План праздника:
- Стихи про Азбуку.
- Значение слова “Азбука”.
- Повторение о гласных и согласных звуках.
- Составление предложений.
- Заполнение кроссворда:
– игра “Собери слова”;
– викторина по произведениям детских писателей;
– отгадывание загадок. - Поздравление пап c Днём защитника Отечества. Игра-соревнование “Кто быстрее донесёт воздушный шарик”.
- Поздравление мам и бабушек с Международным женским днём 8 марта. Исполнение частушек детьми.
- Знакомство с новым учебником.
Цели:
- показать значимость периода изучения Азбуки;
- подвести итог букварного периода;
- воспитание уважения и любви к родителям; чувства товарищества и дружбы.
Оборудование:
- плакат с буквами;
- таблички со словами, предложениями;
- кроссворд.
Роль почтальона Печкина исполняет мама ученика.
Примечание: праздник проходит во временном отрезке между 23 февраля и 8 марта. Поэтому, поздравили пап и мам с этими праздниками.
Ход праздника
1-й ученик.
За окном снежинки вьются,
День приветливый такой.
Нынче праздник в первом классе:
День рождения Азбуки.
2-й ученик.
В день осенний, в день чудесный
В класс несмело мы вошли.
Азбуки (для всех подарок)
На столах своих нашли.
3-й ученик.
Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам, строчкам шли.
Ах, как много мы узнали!
Ах как много мы прочли!
4-й ученик.
Был наш путь не очень долгим,
Незаметно дни бегут.
А теперь на книжной полке
Нас другие книжки ждут.
5-й ученик.
Прапрадедовской порой
Встали буквы в четкий строй.
Строй как строй да непростой –
Он зовется Азбукой.
6-й ученик. Наши далекие предки, славяне, создали славянскую азбуку. Авторами Азбуки Считаются Кирилл и Мефодий. Более 400-х лет назад была составлена и напечатана “Азбука” – первый на Руси печатный букварь. Название книга получила от двух первых букв алфавита “аз” и “буки”. (На доске: старинные буквы “аз” и “буки”.)
Учитель. Итак, сегодня мы отправимся в страну Русской азбуки. Вспомним, чему она научила нас.
На листе (1/2 ватмана) разбросаны буквы:
(ПОЧТАЛЬОН ПЕЧКИН) |
П Ь Н Т К А Л П О Н О Ч Е И Ч |
Учитель. Как можно разделить эти буквы? (На гласные и согласные.)
– Чем отличаются гласные от согласных?
– Какая буква не относится ни к гласным ни к согласным?
Дети читают стихи:
1: Ель, топор, лопата, руки –
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные:
Гласные, согласные.
2: Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу звать и аукать
И в колыбельке ребенка качать.
3: А согласные, согласные:
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть
Но не хочется им петь!
4: С-с-с – змеиный слышен свист.
Ш-ш-ш – шуршит опавший лист.
Ж-ж-ж – шмели в саду жужжат.
Р-р-р – моторы тарахтят.
5: Дружат гласная с согласной
Составляя вместе слог:
МА- и –ША, а вместе – МАША. (Дети показывают таблички.)
К нам явилась на урок.
6: Если слоги встанут рядом –
Получаются слова:
ТЫ- и -КВА, а вместе – ТЫКВА. (Табличи.)
СО- и -ВА, итак, СОВА.
7: Соединили мы два слова,
И предложение готово.
ДОЖДЬ ИДЕТ. (Предложения записаны на табличках).
ГРЕМИТ ГРОЗА.
УЛЕТЕЛА СТРЕКОЗА.
8: Мы знаем буквы, знаем слоги,
Умеем говорить, считать.
И постепенно, понемногу
Мы научились все читать.
Учитель: Из разбросанных букв составьте 2 слова, и вы узнаете, кто к нам торопится на праздник. (Почтальон Печкин.)
– Из какого произведения этот герой?
– Кто автор этого произведения?
В класс входит Почтальон Печкин.
– Здравствуйте, дорогие дети! Что у вас за праздник? Азбука многому и меня научила.
Но однажды случилось,
Неизвестно как случилось,
Только буква заблудилась:
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем.
Но едва туда вошла
Буква-озорница
Очень странные дела
Начали твориться.
Дети по очереди читают:
1: На виду у детворы крысу красят маляры.
Хором: Да не крысу, а крышу. Озорницы буквы “эс” и “ша”.
2: Посмотрите-ка, ребятки: раки выросли на грядке!
Хором: Да не раки, а маки. Озорницы буквы “эр” и “эм”.
3: Говорят: один рыбак в речке выловил башмак,
Но зато ему потом на крючке попался дом (сом).
5: Старый дедушка Пахом на козе (коне) скакал верхом.
6: Мама с бочками (дочками) пошла по дороге вдоль села.
7: Сели в ложку (лодку) – и айда! – по реке туда, сюда.
Печкин: У меня для вас есть письма. Их отправили мои друзья из деревни Простоквашино.
– Как вы думаете, от кого эти письма? Правильно. Дядя Федор, кот Матроскин, пес Шарик. В их письмах – задания. Мы их выполним и разгадаем кроссворд.
1 письмо от дяди Федора. Задание:
– Собрать из букв слова. (3 команды детей собирают слова: подарок, открытка, праздник.)
– Поставить в словах ударение.
В кроссворде открываем слова: 1-подарок, 2-открытка, 3-праздник.
2 письмо от Шарика. Викторина.
– Из каких произведений эти строки? Кто автор? (Отрывки взяты из произведений, которые читали в Азбуке.) Дети читают наизусть.
1. Пошел Сережа в первый класс.
С Сережкой не шути!
Считать
Умеет он у нас
Почти
До десяти! (“Два и три” Борис Заходер)
2. У Танюши дел не мало
У Танюши много дел –
Утром брату помогала,
Он с утра конфету ел. (“Помощница” Агния Барто)
3. Замяукали котята:
“Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать!” (“Путаница” Корней Чуковский)
4. Инсценировка стихотворения С.Маршака “Угомон”.
В кроссворде открываются слова: 4 – Заходер, 5 – Барто, 6 – Маршак, 6 – Чуковский.
3 письмо от кота Матроскина. Загадалки. Загадки дети рассказывают наизусть.
1: Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон
День прибавился заметно.
Ну так, что за месяц это? (Февраль).
2: Дует теплый южный ветер
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (Март).
3: Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел? (Апрель).
– Как одним словом можно назвать эти слова? (Месяцы).
В кроссворде открываем слова: 8 – февраль, 9 – месяцы, 10 – апрель, 11 – март.
По вертикали в кроссворде читаем: ПОЗДРАВЛЯЕМ.
– Какой праздник был в феврале?
23 февраля – День Защитника Отечества. В этот день чествуют мужчин. Мы желаем нашим папам, дедушкам, чтобы они были настоящими защитниками своих семей. Пусть они будут здоровы, счастливы и любимы.
Игра-соревнование: дети с папами. 3 команды: 3 ложки, 3 воздушных шарика.
Кто быстрее донесет воздушный шарик на ложке до стула.
– Какой праздник будет в марте?
У наших мам и бабушек самые добрые и умелые руки, щедрое любящее сердце. Мамы и бабушки сумеют простить, утешить, когда у вас бывают неприятности. Искренне радуются вместе с нами за наши успехи. Для мам и бабушек ребята споют частушки.
1: Дорогие наши мамы
Поздравляем с Женским днем!
Мы сейчас для вас попляшем
И частушки пропоем.2: Целый день 8 Марта
Лена пол мела с азартом
А девятого числа
Веник в руки не взяла.
3: Закопченную кастрюлю
Юля чистила песком
Три часа под душем Юлю
Мыла бабушка потом!
4: Говорит лентяйке мать:
“Убери свою кровать!”
А лентяйка: “Маменька!
Я же еще маленька!”5: Одевался Дима утром
И свалился почему-то:
Он засунул без причины
В две ноги одну штанину!6: Я под краном руки мыла,
А лицо умыть забыла,
Увидал меня Трезор,
Гавкнул он: “Какой позор!”7: Утром маме наша Мила
Две конфетки подарила
Подарить едва успела,
Тут же их сама и съела.
Все:
Мы частушки петь кончаем
Нашим мамам обещаем:
Будем добрыми расти,
Хорошо себя вести.
Учитель: Мы сегодня прощались с Азбукой. Вы научились писать буквы. (Обращение к выставке прописей.) Дальше принимают эстафету другие учебники: русский язык, литературное чтение. Учебник “Литературное чтение” расскажет…
Ученик:
Нам расскажет про Отчизну,
Про природу и людей,
Что живут на всей планете,
Где растят своих детей.
Дети все вместе исполняют песню “Чему учат в школе”.
Литература
- Волина В.В. “Учимся играя”. Занимательная грамматика для детей.
- Горецкий В.Г. “Русская азбука”, учебник для 1-го класса, М., “Просвещение”, 200 г.
- Новоторцева Н.В. “Развитие речи детей”, Ярославль, “Гринго”, 1995 г.
- Родионова З.П. “За все, чему ты нас учила, спасибо, азбука, тебе!” журнал “Начальная школа”, № 11, 2003 г.
- “Школьные частушки”, автор-составитель С.В. Титов, Волгоград, “Учитель”, 2006 г.