Развитие речи "Путешествие капельки"

Разделы: Начальная школа


Тема. Составление истории “Путешествие Капельки”.

Цели урока:

  1. Учить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной форме.
  2. Учить детей понимать заданную тему, придерживаться темы на всех этапах подготовки и оформления своего устного рассказа.
  3. Учить подходить оценочно к предлагаемому материалу, выражать своё отношение к изображаемому, передавать в тексте рассказа свою собственную позицию.
  4. Учить располагать материал в нужной последовательности, составляя грамматически правильные конструкции предложений.
  5. Учить представлять ситуацию с точки зрения разных героев происходящих событий.

Оборудование. Музыка, капель, эскизы капелек каждому ученику, цветные карандаши, сосульки из фольги, солнышко.

– Ребята, вы любите загадки? Тогда отгадайте одну, не очень трудную.

Есть у Зимушки-царицы
Три пригожие сестрицы.
Вместе водят хоровод
Друг за другом круглый … год.

1. Введение в тему урока. Повторение времён года.

(Вывешиваю рисунок года)

– Как вы догадались, что это год?

– Почему год называют круглым?

– Сколько времён года сменяют друг друга, пока катится круглый год?

– А какое сейчас время года?

– Можете ли вы доказать, что сейчас весна? Чем весна отличается от всех других времён года?

Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает, когда это бывает?

– Какой месяц начинает весну? А какой завершает?

– Кто может сказать, а какая она весна? (Вывешиваю рисунок девушки Весны)

2. Вслушивание в весенние звуки.

– Послушайте, что там за окном?

(Каркают вороны, гудят машины, разговаривают люди, ветер, капель…)

– Постарайтесь найти самое яркое, самое точное описание сегодняшнего утра

– Закройте глаза и произнесите слово “Весна”. Какое чувство у вас возникло?

(Радость, скоро наступит лето, солнышко греет всё теплее, счастье, уверенность, что всё получится …)

– А теперь назовите самое главное отличие весны. (сосульки, капель)

Висит за окошком кулёк ледяной.

Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька)

– Кто помнит, как впервые в этом году увидел сосульки и услышал капель?

– Какие чувства вы испытали при этом?

– Что приходит к людям вместе с капелью?

(Хорошее настроение, радость, ожидание нового, весна…)

3. Чтение отрывка “Мартовская капель”.

Е.И.Матвеева. Литературное чтение, с. 55. 1-й класс. (Тексты у каждого ученика)

“Мартовская капель”. Е.И.Матвеева

…Кап…кап – кап…кап…кап…кап – кап-кап…

Засыпая, всё слышу я, как шуршит по железке за окошком, постукивает сонно, мягко – это весеннее, обещающее – кап-кап…

Это не скучный дождь, как зарядит, бывало, на неделю: это весёлая апрельская капель. Она вызывает солнце. Теперь уж везде капель:

С крыши – кап-кап…
Под окошком – кап-кап…
Под сосёнкой – кап-кап…
Под елочкой – кап-кап…

Теперь уж скоро польёт, закапает всё сильнее и сильнее: кап-кап-кап…кап…кап…кап…

– Всегда ли капель бывает одинаковой?

(Нет. Иногда она быстрая и радостная, иногда грустная и медленная.)

4. Чтение текста под аккомпанемент капели. Показываем пальчиками, какой может быть капель.

а) Класс делю на две части. Одни дети пальчиками отстукивают сначала грустную и медленную капель, остальные под “звук капели” читают текст.

б) Меняю роли детей. Те, кто читал, пальчиками отстукивают быструю и радостную капель, остальные под “звук капели” читают текст.

– Какую капель изобразил автор в своём тексте?

в) Давайте и мы создадим для себя хорошее настроение. Все вместе споём весеннюю песенку. Г\з “Весенняя песенка” (Текст песенки выучен заранее, можно раздать напечатанный на листочках)

Динь-дон, динь-дон, динь-дон -3 р.
На дворе сосульки плакали,
Под лучами солнца таяли,
Голубые слёзки капали
И проталинку оставили
Динь-дон, динь-дон, динь-дон -3 р.

Пляшут капельки-горошинки
И на мартовской проталинке
Протянул ладошки к солнышку
Голубой цветочек маленький.
Динь-дон, динь-дон, динь-дон -3 р.

И звенят сосульки весело,
И поёт капель весенняя.
Эта солнечная песенка
Нашим мамам поздравление
Динь-дон, динь-дон, динь-дон -3 р.

– Какое настроение вызвала песенка?

– Давайте попробуем оставить его до конца урока!

5. Подготовка к составлению рассказа о капельке.

– Кто знает, как и где рождается капель?

– Что значит КАПЕЛЬ? (Это когда капает много капелек)

– А можете вы представить себе одну единственную капельку?

– Какая она? Как выглядит?

-. У нас на доске есть сосульки, но нет капелек. Какая же капель без капелек! (Над доской висят вырезанные из фольги сосульки без капелек)

6. Практическая работа детей под мелодию “Весенней песенки”.

Каждому ребёнку раздаю вырезанную по контуру капельку, а дети сами её раскрашивают, затем прикрепляют к сосулькам так, чтобы получилась капель.

7. Составление истории о капельке, которая сорвалась и упала с сосульки.

– Давайте сегодня попытаемся сочинить интересные истории, которые могли бы произойти с капелькой, которая упала с сосульки.

Жила-была большая и толстая сосулька. У неё было много маленьких деток – капелек. Все капельки были очень послушные и крепко держались друг за друга, а одной надоело висеть вниз головой, она оторвалась от своих сестёр и полетела вниз…..

Жила-была большая и толстая сосулька. У неё было много маленьких деток – капелек. Наступила весна, пригрело солнышко и захотелось капелькам посмотреть, а что происходит там внизу, они оторвались и полетели вниз. Одна капелька ….

Маленькая весёлая капелька всё время сидела дома. Ей было так грустно, так хотелось посмотреть на белый свет. Она попросила солнышко растопить её ледяной дом, выпустить её наружу. Солнышко улыбнулось капельке, растопило ледяной терем и выпустило капельку. Капелька оторвалась и полетела вниз …

(Дети берут свою капельку и рассказывают её историю. Желательно выслушать всех детей)

Обобщение. Вот сколько интересных историй вы смогли сочинить о наших капельках. Понравились ли они вам? Как вы думаете, а самим капелькам понравилось путешествовать?

– Давайте ещё раз представим капель, как капают капельки, и на этом закончим наш урок. А когда придёте домой прислушайтесь к капели, послушайте, какие ещё истории вам рассказывают капли.

(Заканчиваем урок “Весенней песенкой”)