Цель.
- Дать понятие неопределённой формы глагола, способы образования глаголов неопределённой формы.
- Развивать логическое мышление и осознанное применение правил на практике, языковую наблюдательность, речевую культуру.
- Воспитывать интерес к предмету.
- Организационный момент.
- Минутка чистописания.
- Элементы каких букв спрятались в этих буквах?
(показ. букв л, м)
- Соедините буквы, напишите
я, Яя
ял ям ля мя
-Чем отличаются слоги?
-На что указывает я в первом слоге? Во втором?
- Словарная работа.
Ззвучит “Времена года” П.Чайковского, на доске картинки с изображением зимней природы.)
- Отгадайте загадки.
Щиплет уши,
Щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадёт
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это?
(январь)
Последний лист в календаре,
Последний месяц на дворе.
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
(декабрь)
Всё присмирело, съёжилось,
Поникло, облетело,
Лишь ёлочка пригожая
К зиме похорошела.
(ноябрь)
Ветры, бури, ураганы,
Дуйте что есть мочи,
Вихри, вьюги и бураны
Разыграйтесь к ночи.
(февраль)
На доске появляются слова с пропущенными буквами: …нварь, д…кабрь, н…брь, ф…враль.
- Вставьте пропущенные буквы.
- Назовите одним словом.
месяц
- На что указывает буква я?
- Что объединяет все эти слова?
(относятся к имени существительному)
Работа с пословицами.
( на доске)
- соедините правильно, спишите, найдите и подчеркните глаголы, обозначьте время (проверка)
- какое сейчас время года? (весна)
- назовите признаки весны
- Актуализация знаний.
На доске:
… руч…и
прил…тели
… гр…чи
прин…сла
В дом свой улей – пч…ла
зазв…нели
Первый мё…
- Прочитайте, назовите пропущенные буквы, докажите, вставьте слова.
- К какой части речи они относятся?
- Что называется глаголом?
- Запишите по памяти.
(Проверка.)
- Синтаксический разбор третьего предложения
- Разбор по составу глаголов прилетели, зазвенели, принесла
- При помощи чего образованы глаголы? (при помощи приставок).
- Новая тема.
На доске:
нести
звенеть
лететь
ходить
бежать
- образуйте однокоренные глаголы с помощью приставок
принести
зазвенеть
прилететь
уходить
убежать
- На какие вопросы отвечают глаголы первого столбика? второго столбика?
- Какой вывод можно сделать?
Вывод: глаголы неопределённой формы, отвечающие на вопрос что делать? употребляются без приставок, глаголы неопределённой формы, отвечающие на вопрос что сделать? употребляются с приставками.
- правило в учебнике с. 213
- Закрепление.
Творческая работа. Используя данные слова, составьте текст из 3-4 предложений.
Солнце, капель, лужи, снег, весна.
Ярко, тепло, растаять.
Зазвенеть, пришла.
- Проверка.
- Назовите глаголы неопределённой формы.
- На какие вопросы они отвечают?
- . Итог урока.
- Как образуются глаголы неопределённой формы, отвечающие на вопрос что сделать?
Д/з с. 213, упр. 268.
См. презентацию.