Тип урока: Углубление и закрепление темы.
Проблема урока: Красота природы и правда отображения ее в музыке.
Оборудование урока:
- Фортепиано;
- магнитофон;
- запись: сцена таяния Снегурочки из оперы "Снегурочка" Н. А. Римского-Корсакова (фрагмент);
- фонограммы песен: "Волшебник", муз. А. Зацепина, сл. Л. Дербенева;
- "Колокола" Муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина;
- "Васильковая страна" из репертуара группы "Волшебники двора".
Задачи урока
- Образовательная задача: показать, что сила музыки Н. А. Римского-Корсакова в связи музыки с природой, единстве красоты и правды ее отображения в музыке.
- Коррекционные задачи: помочь самовыражению воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
- Развивающие задачи: совершенствовать певческие навыки, развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память, эмоциональную отзывчивость на музыку;
- Воспитательные задачи: прививать любовь и уважение к искусству, к природе через знакомство со сказочными образами.
Музыкальный репертуар. Частные задачи. 1. Организационный момент. 2. Повторение пройденного материала.
3. Сцена таяния из оперы "Снегурочка" Н. А. Римского - Корсакова. - слушание; - определение содержания и характера музыки; - определение влияния ее на слушателей.
4. Распевание (мимическая гимнастика). - активизировать певческое дыхание, артикуляционный аппарат, голосовые связки.
5. "Колокола" музыка Е. Крылатова, слова Ю.Энтина - вокально-хоровая работа (работа над четким и ритмичным произнесением текста в быстром темпе, работа над ритмическим ансамблем).
6. "Волшебник - недоучка" музыка А Зацепина, слова Л.Дербенева - вокально-хоровая работа (работа над ансамблем).
7. "Васильковая страна" из репертуара группы "Волшебники двора". - вокально-хоровая работа (работа над характером исполнения).
Итог. |
Ход урока Вход в класс под сказочную музыку. Музыкальное приветствие Учитель. Здравствуйте, ребята! (Восходящее движение с1-g1). Дети. Здравствуйте, учитель! (Нисходящее движение g1- с1) Учитель. Какой вопрос мы рассматриваем в этой четверти? Дети. В чем сила музыки? Учитель. Сегодня мы продолжим работу над темой: "В чем сила сказочной музыки?" На прошлом уроке мы начали знакомство с оперой Н. А. Римского - Корсакова. Как называется опера? Дети. Опера называется "Снегурочка". Учитель. С какими героями уже познакомила нас музыка? Дети. Мы познакомились со Снегурочкой и пастушком Лелем. Учитель. Что вы узнали о Снегурочке? Дети. Снегурочка - дочь Деда Мороза и Весны-Красны, молодая девушка, очень веселая и игривая, сказочное существо. Она услышала людские песни, полюбила их и решила жить среди людей. Учитель. Какой предстала перед нами Снегурочка? Дети. Очень хрупкой, нежной, сказочной и холодной. Учитель. Почему? Что помогло нам ее такой представить? Дети. Музыка. Она звучала сказочно, волшебно, прозрачно. Напоминала пение птиц, а не пение человека. Учитель. А на какую судьбы себя обрекла Снегурочка? Дети. Снегурочка полюбила не только людские песни, но и испытала чувство нежной любви к человеку. Учитель. Верно, но жизнь остановить невозможно: за зимой приходит весна, а за весной - лето. Дочь Деда Мороза и Весны - снегурочка не может войти вместе с людьми в жаркую пору лета. Но разве мы любим весну меньше от того, что она уступает место лету? Разве мы забываем о ней? Давайте послушаем, что же произошло со Снегурочкой в конце оперы: : В ожидании прихода лета в царстве царит радость и веселье. Только Снегурочке чего-то не хватает, что-то мучает ее, не дает быть счастливой. Ей грустно. Снегурочка идет к матери Весне, просит сердечной теплоты, человеческих чувств. Мать весна надевает ей венок, и перед снегурочкой открывается чудесный, неизвестный мир. Снегурочка, холодное дитя природы, вдруг счастлива - она полюбила. Царь Берендей благословляет молодые пары, которые решили пожениться. Среди них и Снегурочка со своим возлюбленным. Но вот всходит солнце, и первый летний луч падает на Снегурочку: и : Звучит фрагмент из сцены таяния Снегурочки. Учитель. Снегурочка исчезает, остается только маленький ручеек: Какие чувства испытывала Снегурочка, прощаясь с жизнью? Дети. Снегурочка не боится, она благодарит мать весну за дар любви: Учитель. Как повлияло таяние Снегурочки на людей? Дети. Все были удивлены, растеряны: Учитель. Да, едва слышны слова жителей Берендеева царства, они поражены происходящим: А на вас как повлияла эта картина таяния? Дети. Было жаль Снегурочку, мы за нее переживали, но она была счастлива, что жила среди людей и сумела полюбить : Учитель. Как нам это передала музыка? Дети. Музыка звучала нежно, мягко, ласково, прозрачно, взволнованно:) Учитель. Музыка оперы очень красива. Композитор, рисуя картину таяния Снегурочки, ее прощания с жизнью, восхищался ее красотою. Учитель. Как вы думаете, чему нас учит "Снегурочка"? Дети. Опера "Снегурочка" учит нас любоваться красотой природы, музыки - красотою народных песен, человеческих чувств. И не только любоваться, но и беречь природу и чувства. Учитель. В чем же сила этой сказочной музыки? Дети. В ее красоте и правде. Музыка правдиво показывает нам природу, смену времен года, природные явления и чувства человека. Учитель. А теперь проведем распевание: - Массаж лица, ушей, носа пальцами. - Пошипим, как разъярённая кошка (ш-ш-ш с показом "когтей"). Покажите, как работает мотор у большой грузовой машины (вибрация губ и низкий звук), а как у игрушечной машинки (вибрация губ с высоким звуком). - А теперь также с вибрацией губ и движениями руки нарисуем горы. (то восходящее, то нисходящее движение). - Упражнение "Воздушный шарик": Сделайте медленный глубокий вдох через нос, руки через стороны вверх ("надуваем шарик"). Задерживаем дыхание, а затем "сдуваем шарик" - выдыхая воздух, говорим: "Ха-ха-ха". Руки опускаем вниз с остановками. (Выполнить 2 - 3 раза). - Упражнение "Дровосек": Сцепите руки в замок. Медленно вдохните через нос, руки поднимите вверх. Задержите дыхание. Резко выдохните через рот со звуком "У", руки резко опустите вниз, показывая движения топора. - Упражнение "Гармонь". Руки согнуты перед грудью в локтях. Глубокий вдох через нос - руки медленно растягивают меха. Выдох через рот со звуком А-А-А, руки возвращаются в исходное положение. - Игра "У бабушки Дарьюшки". По считалке выбирается ведущий. Все вместе с ведущим пропевают песню, а в конце придумывают любую смешную рожицу. Ведущий выбирает самую смешную. Тот воспитанник становится ведущим. Учитель. Ребята, продолжим работу над песнями. Мы разучиваем песню "Колокола". Как развивается музыка в этой песни? Дети. Музыка звучит быстрее от куплета к куплету. Учитель. Старайтесь четко проговаривать слова, слушать друг друга. Исполнение. Учитель. А теперь продолжим работу над песней "Волшебник-недоучка". Здесь нужно выделять главные слова в каждом предложении. Исполнение. Учитель. Песню "Васильковая страна" нужно исполнять весело, счастливо, радостно, нежно, мягко, плавно. Исполнение. Учитель. Сегодня на уроке мы закончили знакомство с оперой Н.А. Римского Корсакова "Снегурочка". В чем сила этой сказочной музыки? Учитель. Что понравилось на уроке? |