы парного согласного.

- Составьте предложение с этим словом. (устно)

2) Упражнение в написании изученного слова.

- Прочитайте отрывок из стихотворения. О чём оно? Почему не надо бояться йода?

- Спишите стихотворение, самостоятельно найдите и выделите знакомые орфограммы. (2 ученика в это время работают по индивидуальным карточкам)

Йод порой, конечно, жжёт,
Но быстрее заживёт
Йодом смазанная ранка. (В.Лукин)

Проверка работы (1 ученик выделяет орфограммы у доски, остальные сверяют по тетрадям)

Вывод: каким словом из этого стихотворения можно проверить парный согласный в слове “йод”?

*Подчеркнуть главные члены предложений.

5. Физкультминутка

Гимнастика для глаз с помощью таблицы-тренажера.

6. Обобщение

-Сейчас мы узнаем ещё несколько секретов здоровья, а заодно поучимся слышать в речи слова с парными согласными на конце и правильно их писать.

1) Предупредительный диктант. (Услышав слово с парным согласным на конце, дети поднимают красный сигнальчик сигнальной карточки и называют это слово, т.е. предупреждают других детей об “опасности”).

- Ещё раз вспомним правило, как нужно проверять парные согласные в слабой позиции?

Учитель читает текст стихотворения:

Утром бег и душ бодрящий,
Как для взрослых, настоящий.
На ночь окна открывать,
Свежим воздухом дышать,
Ноги мыть водой холодной.
И тогда микроб голодный
Вас вовек не одолеет…

1 ученик выполняет это задание самостоятельно за доской.

Взаимопроверка по доске.

- Перечислите секреты здоровья, о которых вы узнали из стихотворения.

2) Творческая работа с текстом

- Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру “Слово потерялось”. Перед вами карточки с текстом, в котором пропущено одно и тоже слово. Вам необходимо восстановить текст и вставить пропущенное слово. Выполнять задание будем в парах.

_________не покидает нас всю нашу жизнь, заботливо помогая человеку оставаться чистым и опрятным. Наши предки в качестве _________ использовали растения. (Мыло)

Проверка задания – устно. Дополнительно найти орфограммы “жи-ши”.

Если остаётся время, учитель читает продолжение текста. Его можно прочитать также в случае затруднений детей.

Если вам придётся отправиться в поход, а под рукой не будет заветного кусочка, смело используйте такие растения, как мыльнянка, хлопушка, ягоды бузины. Они не дают пены, но хорошо отмывают грязь. (Сопровождается показом иллюстраций растений)

- Что вы узнали о мыле из этого текста?

7. Итог

-Какие секреты здоровья вы запомнили?

- Как мы будем проверять парные согласные на конце слова?

-Ребята, наш урок подошёл к концу. Я благодарю вас за активную работу и желаю вам научиться беречь своё здоровье.

Урок литературного чтения в 1 классе. “Здоровье не купишь – его разум дарит. С. Михалков. “Прививка”. Эмоциональный тон произведения”. (Система Л.В. Занкова).

Цель: - способствовать развитию мышления, памяти, речи, навыков выразительного чтения;

- организовать работу над пониманием детьми эмоционального тона произведения; пониманием отношения автора к своему герою; над выбором подходящей интонации;

- создать условия для воспитания сознательного отношения к своему здоровью.

Оборудование: карточки к игре “Это-да, это-нет”, рисунок Старичка-Здоровячка.

1. Организационный момент

- Добрый день всем! Надеюсь, вы все здоровы и дома у вас все в порядке. Сегодня у нас на уроке будет много интересного.

2. Актуализация

- Начнём урок с речевой гимнастики, чтобы подготовить свой речевой аппарат к активному труду

1) Речевая гимнастика.

  • Дыхание: “Выдуй мыльный пузырь!”
  • “Чистим зубы”
  • “Язык колечком”
  • “Футбол”
  • Работа со скороговоркой:

ДЫШАТ КОШКИ, ДЫШАТ МЫШКИ,

ДЫШАТ ХРЮШКИ И ДЕТИШКИ.

Чтение медленно, затем убыстряя темп, под хлопки.

- Ребята, долго ли человек может не дышать? А для чего мы дышим?

- Сегодня к нам в гости пришёл Старичок-Здоровячок. Он принёс нам один совет (на доске, закрыт бумагой), давайте его прочитаем. (читают по рядам: нараспев, торжественно, “по-секрету”).

Всем зарядку делать надо,
Много пользы от неё,
А здоровье – вот награда
За усердие твоё!

- А что такое “здоровье”? (Дети высказывают свои мнения, затем выступает заранее подготовленный ученик)

Здоровье – это состояние организма, когда все его системы и органы работают без перебоев, то есть в полную силу.

-Девиз урока: “Здоровье не купишь – его разум дарит”.

- Как вы понимаете это высказывание?

- Итак, цель нашего урока: узнать, как можно сохранить своё здоровье, и научиться выразительно читать героическое стихотворение С. Михалкова.

3. Работа над стихотворением

1) Игра “Это-да, это-нет”

- Ребята, а как мы сами можем укреплять своё здоровье, кроме зарядки?

- Давайте поиграем в игру. Я буду говорить предложения, а вы хором отвечать: “Это-да”, если согласны с высказыванием, “Это-нет”, если наоборот.

  • Ложиться спать и вставать вовремя
  • Есть много сладкого
  • Умываться и растираться холодной водой
  • Чистить зубы
  • Каждый день делать пробежки по классу
  • Мыть руки перед едой

- Молодцы, мы с вами отлично поиграли! А Старичок-Здоровячок считает, что кроме закаливания и соблюдения личной гигиены, для сохранения здоровья необходимо делать профилактические прививки. Он предлагает нам прочитать стихотворение С. Михалкова “Прививка”.

4. Физкультминутка

Раз-два-три-четыре,
Три-четыре-раз-два!
Это кто шагает в ряд?
Первоклассников отряд.
Всем, всем – добрый день!
Прочь с дороги нашей, лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться.
Будем знанья получать
И здоровье укреплять!
(Дети повторяют движения за учителем).

5. Продолжение работы над стихотворением

2) Чтение стихотворения учителем.

Вопрос перед чтением: от чьего имени ведётся повествование?

3) Беседа по восприятию текста.

- Кто герой этого стихотворения?

Каков он?

- Так он смелый или не очень?

- Какие слова это доказывают?

-Когда люди употребляют словосочетание “ у меня дрожат коленки”?

4) Чтение стихотворения учащимися.

Читают стихотворение “цепочкой”, сильным учащимся предложены карточки с заданием: “Попробуй озаглавить стихотворение по-другому”.

5) Работа над характеристикой героя.

- Вам нравится образ, созданный поэтом?

- Выберите определения для его характера:

СМЕЛЫЙ ТРУСЛИВЫЙ

ВЕСЁЛЫЙ СМЕШНОЙ

ДОБРЫЙ МАЛЕНЬКИЙ

ХВАСТЛИВЫЙ ГЕРОЙ

- Каким мы представляем себе героя в начале и в середине стихотворения?

- Это стихотворение о героическом поступке или о слишком смешном случае?

- Какие слова об этом говорят? (Выборочное чтение)

Вывод: как вы думаете, поэт сочувствует своему герою или подшучивает над ним?

6. Физкультминутка

Интеллектуальный массаж:

  • Пальцами взяться за уши и подвигать из вперёд-назад 10 раз
  • Круговыми движениями растереть щёки 10 раз
  • Растереть ладонями лоб и подбородок влево-вправо 10 раз
  • Указательными и средними пальцами обеих рук одновременно растереть веки влево-вправо 10 раз
  • Указательными пальцами растереть нос сверху-вниз 10 раз
  • Движение челюстью влево-вправо и наоборот

6) Подбор нужной интонации для чтения стихотворения

Упражнение в выразительном чтении стихотворения: читают по 2 человека 2 раза.

- Какие слова стихотворения подходят к иллюстрации учебника?

7) Творческая работа с текстом

Инсценировка стихотворения (3-4 человека, 2 раза)

- Ребята, а для чего нужна прививка и что это такое?

7. Итог

- Вам встречались люди, похожие на этого мальчика? Что бы вы ему посоветовали?

- Чем полезен был для вас этот урок?

- Спасибо за работу, желаю вам быть здоровыми.

Литература

  1. Бакулина Г.А.Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 1 класс. – Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  2. Вахрушева Т.В., Попова Е.В. 300 упражнений по русскому языку. Для начальной школы. – М.: “АКВАРИУМ ЛТД”, 2001.
  3. Ковалько В. И. Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр, упражнений, физкультминуток (1-4 классы)/ В. И. Ковалько. - М.: Эксмо, 2007.
  4. Полякова А. В. Русский язык. Учеб. для 1 кл. нач. шк./ А. В. Полякова. – М.: Просвещение, 2004.
  5. Свиридова В.Ю., Чуракова Н.А. Литературное чтение: Учебник для 1 класса. – Самара: Корпорация “Фёдоров”, Издательство “Учебная литература”, 2004.
  6. Узорова О.В. 500 контрольных диктантов по русскому языку: 1-4-й кл. (1-4); 1-3-й кл. (1-3)/ О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. – М.: ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2004.