Внеклассное мероприятие в начальной школе. Праздник "Прощание с Азбукой"

Разделы: Внеклассная работа


План праздника:

  1. Стихи про Азбуку.
  2. Значение слова “Азбука”.
  3. Повторение о гласных и согласных звуках.
  4. Составление предложений.
  5. Заполнение кроссворда:
    – игра “Собери слова”;
    – викторина по произведениям детских писателей;
    – отгадывание загадок.
  6. Поздравление пап c Днём защитника Отечества. Игра-соревнование “Кто быстрее донесёт воздушный шарик”.
  7. Поздравление мам и бабушек с Международным женским днём 8 марта. Исполнение частушек детьми.
  8. Знакомство с новым учебником.

Цели:

  • показать значимость периода изучения Азбуки;
  • подвести итог букварного периода;
  • воспитание уважения и любви к родителям; чувства товарищества и дружбы.

Оборудование:

  • плакат с буквами;
  • таблички со словами, предложениями;
  • кроссворд.

Роль почтальона Печкина исполняет мама ученика.

Примечание: праздник проходит во временном отрезке между 23 февраля и 8 марта. Поэтому, поздравили пап и мам с этими праздниками.

Ход праздника

1-й ученик.

За окном снежинки вьются,
День приветливый такой.
Нынче праздник в первом классе:
День рождения Азбуки.

2-й ученик.

В день осенний, в день чудесный
В класс несмело мы вошли.
Азбуки (для всех подарок)
На столах своих нашли.

3-й ученик.

Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам, строчкам шли.
Ах, как много мы узнали!
Ах как много мы прочли!

4-й ученик.

Был наш путь не очень долгим,
Незаметно дни бегут.
А теперь на книжной полке
Нас другие книжки ждут.

5-й ученик.

Прапрадедовской порой
Встали буквы в четкий строй.
Строй как строй да непростой –
Он зовется Азбукой.

6-й ученик. Наши далекие предки, славяне, создали славянскую азбуку. Авторами Азбуки Считаются Кирилл и Мефодий. Более 400-х лет назад была составлена и напечатана “Азбука” – первый на Руси печатный букварь. Название книга получила от двух первых букв алфавита “аз” и “буки”. (На доске: старинные буквы “аз” и “буки”.)

Учитель. Итак, сегодня мы отправимся в страну Русской азбуки. Вспомним, чему она научила нас.

На листе (1/2 ватмана) разбросаны буквы:

(ПОЧТАЛЬОН ПЕЧКИН)

П Ь Н Т К
А Л П О Н
О Ч Е И Ч

Учитель. Как можно разделить эти буквы? (На гласные и согласные.)

– Чем отличаются гласные от согласных?

– Какая буква не относится ни к гласным ни к согласным?

Дети читают стихи:

1: Ель, топор, лопата, руки –
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные:
Гласные, согласные.

2: Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу звать и аукать
И в колыбельке ребенка качать.

3: А согласные, согласные:
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть
Но не хочется им петь!

4: С-с-с – змеиный слышен свист.
Ш-ш-ш – шуршит опавший лист.
Ж-ж-ж – шмели в саду жужжат.
Р-р-р – моторы тарахтят.

5: Дружат гласная с согласной
Составляя вместе слог:
МА- и –ША, а вместе – МАША. (Дети показывают таблички.)
К нам явилась на урок.

6: Если слоги встанут рядом –
Получаются слова:
ТЫ- и -КВА, а вместе – ТЫКВА. (Табличи.)
СО- и -ВА, итак, СОВА.

7: Соединили мы два слова,
И предложение готово.
ДОЖДЬ ИДЕТ. (Предложения записаны на табличках).
ГРЕМИТ ГРОЗА.
УЛЕТЕЛА СТРЕКОЗА.

8: Мы знаем буквы, знаем слоги,
Умеем говорить, считать.
И постепенно, понемногу
Мы научились все читать.

Учитель: Из разбросанных букв составьте 2 слова, и вы узнаете, кто к нам торопится на праздник. (Почтальон Печкин.)

– Из какого произведения этот герой?

– Кто автор этого произведения?

В класс входит Почтальон Печкин.

– Здравствуйте, дорогие дети! Что у вас за праздник? Азбука многому и меня научила.

Но однажды случилось,
Неизвестно как случилось,
Только буква заблудилась:
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем.
Но едва туда вошла
Буква-озорница
Очень странные дела
Начали твориться.

Дети по очереди читают:

1: На виду у детворы крысу красят маляры.

Хором: Да не крысу, а крышу. Озорницы буквы “эс” и “ша”.

2: Посмотрите-ка, ребятки: раки выросли на грядке!

Хором: Да не раки, а маки. Озорницы буквы “эр” и “эм”.

3: Говорят: один рыбак в речке выловил башмак,

Но зато ему потом на крючке попался дом (сом).

5: Старый дедушка Пахом на козе (коне) скакал верхом.

6: Мама с бочками (дочками) пошла по дороге вдоль села.

7: Сели в ложку (лодку) – и айда! – по реке туда, сюда.

Печкин: У меня для вас есть письма. Их отправили мои друзья из деревни Простоквашино.

– Как вы думаете, от кого эти письма? Правильно. Дядя Федор, кот Матроскин, пес Шарик. В их письмах – задания. Мы их выполним и разгадаем кроссворд.

1 письмо от дяди Федора. Задание:

– Собрать из букв слова. (3 команды детей собирают слова: подарок, открытка, праздник.)

– Поставить в словах ударение.

В кроссворде открываем слова: 1-подарок, 2-открытка, 3-праздник.

2 письмо от Шарика. Викторина.

– Из каких произведений эти строки? Кто автор? (Отрывки взяты из произведений, которые читали в Азбуке.) Дети читают наизусть.

1. Пошел Сережа в первый класс.
С Сережкой не шути!
Считать
Умеет он у нас
Почти
До десяти! (“Два и три” Борис Заходер)

2. У Танюши дел не мало
У Танюши много дел –
Утром брату помогала,
Он с утра конфету ел. (“Помощница” Агния Барто)

3. Замяукали котята:
“Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать!” (“Путаница” Корней Чуковский)

4. Инсценировка стихотворения С.Маршака “Угомон”.

В кроссворде открываются слова: 4 – Заходер, 5 Барто, 6 Маршак, 6 Чуковский.

3 письмо от кота Матроскина. Загадалки. Загадки дети рассказывают наизусть.

1: Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон
День прибавился заметно.
Ну так, что за месяц это? (Февраль).

2: Дует теплый южный ветер
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (Март).

3: Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел? (Апрель).

– Как одним словом можно назвать эти слова? (Месяцы).

В кроссворде открываем слова: 8 – февраль, 9 месяцы, 10 апрель, 11 март.

По вертикали в кроссворде читаем: ПОЗДРАВЛЯЕМ.

– Какой праздник был в феврале?

23 февраля – День Защитника Отечества. В этот день чествуют мужчин. Мы желаем нашим папам, дедушкам, чтобы они были настоящими защитниками своих семей. Пусть они будут здоровы, счастливы и любимы.

Игра-соревнование: дети с папами. 3 команды: 3 ложки, 3 воздушных шарика.

Кто быстрее донесет воздушный шарик на ложке до стула.

– Какой праздник будет в марте?

У наших мам и бабушек самые добрые и умелые руки, щедрое любящее сердце. Мамы и бабушки сумеют простить, утешить, когда у вас бывают неприятности. Искренне радуются вместе с нами за наши успехи. Для мам и бабушек ребята споют частушки.

1: Дорогие наши мамы
Поздравляем с Женским днем!
Мы сейчас для вас попляшем
И частушки пропоем.

2: Целый день 8 Марта
Лена пол мела с азартом
А девятого числа
Веник в руки не взяла.

3: Закопченную кастрюлю
Юля чистила песком
Три часа под душем Юлю
Мыла бабушка потом!

4: Говорит лентяйке мать:
“Убери свою кровать!”
А лентяйка: “Маменька!
Я же еще маленька!”

5: Одевался Дима утром
И свалился почему-то:
Он засунул без причины
В две ноги одну штанину!

6: Я под краном руки мыла,
А лицо умыть забыла,
Увидал меня Трезор,
Гавкнул он: “Какой позор!”

7: Утром маме наша Мила
Две конфетки подарила
Подарить едва успела,
Тут же их сама и съела.

 

Все:

Мы частушки петь кончаем
Нашим мамам обещаем:
Будем добрыми расти,
Хорошо себя вести.

Учитель: Мы сегодня прощались с Азбукой. Вы научились писать буквы. (Обращение к выставке прописей.) Дальше принимают эстафету другие учебники: русский язык, литературное чтение. Учебник “Литературное чтение” расскажет…

Ученик:

Нам расскажет про Отчизну,
Про природу и людей,
Что живут на всей планете,
Где растят своих детей.

Дети все вместе исполняют песню “Чему учат в школе”.

 Литература

  1. Волина В.В. “Учимся играя”. Занимательная грамматика для детей.
  2. Горецкий В.Г. “Русская азбука”, учебник для 1-го класса, М., “Просвещение”, 200 г.
  3. Новоторцева Н.В. “Развитие речи детей”, Ярославль, “Гринго”, 1995 г.
  4. Родионова З.П. “За все, чему ты нас учила, спасибо, азбука, тебе!” журнал “Начальная школа”, № 11, 2003 г.
  5. “Школьные частушки”, автор-составитель С.В. Титов, Волгоград, “Учитель”, 2006 г.