Цели:
- Формирование пространственно-временных и причинно-следственных представлений, закрепить математические представления, понятия один-много.
- Учить определять сходства и различия предметов по форме и цвету.
- Активизировать словарь; развивать внимание, память; мелкую мускулатуру пальцев.
Оборудование:
- Игрушки (еж, заяц, белка).
- Набор бусин (нитки).
- Грибы, мешочки с атрибутами, картонные листья.
- Плакаты с нарисованными деревьями, розетки под раздаточный материал.
- Мешочки с песком, тактильная дорожка.
Ход занятия
Дети с воспитателем проходят в группу под музыку.
Воспитатель. Ребята вы заметили, что в нашей группе, что-то изменилось. Вы хотите узнать, почему так случилось.
Дефектолог. Я сегодня пришла в детский сад и увидела на своем столе вот это письмо. Но я его еще не открывала, а вы хотели бы узнать, что в нем. Ребята вот на конверте нарисована морковь и капуста, вы случайно не догадываетесь, кто мог нам написать это письмо. Кто любит морковь кушать?
Дети. Может это зайчик.
Дефектолог. Давайте откроем скорее конверт и узнаем, что все-таки в нем. (Зачитывается содержание письма.)
Воспитатель. Ребята давай те подумаем, какие животные живут в лесу, чем они занимаются с приходом осени.
Ответы детей.
Воспитатель. Да правильно ребята, звери заготавливают запасы на зиму. А вот я знаю, что еще и люди помогают лесным жителям во время холодов, они развозят в особые места сено, зерно, ветки, подкармливают их, чтоб звери не погибли от голода. Таких людей называют лесничими.
Дефектолог. Хорошо ребята, а вы бы хотели помочь лесным жителям сделать, запася на зиму.
Дети. Да.
Давай те отправимся в лес и поможем бедным лесным обитателям, но я возьму на всякий случай свою корзину, тут у меня кое-что припасено, может пригодиться в дороге.
Итак, чтобы найти лесную опушку, нам нужно пройти вот по этой дорожке, не намочив ножки, перепрыгнув камушки и похлопать в ладушки.
Воспитатель. Ой, ребята, смотрите, сколько листьев на лесной поляне, какие они красивые. А вот и деревья, с которых они упали, интересно вот этот листок с какого дерева упал.
Ответы детей.
– Правильно вот это дерево. Но на дереве остался один листок, а на земле их, сколько? Давайте мы с вами снова оденем дерево в листики.
(Дети совместно с воспитателем приклеивают листья к веткам деревьев, соблюдая форму и цвет.)
Дефектолог. Ребята, идите сюда, я еще одну полянку нашла. Тут, какие то мешочки, а с ними еще одно письмо. (На письме изображена шишка.) Ой, давай те скорее откроем его и узнаем, что в нем написано. (Читается загадка.)
Кто с ветки на ветку прыг да скок?
Ответы детей.
Давайте опустим ручку в мешочек и попробуем нащупать там отгадку. (Дети определяют на ощупь меховую заготовку.) А чем же питается белочка?
(Дети на ощупь определяют наличие шишки в мешочке).
Воспитатель. А давайте ребята мы с вами покажем, какие еще животные в лесу.
Физминутка.
Молодцы ребята, вот мы с вами нашли шишки, давайте их оставим белочке на зиму. Она их потом спрячет, а зимой будет кушать.
Воспитатель. Ну ладно ребята пойдемте дальше. Ой, смотрите, а вот птички на дереве. Тише, они, что-то говорят. Одна из птичек мне сказала, что им холодно и нечего кушать, так как все ягоды давно упали на землю и замерзли. Да ребята я вспомнила, у меня в корзинке есть немного ягод, давайте их нанизаем на веревочки и повесим на веточки. (Дети нанизывают бусины на нить, воспитатель и дефектолог помогают, завязывая нити на узелок.) Вместе с детьми навешивают бусы из ягод на ветки дерева.
Воспитатель. Молодцы ребята вот мы и о птицах позаботились. Птицы благодарят нас и указывают нам путь дальше, к старому пню, где живет еж.
Дефектолог. Ребята посмотрите внимательно, вы видите, где-нибудь пень? Вот и правда пень, ежик сидит на нем. Давайте тихонько подойдем к нему и спросим у ежа, как пройти к опушке. (Еж просит детей собрать для него грибы, определяя их по запаху.) Образец дается.
Дети собирают грибы согласно образца.
Воспитатель спрашивает у детей, всели грибы съедобные. (Ответы детей). Дает понюхать мухомор. Еж благодарит детей.
Затем дефектолог показывает детям зайца. Заяц благодарит всех за помощь все лесным жителям и дарит игру для детского сада. Воспитатель опять обращает внимание на свою корзинку и предлагает дать зайцу морковку. Дети прощаются с зайцем и возвращаются в группу.
Воспитатель и дефектолог подводят итог занятия.