Цель: Научиться проверять орфограммы слабых позиций по сильной с помощью однокоренных слов.
Задачи:
- Установить возможность проверки орфограмм слабых позиций по сильной позиции с помощью однокоренных слов.
- Обнаружить границы (проверка в той же значимой части) использования однокоренных слов в качестве проверочных.
План урока
- Мотивация
- Чистописание
- Знакомство с темой, постановка целей
- Актуализация знаний
- Проблемная ситуация
- Постановка задачи
- Решение поставленной задачи
- Физкультминутка
- Вывод, выбор одного варианта
- Моделирование
- Конкретизация введенного способа
- Подведение итогов
- Домашнее задание
Ход урока
Мотивация
– Ребята! Людям каких профессий необходима зоркость?
(Моряку, летчику, снайперу, хирургу и т.д.)
– Но, оказывается, зоркими бывают не только глаза, но и ум. Зоркий ум помогает глазам увидеть в слове опасные места. Про тех, кто умеет это видеть, говорят, что они обладают орфографической зоркостью.
– Сегодня на уроке будем развивать орфографическую зоркость.
Чистописание
– Настроимся на аккуратное письмо. Запишите сочетания букв ев, ат, е, еньк.
– Выберите лучшее написание и обведите его.
– Сегодня на уроке мы ещё вернёмся к этим сочетаниям.
Тема урока
– Прочитайте тему.
– Скажите, чему мы сможем научиться на уроке русского языка?
Цель урока: научиться проверять орфограммы слабых позиций с помощью однокоренных слов.
Актуализация знаний
– Давайте определим, какие знания нам помогут в достижении этой цели.
– Что мы уже знаем по данной теме?
(Сильные и слабые позиции.)
(Три способа проверки орфограмм слабых позиций:
- По сильной позиции;
- по словарю;
- по правилу).
(Закон письма: слабую позицию проверяем по сильной, изменив слово.)
– Нарисуйте схему и расскажите, как она работает. < Приложение 1>
Проблемная ситуация
– Вот видите, мы все уже знаем. Давайте применим наши знания, чтобы определить их предел: определим границу знания-незнания.
– Проверьте орфограммы слабых позиций в словах:
[з’им’л’я] з_мля – земли – земля
[вада] в_да – воды – вода
[с’ин’ива] с_н_ва – ? –
Постановка задачи
– Почему не получается написать последнее слово без пропуска букв? Чего мы не знаем?
(Как проверить орфограммы слабых позиций, если нельзя найти сильную позицию в изменении этого слова.)
– Похоже, нам не достаточно наших знаний.
Решение поставленной задачи
– Что вы предлагаете? (…)
– Откройте учебник, найдите похожие слова в тексте.
[с’ин’ива на васток’и с’м’ин’илас’ багровай’ мглой’].
[строй’ный’и ствалы сос’ин адбрасывай’ут с’ин’иватый’и т’эн’и].
[м’эжду кл’онам’и нач’инай’ут с’ин’эт’ прас’в’эты в н’эба].
[а на пратал’инк’и расцв’ол с’ин’ин’к’ий’ цв’иточ’ик].
– Запишите их с пропуском орфограмм слабых позиций.
(с_н_ватые, с_неть, син_нький)
– Скажите, это изменение одного и того же слова или разные слова? Докажите.
(Находим основу и окончание. Сравниваем. Это разные слова, т.к. у них разные основы.)
– Следующий этап работы – загадка для грамотных:
На мне растут и дуб и зуб,
Меня кладут для вкуса в суп.
Цветам я нужен и словам,
Но не всегда заметен вам.
Зачем цветку я? Чтоб не чах.
А для чего служу в словах?
С большой охотой поясню:
Я их между собой родню.
– Что же это, догадались? (Это корень.)
– Слово корень имеет два значения: корень у растения и корень – общая часть родственных слов. У родственных слов должен быть общий смысл. Корень растения и корень слова – слова – омонимы.
– Объясните значение выписанных слов и выделите в них корень. Какое слово является родителем для каждого из них?
(Родитель – слово – синий. Общая часть – син – это и есть – корень.)
– Дедушка Ус <Рисунок 1> познакомит вас с правилом корня (учебник, с. 52).
(В основах родственных слов есть общая часть, которая состоит из тех же или чередующихся звуков и значение которой одинаково во всех этих словах. Эта часть указывает, от какого слова образованы все родственные слова. Такая общая значимая часть родственных слов называется корнем.)
– Покажем на схеме. <Приложение 3>
– Посмотрите внимательно, в каких родственных словах в корне встречается слабая позиция? Нет ли среди родственных слов такого, в котором этот звук был бы в сильной позиции?
(Есть такое слово – синенький.)
– Можно ли с помощью этого слова проверить орфограммы слабых позиций в корне остальных родственных слов?
(Можно. Это не противоречит закону русского письма.
С_нева (синий) синева. Это можно показать на схеме.)
Физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка.
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже,
Так давайте ей поможем.
Вправо, влево, раз и два –
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
– Посмотрите, нет ли в других значимых частях слов орфограмм слабых позиций?
(Есть, в суффиксе.)
– Можно проверить эту слабую позицию?
(Разные мнения.)
– Кто согласен с мнением Маши? Алеши? Давайте выясним, кто прав.
– Посмотрите на сочетание букв в минутке чистописания. На что похоже?
(На суффиксы.)
– Какое значение имеет суффикс -ев-? (Цвет.)
– Суффикс -ат-? (Немного.)
– Суффикс -е-? (Действие – становиться синим.)
– Суффикс -еньк-? (Уменьшительно-ласкательное значение.)
– Можно ли проверить орфограмму слабой позиции в суффиксе в данных однокоренных словах?
(Нет, т.к. суффиксы имеют разное значение и состоят из разных звуков.)
– Покажем это на схеме.
– Как по-другому назвать суффикс? (Аффикс.)
– Какие аффиксы ещё знаете? (Приставки.)
– Можно ли в приставках проверить орфограмму слабой позиции? (Нет, приставки разные.)
Вывод, выбор одного варианта
– Так в каких значимых частях слова можно использовать однокоренные слова в качестве проверочных?
(С помощью однокоренных слов орфограмму слабой позиции можно проверить только в корне.)
– Дедушка Ус дает верный ответ на с.54 учебника.
– Это новый способ проверки или уточнение уже известного?
(Это 1 способ – проверка по сильной позиции.)
Моделирование алгоритма
– Составьте алгоритм работы по проверке орфограмм слабой позиции.
Дети совещаются в группах. В результате работы, споров и доказательств получается порядок работы по проверке орфограмм слабых позиций по сильной позиции с помощью однокоренных слов.
Алгоритм
- Найди в слове слабую позицию.
- Убедись, что она находится в корне.
- Подбери однокоренное слово, в котором этот звук находится в сильной позиции.
- Напиши нужную букву. Подчеркни орфограмму.
Конкретизация введенного способа
Дети выполняют упражнение из учебника по составленному алгоритму. (Упражнение 312)
Подведение итогов урока
– Над какой темой работали?
– Вспомните цель урока. (Научиться проверять орфограммы слабых позиций по сильной с помощью однокоренных слов.)
– Достигли цели? (Да.)
– Как проверить?
Дети проговаривают алгоритм работы.
– Чья работа на уроке понравилась? Кому хотели бы сказать спасибо?
Дети сами оценивают работу друг друга.
Домашнее задание
– Составьте алгоритм проверки орфограмм в виде схем.
– Всем спасибо. Урок закончен.