Конспекты фронтального занятия для детей старшей группы с задержкой психического развития по теме " Огород на целый год"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: уточнить и систематизировать знания детей об овощах.

Задачи: Коррекционно-образовательные.

  1. Образование относительных прилагательных.
  2. Обучение умению давать полные ответы на вопросы педагога.
  3. Знакомство с поговоркой.

Коррекционно-развивающие.

  1. Развитие осязания при различении предметов на ощупь.
  2. Развитие навыка количественного счета, указывая на предметы, расположенные в ряд.
  3. Развитие мышления, зрительного внимания, творческого воображения, фантазии.
  4. Развитие силы голоса, темпа речи.

Коррекционно-воспитательные.

  1. Воспитание доброты, желания помогать тем, кто нуждается в помощи.
  2. Воспитание интереса к сельскохозяйственному труду.

Оборудование:

  1. Корзина с натуральными овощами.
  2. Картинки с гномами.
  3. Карточки с контурами овощей.
  4. Фломастеры по количеству детей.

Предварительная работа: экскурсия в овощной магазин, разучивание стихов, чтение стихотворений об овощах, разучивание физминутки, работа с трафаретом по теме “Овощи”, настольная игра “Домино”, разучивание пальчиковой гимнастики “Засолка капусты” (З.Е. Агронович).

Ход занятия

I. Организационный момент.

Дефектолог приглашает детей в кабинет, здоровается.

Дефектолог. Посмотрите – корзина, ее не было у меня. Давайте угадаем, что лежит внутри.

Игра “Чудесная корзина”. Дети по очереди подходят к корзине с овощами (корзина накрыта тканью) и на ощупь определяют овощ, который взяли.

(Дети и дефектолог сидят на ковре.)

II. Основная часть.

Дефектолог. Ребята, как одним словом можно назвать картофель, огурец, помидор?

Дети. Овощи.

Дефектолог. Где растут овощи?

Дети. В огороде.

Дефектолог. Угадайте загадку.

Маленькие человечки
Живут в лесу густом,
На солнечной полянке
Находится их дом.
Злато, камни добывают,
Белоснежку охраняют.

Кто это?

Дети. Гномики.

Дефектолог. Верно. Поздоровайтесь с гномиками. Они пришли к нам в гости. Я поняла откуда появилась корзина, это гномики ее принесли.

Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы считать.
Принесли нам гномики
Огромную корзину –
Много разных овощей,
Посчитать ты их сумей.

1. “Счет овощей”.

Дефектолог. Давайте посчитаем, сколько у нас овощей.

(Дефектолог с детьми выбирает все огурцы, выкладывает их в ряд и просит кого-нибудь из детей посчитать. Затем считает остальные овощи).

Дети. Один помидор, два помидора, три помидора, четыре помидора, пять помидоров. Всего пять помидоров.

Один огурец, два огурца, три огурца. Всего три огурца. (Дети пересчитывают все овощи.)

2. Загадки.

Дефектолог. Ребята, вы знаете загадки об овощах?

Дети. Да.

1-й ребенок.

Голова на ножке,
Одежка на одежке.
Резаная, мятая –
Накормлю салатом я.

Дети. Это капуста.

Дефектолог. Что можно приготовить из капусты?

Дети. Можно приготовить салат, щи, борщ.

2-й ребенок.

Я всех важнее овощей –
Нет без меня пюре и щей.
Готовят из меня крахмал,
По форме – круг или овал.

Дети. Это картофель.

Дефектолог. Что готовят из картофеля?

Дети. Картофельное пюре, запеканку, суп.

3-й ребенок.

Я гладкий и блестящий,
Расту в теплице чаще.
Люблю тепло и солнце,
Краснею на оконце.

Дети. Это помидор.

Дефектолог. Что можно приготовить из помидора?

Дети. Салат, суп.

Дефектолог. Молодцы! Все загадки отгадали.

3. Знакомство с поговоркой.

Дефектолог. Чтобы вырастить урожай, нужно потрудиться целое лето, ведь недаром говорят “Летний дань год кормит”. Дети, повторите поговорку сначала тихо, затем погромче.

(Дети повторяют поговорку).

Дефектолог. Замечательно. Очень хорошо.

4. Физминутка “Растим овощи”.

Дефектолог. Я знаю интересную игру “Растим овощи”. Поиграем?

Дети. Да.

Дефектолог. Давайте покажем гномикам, как мы помогаем нашим родным в огороде выращивать урожай овощей. Они посмотрят и запомнят, как это делать правильно. Я приглашаю вас на коврик, где мы и будем играть.

(Дети с дефектологом проходят на ковер).

Мы лопатки взяли, (дети имитируют действия огородников)
Землю раскопали,
Ее мы удобряли,
Все вместе разрыхляли.
Грабли в руки взяли,
Грядки разровняли.
Семена сажали,
Из лейки поливали.
Мы мотыгу взяли
И сорняки убрали.
Все под солнышком растет.
Вырос, вырос огород!

Дефектолог. Вот и вырос у нас огород, какие же мы молодцы. Ребята, какие орудия труда и инструменты помогают огородникам в работе?

Дети. Это лопата, грабли, мотыга, лейка.

Дефектолог. Верно. Хорошо.

5. Игра “Узнай по контуру”.

Дефектолог. Однажды гномики решили сами выращивать овощи, т.е. стать огородниками. Угадайте, что они вырастили. Давайте присядем за столы.

У каждого из вас карточка, на которой изображен овощ. Попробуйте узнать этот овощ.

(Дети садятся за столы. У каждого ребенка карточка с контуром какого-либо овоща. Дети угадывают овощи.)

Дефектолог. Таня, какой у тебя овощ?

Таня. У меня помидор.

(Остальные дети также озвучивают овощи, которые у них на карточках).

Дефектолог. Как быстро вы угадали все овощи. Отлично.

6. Игра “Назови, какой сок?”.

Дефектолог. Я предлагаю сыграть в интересную игру “Назови, какой сок?”. Из овощей, которые изображены у вас на карточках, приготовим сок. У меня помидор. Как его еще можно назвать? Верно, томат. Сок из томата – томатный. Полина, что у тебя на карточке?

Полина. Огурец.

Дефектолог. Сок из огурца какой?

Полина. Огуречный сок.

Дети. Сок из капусты – капустный. Сок из тыквы – тыквенный. Сок из свеклы – свекольный.

Дефектолог. Здорово! Как много соков мы с вами приготовили.

7. Упражнение “Рисование рекламы”.

Дефектолог. Давайте оживим наши овощи: нарисуем глазки, носики, ротики, ушки, чтобы получилась красивая реклама овощей. Возьмите фломастеры и начинайте рисовать.

(Дети рисуют.)

Дефектолог. Эту рекламу мы передадим в магазин. Что мы оживляли?

Дети. Овощи.

Дефектолог. Молодцы.

 8. Этюд “Картошечка”.

Дефектолог. Давай пройдем на коврик и представим себя картошечкой, которую забыли выкопать из земли. Расскажите, что вы чувствуете.

(Дети ложатся на коврик, сворачиваются клубочком.)

1-й ребенок. Я тут. Скорее вытащите меня.

2-й ребенок. Я боюсь темноты, хочу увидеть свет.

3-й ребенок. Если меня не найдут, я размокну от сырости, замерзну от мороза.

4-й ребенок. Хочу стать чипсами.

Дефектолог. Молодцы, вы были замечательными картошечками.

III. Итог занятия.

Дефектолог. Что было бы, если бы люди не выращивали овощи для всех нас?

(Ответы детей.)

Дефектолог. Почему овощи полезны?

Дети. Потому что в них много витаминов.

Дефектолог. Для чего людям нужны витамины?

Дети. Чтобы не болеть зимой.

Дефектолог. Я уверенна, что гномики знают теперь названия овощей. Вы научили их считать овощи, проговаривать поговорку тихо и погромче, рисовать. За это они дарят вам вот эту коробочку. Давайте посмотрим, что внутри.

(Дети открывают коробку и обнаруживают сок.)

Дефектолог. Полина, какой у тебя сок?

Полина. Морковный.

Дефектолог. А у тебя, Данил?

Данил. Томатный.

Дефектолог. Поблагодарим гномиков и попрощаемся с ними.

(Дети благодарят и прощаются с гномиками. Уходят в группу).