В МОУ “Усть-Илимский экспериментальный лицей”, реализующем проект разновозрастного обучения и воспитания, событием, вокруг которого создаётся целый спектр направлений деятельности взрослых и детей, является бал. Бал наш лицей даёт ежегодно в честь вступивших в лицейское братство учащихся подготовительного отделения, в честь первого – Пушкинского – выпуска Царскосельского лицея, в честь всех лицеистов России.
Почему именно балом принято отмечать день вступления младших лицеистов в лицейское братство? Чтобы сделать этот день незабываемым, подчеркнуть его важность.
В XIX веке бал – не только танцевальный вечер, это форма светской жизни, место непринуждённого общения, отдыха. Проведение бала в лицее имеет целью пробудить интерес к культуре прошлого, русской классической литературе, возродить формы общественной жизни 19 в., способствующие повышению общей культуры личности. Бал позволяет в комплексе решать задачи образования и воспитания подростков в процессе их собственной деятельности.
“Проживание бала” – мощный импульс для развития личности подростка: нужно знать реалии эпохи, моду, этикет, принятый на балах, танцы и так далее. Сам бал в контексте современности воспринимается как альтернативная форма досуга молодёжи. На бале обязательно присутствие всех лицеистов, ведь каждого из них когда-то посвящали в лицейское братство 19 октября.
Ю.М. Лотман считал бал “областью общественного представительства, формой социальной организации, коллективного бытия”. Для всех участников образовательного процесса лицейский бал стал возможностью предъявить себя, гармонизировать межличностные отношения, создать представление об идеальных отношениях. Вспомним, как Л.Н. Толстой говорит о мироощущении Наташи Ростовой после бала: “На глаза Наташи, все бывшие на бале были одинаково добрые, милые, прекрасные люди, любящие друг друга: никто не мог обидеть друг друга, и потому все должны были быть счастливы”. А вот впечатление о лицейском бале нашей современницы:
К нам он сквозь годы прорвался
В этот стремительный век.
Бал! Это лучшее, может, что изобрёл человек.
Всё так волнительно, ново,
Кругом идёт голова.
Будто Наташа Ростова
Я в эту залу вошла.
Ах, этот блеск, эти краски,
В танце мелькают огни.
Словно из старенькой сказки
Вдруг появились они.
Шелест роскошных нарядов,
Запах духов дорогих…
Всё это близко, всё рядом,
Я не забуду о них.
Я никогда не забуду тех,
Кто со мной танцевал.
Словно какое-то чудо
В жизни моей этот бал!
Демиденко Александра, выпускница 2002 г.
Бал – неотъемлемая принадлежность дворянской культуры. С исчезновением этой культуры утрачен смысл бала, о котором сказано выше. Кроме того, в семьях не сохранились или отсутствуют родовые культурные традиции, и поэтому классическая литература XIX века является подчас едва ли не единственным их транслятором. Поэтому подготовка к балу начинается с уроков литературы, на которых определяется место бала в культурной жизни общества. Это событие позволяет организовать и систему внеклассной работы по литературе, включающую следующие формы, ставшие традиционными:
- анализ эпизодов, посвящённых балу, на занятиях по литературе при изучении художественных текстов;
- конкурс стихотворений, посвящённых балу, которые раскрывают отношение к нему учащихся, позволяют сделать вывод о приятии детьми этой традиции;
- разработка сценариев: бала, предшествующей ему Церемонии посвящения в лицеисты учащихся подготовительного отделения, литературных салонов;
- инсценирование фрагментов произведений А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.И. Куприна и т.д., посвящённых балу, что способствует более осмысленному их восприятию и запоминанию;
- подготовка материалов для классных часов по изучению бального этикета;
- утренняя проповедь в понедельник, напоминающая о правилах поведения на бале юношей и девушек;
- подборка литературы исторической, этнографической, культурологической направленности, где раскрывается роль бала в воспитании человека.
П.А. Вяземский отмечал: “Сам бал был не просто зрелищем, а зрелищем в зрелище. Молодые люди учились любезничать, влюбляться, пользоваться правами и вместе с тем покоряться обязанностям. Тут учились и чинопочитанию, и почитанию”.
В лицее накоплен большой опыт по организации и проведению бала. Думается, что данная статья поможет всем, кто считает возрождение бальных традиций необходимым делом.
С чего начать подготовку к балу? С поиска единомышленников. Хорошо, если вашу идею поддержат, помимо администрации, классные руководители, учителя изобразительного искусства и музыки.
Художник вместе с учениками оформляет интерьер холла и вестибюля, в котором разместятся:
- исполненные в стиле XIX века портреты представителей русского общества XIX века, облачённых в бальные наряды;
- тексты лучших стихотворений лицеистов о бале, заключённые в изящные рамки;
- фрагменты текстов художественных произведений, посвящённые балу.
Цель оформления – создать атмосферу ожидания бала. Дети, особенно девочки, выбирают фасон платья, причёску; этим же интересуются и родители. В последний вечер перед балом интерьер лестниц, холлов, актового зала оформляется по-новому. Эскизы делаются на основе литературных текстов, поэтому интерьер украшают детали в стиле XIX века: колонны, цветы, зеркала, подсвечники. Элемент новизны оформления усиливает впечатление необычности происходящего, создаёт радостное настроение у детей: “Наташа в первый раз живо представила себе то, что ожидает её там, на бале, в освещённых залах, – музыка, цветы, танцы…. То, что ожидало её, было так прекрасно, что она не верила даже тому, что это будет.” (Л.Н. Толстой. “Война и мир”.) Этого ожидания нельзя обмануть.
Вашу идею должны поддержать и классные руководители. Накануне мы проводим цикл бесед на тему: “Какая радость: будет бал!”, которые сопровождаются компьютерными презентациями, включающими фотографии эпизодов балов прошлых лет, иллюстрации к произведениям, фрагменты кинофильмов. Цель классных часов – познакомить с бальным этикетом, с бальными модами, рассказать о правилах проведения бала. Эту же информацию доводим до сведения родителей, потому что бал должен стать событием и для семьи. В приготовлении к балу принимают участие и родители, и родственники, и друзья дома.
Учитель музыки готовит фонограммы для бальных танцев, разучивает с родителями и детьми романсы, которые прозвучат на бале.
Очевидно, что вы не организуете бал без учителя хореографии, задача которого – разучить с детьми танцы в стиле XIX века. В книге “Беседы о русской культуре” Ю.М. Лотман пишет: “Основным элементом бала как общественно-эстетического действа были танцы. Они служили организующим стержнем вечера”. Но в то же время бал – ритуализированное действо, где существовала строгая последовательность не только танцев – выделялись различные обязательные элементы. Каждому этапу бала (от входа в залу до разъезда) соответствовали типовые эмоции, стили поведения. Воспроизводимость этих этапов в заданной последовательности позволяет говорить о технологии организации и проведения бала. Итак, в чём же она заключается?
Когда определена дата проведения бала, рассылаются пригласительные билеты.
Приглашали на бал заблаговременно, “посредством рассылаемых или выдаваемых изящных пригласительных билетов”. (Лаврентьева Е.В. “Светский этикет пушкинской поры”.) Пригласительный билет мог выглядеть следующим образом. Это карточка размером15 / 12 см. В верхней части размещено изображение бальных сцен, занимающее две трети карточки. По центру нижней части изображался родовой герб, вокруг которого была надпись: “Маскарад в доме обершталмейстера Льва Александровича Нарышкина. Ужин. Бал”. Текст повторялся на четырёх языках – русском, французском, немецком, английском. (Короткова М.В. “Путешествие в историю русского быта”.)
Очень важно, чтобы прибывающие на бал гости не испытывали никаких неудобств, поэтому определяется заранее: кто будет встречать гостей, где они смогут снять верхнюю одежду, как разместятся в бальной зале, какая музыка будет звучать перед балом и т.д.
Обязательно разрабатывается сценарий бала. Литературная часть сценария строится каждый год по-разному: на основе фрагментов произведений русской классики, посвящённых балу – романа А.С. Пушкина “Евгений Онегин”; Л.Т. Толстого “Война и мир”, “Анна Каренина”, “После бала”; А.И. Куприна “Юнкера” и др. Интерес у учащихся вызывают сценарии, посвящённые бальному этикету, танцам и их роли в общей грамматике бала, бальным играм. Всегда включаются в сценарий бала стихотворения лицеистов, причём материала накоплено столько, что сценарий последнего бала был построен полностью на текстах творческих работ учащихся. Ведут бал хозяйка и распорядитель, их роли исполняют учащиеся старших классов.
Первый танец на бале – полонез. В первой паре шёл хозяин с “наипочтеннейшим” гостьей, во второй – хозяйка дома с “наипочтеннейшим” гостем. Наипочтеннейшие гости на нашем бале – учащиеся подготовительных отделений, потому что бал даётся в их честь. Они и открывают наш бал.
Второй танец – вальс. Он и сегодня является для наших лицеистов одним из любимых бальных танцев. Собственные эмоции – волнение, радость – учащиеся соотносят с переживаниями литературных героев: “Никогда ещё в жизни не случалось Александрову танцевать с такой ловкостью и с таким наслаждением, как теперь. Их движения дошли до той полной согласованности и так слились с музыкой, что, казалось, у них одна воля, одно дыхание, одно биение сердца. Их быстрые ноги касались скользкого паркета лишь самыми кончиками “цыпочек”, и оттого в их танце было чувство стремления ввысь, чудесное ощущение воздушного полёта во вращательном движении, блаженная лёгкость, почти невесомость… А сверху лился из рук весёлых волшебников, как ритмичное очарование, упоительный вальс”. (А.И. Куприн. “Юнкера”.)
Мазурка составляла центр бала и знаменовала собой его кульминацию. Мазурка танцевалась с многочисленными причудливыми фигурами и мужским соло. Современники вспоминают: “Мазурка имела искони особо интересное значение: она служила руководством для соображений насчёт сердечных склонностей – и сколько было сделано признаний под звуки её живой мелодии”.
“Мазурка – душа бала, цель влюблённых, телеграф толков и пересудов, почти провозглашение о новых свадьбах, мазурка – это два часа, высчитанные судьбою своим избранным в задаток счастья всей жизни”, – говорит герой повести Е. Ростопчиной.
Один из заключающих бал танцев был котильон. Он танцевался на мотив вальса и представлял собой танец – игру, самый непринуждённый, разнообразный и шаловливый танец. “Там делают и крест, и круг, и сажают даму, с торжеством подводя к ней кавалеров, дабы избрала, с кем хочет танцевать...”. Затем следуют фигуры с шутками, подавание карт, узелков, сделанных из платков, перепрыгивайте, через платок высоко... Часто котильон сопровождался “беготнёй по всем комнатам”. В художественных произведениях, принадлежащих перу поэтов и писателей XIX века, упоминаются и полька, и галоп.
На балах исполняли и сольные танцы. Особенно популярен был русский народный танец. По отзывам современников, дочь А.Г. Орлова-Чесменского, Анна Алексеевна, была выдающейся исполнительницей русских народных танцев. Вот как о её таланте отзывалась иностранная гостья: “Дочь графа – прославленная танцорка, вот там-то я и увижу все настоящие русские танцы в самом лучшем исполнении”. “Княгиня Урусова – совершенная богиня, восхитила всех своею русскою пляскою”, – писал поэт П. А.Вяземский в письме к своему другу. Мастерством в исполнении русской пляски наградил Л.Н. Толстой свою любимую героиню Наташу Ростову.
“Ну, племянница! – крикнул дядюшка, взмахнув к Наташе рукой, оторвавшей аккорд.
Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперёд дядюшки и, подперевши руки в боки, сделала движенье плечами и стала.
Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, – эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, -этот дух, откуда взяла она эти приёмы, которые pas de chale должна была вытеснить? Но дух и приёмы эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от неё дядюшка. Как только она стала, улыбнулась торжественно, гордо и хитро-весело, первый страх, который охватил было Николая и всех присутствующих, страх, что она не то сделает, прошёл, и они уже любовались ею.
Она сделала то самое и так точно, так вполне это точно сделала, Что Анисья Фёдоровна, которая тотчас подала ей необходимый для её дела платок, сквозь смех прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и бархате воспитанную графиню, которая умела понять всё то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тётке, и в матери, и во всяком русском человеке”. (Л.Н. Толстой. “Война и мир”.) Уроки классики заключаются и в том, что убеждают: как бы высоко ни вознесла тебя жизнь, отрываться от родной культуры, от народных традиций не следует.
К сольным танцам принадлежал и па-де-шаль – танец с шалью. Он пришёл в Россию из Франции, а там его появлению способствовало увлечение французского общества античной культурой.
На балах принято было исполнение романсов, музицирование, проведение благотворительных базаров, розыгрыша лотерей.
Для балов существовали определённые правила приличия. Девушка, первый раз присутствующая на бале, непременно должна была быть одета в платье светлых тонов – голубое, жемчужное, персиковое. Она не должна была надевать дорогих украшений, разве что нитку жемчуга на шею. Девушка, надевшая дорогие украшения, выглядела безвкусно и нелепо. Появляться в обществе она должна была только в сопровождении матери или другой родственницы, старшей по возрасту. (Лавреньева Е.В. “Светский этикет пушкинской поры”.) “Наташа ехала на первый большой бал в своей жизни. Все силы её с самого утра были устремлены на то, чтоб они все: она, мама, Соня – были одеты как нельзя лучше. Соня и графиня поручились вполне ей. На графине должно было быть масака бархатное платье, на них двух белые дымковые платья на розовых шёлковых чехлах, с розанами в корсаже. Волоса должны были быть причёсаны a la grecque.” (Л.Н. Толстой. “Война и мир”.)
Из-за недостатков на балу кавалеров какая-нибудь девушка или дама могла оказаться не приглашённой на танец. В этом случае “должно” следовать правилу: “Ожидайте спокойно и весело, пока не подойдёт к вам кавалер: ибо сколь ни приятно для молодой девицы оставаться на бале часто не приглашённою на танцы, но это небольшая только, скоро проходящая неприятность, которую равнодушно перенесть можно, между тем как спокойствие, скромность и весёлость скорее привлекут к вам желаемого кавалера, нежели явное обнаружение дурного расположения и горькой досады”. (Лавреньева Е.В. “Светский этикет пушкинской поры”.)
Для молодых людей тоже существовали правила. Было немыслимо, чтобы кто-либо из присутствующих молодых мужчин позволил себе не танцевать. “Кавалер ни в коем случае не имеет права оставить после какого бы то ни было танца даму среда залы: это, во-первых, верх неприличия, а во-вторых, у дамы, может быть, закружилась голова, а вы её бросили на произвол танцующих, отчего она может упасть, чем, конечно, скомпрометирует вас 5 глазах общества, и дамы будут в другой раз, безусловно, вам отказывать. На балах или семейных вечерах, между фигурами кавалер обязан занимать даму лёгким разговором, но, не касаясь специально научных предметов, какие дама, может, и не знает, чем сконфузите её”. (“Настольная книга для молодых людей, составленная под руководством артистов императорских театров московским учителем танцев”)
Уважение присутствующих друг к другу требовало неукоснительного выполнения этих правил.
Цепь танцев организовывала и последовательность разговоров. “Бальный разговор имел свою прелесть – оживлённость, свободу и непринуждённость беседы между мужчиной и женщиной, которые оказывались одновременно и в центре шумного празднества, и в невозможной в других обстоятельствах близости. Поэтому так характерна для балов атмосфера влюблённости”, – отмечает Ю.М.Лотман. “Вальс – вскружит голову, кадриль – подарит минутами для беседы; а мазурка, о, уж эта мазурка! Она почти всегда начинается предложением, а оканчивается согласием на него...”, – читаем в воспоминаниях мемуаристов.
Работая с подростками, мы часто с горечью отмечаем, что дети совсем не читают классические произведения. Готовя их к балу, вы будете иметь возможность не раз побудить их обратиться к художественной литературе, в которой балу, как феномену русской культуры, посвящены лучшие страницы, подарите им радость соприкосновения с прекрасным. Часто подросткам не хватает слов, чтобы выразить собственные переживания, понять, что же с ними происходит, и тогда на помощь приходят литературные герои. Они поставлены в те же ситуации, переживают те же чувства, но могут сказать об этом достойно, красиво, точно, ярко.
Сегодня лицейский бал возведён детьми в ранг одной из самых лучших лицейских традиций, а подтверждением этого являются стихотворения лицеистов.
Каждый год в октябре, в девятнадцатый день,
Зажигаются в актовом свечи.
В зеркалах отразится минувшего тень,
Вздохом вальса откликнется вечер.
И неважно, какой сейчас век за окном-
Девятнадцатый или двадцатый…
Так же шепчется осень с листвой под дождём
И над городом стынут закаты.
В этот день наш лицей – Царскосельскому брат,
Крепнет дружеских рук пожатье…
Как изыскан подруг моих новый наряд,
Как красивы их бальные платья!
Пусть проходят, седея, года чередой,
Каждый чем-то особым отмечен.
Бал в лицее! И дружбы пламень святой
Никогда не погаснет. Он вечен!
Коршунова Дина, выпускница 1997 г.
Если молодые люди научатся вести себя в обществе с достоинством, уважением к окружающим и их манеры будут отличаться учтивостью, а внешний вид – безупречностью, то можно с уверенностью сказать, что уроки классики ими усвоены. Интерес к литературе XIX века после подобных мероприятий возрастает многократно. Дети заучивают наизусть, и не только для оценки, фрагменты текстов, увлечённо занимаются стихотворчеством, с интересом участвуют в театрализованных постановках.
Мы проводим балы не только в лицее. В честь 200-летия со дня рождения А.С. Пушкина лицеисты давали бал в городском Дворце культуры, куда были приглашены учащиеся школ города. В юбилейные для лицея годы мы совершаем поездки в Санкт-Петербург, проводим Церемонию посвящения в лицеисты учащихся подготовительного отделения в Царскосельском лицее, и в честь этого события устраиваем бал. Во время первой поездки бал проводился актовом зале Царскосельского лицея, во время второй – в Аничковом дворце. Вообще тенденция возрождения бала в современной культурной жизни явно ощутима. Музейные комплексы проведение балов делают составной частью своей программной деятельности, что говорит об их востребованности. Так, музей Л.Н. Толстого в Москве приглашает старших школьников на “Первый бал Наташи Ростовой”. В доме-музее Волконских (г. Иркутск) также проводятся балы для юношества. В подготовке к этому событию незаменимую роль играет русская литература.
Сегодня лицеистов приглашают для проведения балов в учреждения культуры и школы города, они пользуются популярностью у старшеклассников. Именно на бале раскрывается общий уровень культуры человека, который проявляется во многом: в знании культуры родной страны, правил этикета, стремлении соответствовать идеалу. Ведь лучшие представители русского общества XIX века равно блистали на поле брани, на общественном поприще и в бальной зале.
Может быть, кто-то и сочтёт возрождение бала занятием ненужным, но в Усть-Илимском традиция бала сохраняется и развивается. “Где б ни был бал: в лицее, в Доме офицеров, в дворцовой зале, в школе…”, он всегда остаётся праздником молодости, красоты, возвышенных чувств, способствует облагораживанию молодого поколения. Облагораживая его, мы облагораживаем будущую Россию.