Цели урока:
- создать условия для умения видеть красоту в природе;
- развивать творческое воображение, эстетический вкус.
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечания |
Организационый момент
Повторение.
Подведение к теме урока
Сообщение темы. Основной этап.
Физ. минутка.
Сообщение учителя.
Работа с учебником.
Самостоятельная творческая работа. Физ. минутка для глаз.
Выставка творческих работ.
Самоанализ.
Рефлексия. |
– Повернитесь лицом друг к другу,
улыбнитесь, возьмитесь за руки. Пожелайте
мысленно друг другу хорошего настроения и
успехов на уроке. Садитесь. – Вспомните, о чем мы говорили с вами на прошлом уроке. – Какие украшения вы знаете? – Верно. И сегодня я принесла вам на урок украшение. Что это?
– Как вы думаете, почему я принесла её?
– Какие замечательные слова! А как ты их понимаешь?
– Конечно же, увидев бабочку, мы радуемся и удивляемся её красоте! А какие ещё вы знаете украшения в виде бабочек?
– Вот посмотрите, что ещё я вам принесла показать. (Часы с бабочкой, ободок с бабочкой, серьги в форме бабочек, искусственные бабочки на магнитиках, бабочки – украшение для штор, сложенную бабочку из бумаги (оригами)).
– Как вы думаете, почему мы сегодня рассматриваем бабочек? – Верно. Тема нашего урока – “Узоры на крыльях”. В природе существует огромное количество бабочек. Есть совсем крошечные – с ноготок. А есть большие – с вашу ладонь. И все они необычайно красивы! – Обратите внимание на форму крыльев бабочек и узоры на них. Одинаковы ли они?
– Вот бабочка павлиний глаз. Как думаете, почему она так называется?
– Верно. Этих бабочек в природе осталось мало, они нуждаются в охране. – А вот бабочки крапивница и репейница. Они похожи друг на друга, но крылья крапивницы украшены ярче. Они названы так потому, что их гусеницы питаются зеленью крапивы и репейника. – А эта бабочка называется махаон. Она тоже находится под охраной. Это одна их крупнейших бабочек, встречающихся в нашей стране. Многие бабочки в конце лета совершают длительные перелёты в тёплые страны. Продолжительность жизни у бабочек разная. Есть бабочки – однодневки. Они живут только один день. Есть такие, которые живут по несколько лет.
– Уля знает стихотворение о бабочке. Пожалуйста, расскажи нам его.
–Почему бабочка не захотела быть под дождиком? –У бабочек очень нежные крылья. Они покрыты множеством мельчайших чешуек, которые отражают солнечные лучи. Солнышко делает наряд бабочек ярким и переливающимся. Многие бабочки не могут жить после того, как побывают в руках у человека, потому, что даже при легком прикосновении чешуйки стираются, бабочки не могут после этого летать и гибнут. – Правильно ли поступают ребята, которые ловят бабочек? – Откройте учебники на стр. 50, рассмотрите картинки. –Переверните страницу учебника. Рассмотрите рисунки. Этих бабочек нарисовали дети красками, фломастерами, тушью, карандашами. Мы с вами тоже сейчас будем украшать узорами крылья бабочки. – Выберите себе бабочку, придумайте свой узор и раскрасьте ее крылья. По ходу работы учитель оказывает индивидуальную помощь некоторым детям.
– А сейчас мы организуем выставку наших бабочек. – Полюбуйтесь, какую красоту мы с вами создали. – Что нового вы сегодня узнали на уроке? – Чему учились? – Что вам понравилось в ваших работах?
– Просигнальте, кому понравился наш урок. – Какое настроение он у вас вызвал?
– Спасибо. Урок окончен. |
Выполняют просьбу учителя.
– Мы говорили об украшениях. Ответы детей.
– Это брошь. Она очень красивая. Это бабочка. – Наверное, потому, что бабочки, как и цветы, являются украшением нашей природы. – А моя бабушка сказала, что бабочки это божий дар. – Бог поселил их на Землю, чтобы они приносили радость людям. Дети рассматривают фотографии.
– У нас бабочки на обоях нарисованы. – А у нас на шторах бабочки! – И на магнитиках бабочки на холодильнике. – А у меня бабочка вышита на свитере! … Дети рассматривают эти украшения.
– Наверное, будем рисовать бабочек.
– Форма крыльев разная, и узоры на крыльях тоже у всех бабочек разные.
– Узоры на крыльях похожи на рисунок, который есть на павлиньем пёрышке. Они похожи на глаза.
Подготовленная ученица рассказывает стихотворение:
(Ответы детей).
(Ответы детей). Рассматривают бабочек в учебнике.
Дети выполняют работу.
– Узнали много нового о бабочках… Ответы детей. – Понравилось всё! – Бабочки получились очень красивые! – Они как настоящие!
– Настроение радостное! – Хочется, чтобы бабочки были всегда! – Хочется танцевать и кружиться, как бабочка! |
Показываю брошь в виде бабочки.
Вывешиваю на доску увеличенные фотографии бабочек.
Через мультимедийный проектор на экран проецирую фото бабочек ( Махаон, павлиний глаз, крапивница, репейница, голубянка, лимонница, капустница, и другие. Всего 18 видов. По ходу появления бабочек на экране учитель рассказывает о некоторых из них, остальных дети рассматривают и отмечают индивидуальные особенности.
Проводится физ. минутка:
Учитель читает текст учебника на стр. 50–51.
Раздаю вырезанных из альбомного листа бабочек с разной формой крыльев.
Проводится физ. минутка для глаз. Продолжают самостоятельную работу. Прикрепляются работы детей на доску.
Используются сигнальные круги. Урок очень понравился детям. Все в восторге от увиденного и от собственных работ! |
Оборудование урока:
Брошь в виде бабочки; часы с бабочкой; ободок с украшением в форме бабочки; серьги в форме бабочек; оригами “Бабочка”; искусственные бабочки на магнитиках; бабочки – украшение для штор; иллюстрации бабочек; ноутбук; мультимедийный проектор; экран; бабочки, вырезанные из бумаги для раскраски крыльев; учебники “Искусство и ты” ( автор Неменская); краски, карандаши, фломастеры.
Литература
- Л.А.Неменская. “Искусство и ты”. Учебник для 1-го класса. (М., “Просвещение”, 2005 г.)
- Книга для учителя “Я иду на урок в начальную школу”. Природоведение. (М., “Первое сентября”, 2000 г.)