Цель:
- готовить младшего школьника к усвоению разнообразных сведений из естественнонаучных дисциплин;
- способствовать нравственному становлению личности младшего школьника.
Задачи:
- Формировать гуманное отношение ко всему живому, целостное восприятие окружающего мира. Обобщить знания по теме "Царства живой природы", повторить правила поведения в природе.
- Развивать детскую эрудицию и общую культуру, познавательный интерес.
- Воспитывать эмоционально-положительный взгляд на мир, нравственные и эстетические чувства.
Оборудование:
- костюмы для сценок, музыка для фона, записи голосов птиц;
- таблички “Царства живой природы”, “Животные”, “Растения”, “Грибы”, “Бактерии”;
- рисунки лекарственных растений – одуванчик, цикорий, лопух, подорожник.
Ход урока
Учитель: Живет на земле человек. Он маленький, а земля огромная. Человек любит свою землю, потому что не может прожить без запаха листьев, без звонкой птичьей песни, без ручья, без яркого ласкового солнышка, без утренней росы на траве.
Ребята! Как же все это назвать, одним словом? (Природа.)
1-й ученик:
Природа нас окружила
Дивной своей красотой.
Природа нам подарила
Воздух степной и лесной,
Берег крутой с быстрой рекой,
Синее небо над головой.
Учитель: Природа бывает живая и неживая. Сегодня мы вспомним о царствах живой природы. Сколько их? (4). Перечислите.
(Животные. Растения. Грибы. Бактерии.)
2-й ученик: Первые живые существа появились примерно 3600 (три тысячи шестьсот) миллионов лет назад. Строение их организмов было очень простым, похожим на ныне живущих бактерий. Сейчас царство бактерий насчитывает примерно 1630 (Одну тысячу шестьсот тридцать) видов. И хотя их можно рассмотреть только под микроскопом, их деятельность очень заметна и важна! Бактерии быстро перерабатывают всевозможные остатки. Например, в нашем организме, в кишечнике есть такие бактерии, они помогают в пищеварении. А кефир, йогурты, творожки помогают делать из молока – кисломолочные бактерии. Но есть и болезнетворные бактерии, вызывающие различные заболевания. Например, кашель, насморк, повышение температуры при ОРВИ (острой вирусной инфекции), гриппе.
3-й ученик: Я хотел бы рассказать о царстве животных. В природе существует огромное количество видов живых существ. Они населяют почвенную, наземно-воздушную, водную среду и живут в телах многих организмов. В настоящее время описано почти 2 миллиона видов живых существ нашей планеты, из них более полутора миллионов видов животных. Млекопитающих – примерно 3700 (три тысячи семьсот) видов, птиц – 8600(восемь тысяч шестьсот) видов, рыб – 20000 (двадцать тысяч) современных видов, насекомых – 750000 (семьсот пятьдесят тысяч) видов.
В связи с таким многообразием все живые организмы делятся на группы:
- по способу передвижения: лазают, летают, бегают, ползают, прыгают, плавают;
- по питанию: травоядные, хищные, зерноядные, всеядные;
- по месту обитания.
Животные строят жилища и воспитывают свое потомство.
Народ сложил много загадок о животных. Попробуйте их отгадать.
Загадки:
1. Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (Медведь.)
2. Шевелились у цветка все 4 лепестка,
Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел. (Бабочка.)
3. На когтях, на столб сосновый влез монтер красноголовый.
Он трудился на весу, но не вспыхнул свет в лесу. (Дятел.)
4. Что за птица, на яйца не садится, по чужим гнездам шныряет, своих деток не знает? (Кукушка.)
5. Окраской – сероватая, повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая – известная персона. Кто она? (Ворона.)
6. Ей в ночь глухую не до сна. Промысел ведет она. (Сова.)
7. Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждет,
Чужие песни петь умеет,
И все же голос свой имеет. (Скворец.)
8. У нее во рту пила, под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала, а теперь в котел попала. (Щука.)
9. Маленькая, легенькая, а за хвост не поймаешь. (Ящерица.)
10. Буро- серая птичка, которая отличается красивым пением. (Соловей.)
11. Какие птицы роют норы для гнезда? (Ласточки.)
Учитель: Молодцы! В подарок –
Сценка про медведя и цветок.
Автор:
Как-то раннею весной
На проталинке лесной
Увидал медведь матерый
Человека под сосной.
(Выходят: "турист" – с рюкзаком, котелком; "медведь".)
Автор:
Человек был с рюкзаком
с походным котелком.
Он стоял и любовался
Появившимся цветком.
"Медведь": Вот чудак!
Автор: Сказал медведь.
"Медведь":
Никакого смысла ведь
Нет от этого цветочка –
Вот нашел на что смотреть!
Лучше в ельник бы пошел,
Муравейник бы нашел
Или в улей заглянул бы,
Нет ли меда там у пчел...
Автор:
Зверя мы судить не будем:
Что ж, медведь – медведь и есть.
Плохо, если люди любят
Только то, что можно есть!
Учитель: Сейчас я проведу игру для самых внимательных и любознательных.
Игра – загадка.
Сначала я задам вопрос,
А ты затем над ним всерьез
Подумай и одно из двух
"Да" или "Нет" – ответь нам вслух.
Коль ты находчив, то сполна
Поможет рифма, но она
Настолько хитрая у нас,
Что может с толку сбить подчас.
Терять не стоит время нам –
Играй и все увидишь сам.
– Скажи, приветствуя рассвет, поет ли сом усатый? (Нет.)
– А рассекая гладь пруда, умеют плавать гуси? (Да.)
– А если солнцем снег согрет, он станет льдом холодным? (Да.)
– А крокодил собрать букет из белых лилий может? (Нет.)
– Верблюд способен – дай ответ – идти 3 дня без пищи? (Да.)
– Скажи мне, злые холода для обезьян опасны? (Да.)
– В конце спросить пришла пора: тебе понравилась игра?
Танец
4-й ученик: В настоящее время учеными выявлено и описано свыше 300 (трехсот) тысяч видов растений. Царство растений включает в себя следующие группы: цветковые, голосеменные, папоротникообразные, мохообразные, водоросли.
Растения – живые существа. Они питаются, дышат, растут, изменяются, размножаются. На уроках окружающего мира мы говорили о лесе
как о многоэтажном доме: верхний ярус – занимают деревья, затем идут кустарники, а самый нижний ярус – травянистые растения и грибы.
И о растениях сложено много загадок. Угадайте, о каком растении идет речь?
Загадки:
- Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Лес.)
- Стоят в поле сестрицы, платьица белены, шапочки зелены. (Березы.)
- Я из крошки – бочки вылез.
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб.) - В золотой клубочек, спрятался дубочек. (Желудь.)
- Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш.)
- Какую траву любят кошки? (Валериану.)
- Какое травянистое растение зацветает первым? (Мать-и-мачеха.)
- Есть дерево: свет наставляет,
Больных исцеляет. (Береза.)
Учитель: Молодцы! А знаете ли вы правила поведения в лесу?
Правила поведения в лесу:
(Фон, запись “Голоса птиц”)
1. В лес спокойно мы войдем,
По тропиночке пойдем,
Чтобы веток не ломать
И цветов в траве не мять.
2. Мы кричать в лесу не станем,
Будем тихо наблюдать.
Ведь вокруг нас звери, птицы.
Так зачем же им мешать!3. Разорять гнезд не посмеем.
Мы же думать все умеем,
Кто ж тогда в полдневный час
Песенку споет для нас?4. Стрекозой и мотыльком,
Бабочкой красивой
Полюбуемся и все,
Но ловить не будем.
5-й ученик: Я расскажу о целебных свойствах растений.
Природа создала человека и позволила ему занять царственное положение на планете. Но природа не даровала нам главной привилегии – бессмертия. Более того, она не избавила человека от болезней. И если они существуют, то она же и дает средства победы над ними. Значительная часть этих средств заключена в растениях, которые мы называем лекарственными.
Лечение целебными травами сопровождало человечество с его колыбели.
И первой аптекой был лес, куда наши древние предки обращались за лекарствами. Эта аптека не похожа на обычную, привычную нам, где лекарства хранятся в склянках, фарфоровых сосудах и прочих емкостях – здесь они наполняют стебли, листья, корни, цветки трав, деревьев и кустарников.
Лечение целебными дарами природы и сейчас привлекает внимание многих: скромные травы наших лесов и полей пользуются доверием сотен тысяч пациентов – ведь ценность большинства лекарственных растений поистине непревзойденна и признана научной медициной.
Но в связи с решением комплекса проблем охраны окружающей среды очень остро встал вопрос об охране не только растительности в целом, но и отдельных видов растений, в первую очередь лекарственных, которые подчас заготавливаются сверх разумных пределов, то есть слишком много растений собирают, а это сокращает их природные запасы. Некоторые из лекарственных растений оказались уже на грани исчезновения.
Я хотела бы рассказать об известном всем растении – о лопухе или репейнике. Он относится к группе растений – спутников человека. Приспосабливается жить под постоянным воздействием или людей, или животных. Лопуху соседство с человеком просто необходимо, иначе некому будет разносить по свету его семена. Для невнимательного глаза все лопухи одинаковы. На самом деле, даже в средней полосе России их четыре вида. Все эти виды растут на территории Тульской области.
Это лопух лесной, малый, большой и паутинный.
В медицине применяют в основном лопух большой, хотя паутинный очень близок к нему по химическому составу.
Для ращения волос используют отвары из корня лопуха. Помимо корня используют и листья лопуха. Для внутреннего применения их иногда назначают в состав "кровоочистительных" и мочегонных сборов. Свежие листья лопуха снимают боль при ушибах и растяжении связок.
Татьяна Смертина сложила о нем стихотворение:
А ты – широкоплеч, хорош!
Звездно – сиренево цветешь.
Как часто в детстве я до слез
Рвала те звезды из волос.
А бабка мне: "Прилип жених?
Не распускай волос своих!"
Сценка "Больница в траве"
1-й ученик:
Есть больница в городе,
Есть она в селе,
А ты знаешь, есть она и у нас в траве!
(Выходят дети в белых халатах.)
2-й ученик:
Вот – веселый одуванчик,
Посмотри, он тоже врач.
Если нет вдруг аппетита
Не ругайся и не плач.
Попроси его лишь только
Даст он листьев на салат
Напугаешь аппетитом
Маму, папу и ребят.
3-й ученик:
Доктор первый – подорожник,
Доктор очень осторожный
Если вдруг живот болит,
Язва или же гастрит –
Свой листок он вам подарит
И от хвори вмиг избавит.
Если ж ты порезал пальчик,
Будь ты девочка иль мальчик –
Не откажет никому.
4-й ученик:
Есть у нас и врач Цикорий.
Тоже любо посмотреть:
Всех вас вылечит он вскоре,
Только лучше не болеть.
Учитель проводит физкультминутку:
Только в лес мы вошли – (дети шагают на месте, далее выполняют движения, согласно тексту).
Появились комары. Руки за голову кладем И вразвалочку идем. Впереди из-за куста смотрит хитрая лиса. |
Руки вверх – хлопок над головой, Руки вниз – хлопок другой. Дальше по лесу шагаем И медведя мы встречаем; Мы лисичку обхитрим – На носочках пробежим. |
Учитель: Многие пословицы и поговорки не только отражают житейскую мудрость народа, его взгляды на мир, человеческие отношения, но и содержат правила общения с природой, опыт жизни, накопленный предками.
Пословицы, поговорки, приметы.
Чтецы:
– Когда в заячье ухо лист дуба развернется, сей овес.
– Много леса – не губи,
Мало леса – береги,
Нет леса – посади.
– Сажай лес у поля,
Будет хлеба боле.
– Рощи да леса – всему краю краса.
– Больше леса – больше снега,
Больше снега – больше хлеба.
– Лес водой живет,
Лес воду и бережет.
6-й ученик: Царство грибов насчитывает, примерно, 40400 (сорок тысяч четыреста) видов.
Грибы – бывают: съедобные и несъедобные, по внешнему виду различают: шляпочные, грибы, похожие на цветок, на камни. Растут не только на земле, но и на деревьях, камнях, старых пнях и стенах погребов. зеленоватая плесень на старом куске хлеба – тоже грибы, и круглые рыжие пятна на листьях смородины – тоже грибы, и твердые наросты на деревьях – тоже грибы.
Загадки.
- Стоял на крепкой ножке, теперь лежит в лукошке. (Гриб).
- Вдоль лесных дорожек много белых ножек,
В шляпках разноцветных, издали приметных.
Собирай не мешкай, это – ... (сыроежки.)- В толстой шапке набекрень,
Ножка толстая как пень. (Боровик.)
Викторина о грибах. (Проводит учитель.)
- Какой гриб лето кончает? (Белый груздь, появляется в августе.)
- Какие грибы могут заменить мясо? (Белые и шампиньоны.)
- Может ли гриб съесть дом? (Может, если это домовой гриб, разрушающий древесину.)
- Какие птицы едят грибы? (Глухари.)
- Какие грибы появляются первыми? (Сморчки, строчки.)
Учитель: Ребята! Вы знаете, что в природе нет ничего лишнего. В ней все взаимосвязано и уравновешено. И если нарушить это равновесие произойдет гибель многих живых организмов. А что значит нарушить равновесие? Приведите примеры. (Ответы детей).
Почему погиб лес, когда вырубили старые дуплистые деревья? (В дуплах старых деревьев гнездятся птицы, живут летучие мыши, поедающие опасных для леса насекомых.)
Чтецы:
1. Давайте будем дружить друг с другом,
Как птица с небом, как поле с плугом.2. Как ветер с морем, трава с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами.3. Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили и зверь, и птица.4. И доверяли повсюду нам,
Как самым верным своим друзьям!5. Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы голубыми были небеса,
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась
И была на ягодах роса!6. Мы хотим, чтоб солнце грело,
И березка зеленела,
И под елкой жил смешной колючий еж.7. Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил веселый дождь!
Учитель: Наш урок-праздник подошел к концу.
Во время дальнейшей учебы вы получите много новых знаний о царстве природы, но главное правило, надеюсь, вы усвоите с начальной школы: береги и преумножай богатства родной природы! Не вреди ей!
Литература:
- Вахромеева М.Г., Павлов В.Н. Растения Красной книги СССР: Береги природу! – М.: Педагогика, 1990. – 240 с.: ил.
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1 – 4 классы. – М.: Вентана-Граф, 2004. – 240 с.: ил. – (Начальная школа XXI века).
- Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир: 2 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2006 г.
- Народный месяцеслов: Пословицы, поговорки, приметы, присловья о времена года и о погоде/ Сост. и авт. вводн. текстов Г.Д. Рыженков. – М.: Современник, 1992. – 127 с.