Урок музыки в 6-м классе по теме "Красота природы и правда отображения ее в музыке"

Разделы: Музыка


Тип урока: Углубление и закрепление темы.

Проблема урока: Красота природы и правда отображения ее в музыке.

Оборудование урока:

  • Фортепиано;
  • магнитофон;
  • запись: сцена таяния Снегурочки из оперы "Снегурочка" Н. А. Римского-Корсакова (фрагмент);
  • фонограммы песен: "Волшебник", муз. А. Зацепина, сл. Л. Дербенева;
  • "Колокола" Муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина;
  • "Васильковая страна" из репертуара группы "Волшебники двора".

Задачи урока

  • Образовательная задача: показать, что сила музыки Н. А. Римского-Корсакова в связи музыки с природой, единстве красоты и правды ее отображения в музыке.
  • Коррекционные задачи: помочь самовыражению воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
  • Развивающие задачи: совершенствовать певческие навыки, развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память, эмоциональную отзывчивость на музыку;
  • Воспитательные задачи: прививать любовь и уважение к искусству, к природе через знакомство со сказочными образами.
Музыкальный репертуар. Частные задачи.

1. Организационный момент.

2. Повторение пройденного материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Сцена таяния из оперы "Снегурочка" Н. А. Римского - Корсакова.

- слушание;

- определение содержания и характера музыки;

- определение влияния ее на слушателей.

 

 

 

 

 

4. Распевание (мимическая гимнастика).

- активизировать певческое дыхание, артикуляционный аппарат, голосовые связки.

 

 

 

 

5. "Колокола" музыка Е. Крылатова, слова Ю.Энтина

- вокально-хоровая работа (работа над четким и ритмичным произнесением текста в быстром темпе, работа над ритмическим ансамблем).

 

 

 

 

 

6. "Волшебник - недоучка" музыка А Зацепина, слова Л.Дербенева

- вокально-хоровая работа (работа над ансамблем).

 

 

 

 

 

7. "Васильковая страна" из репертуара группы "Волшебники двора".

- вокально-хоровая работа (работа над характером исполнения).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итог.

Ход урока

Вход в класс под сказочную музыку. Музыкальное приветствие

Учитель. Здравствуйте, ребята!осходящее движение с1-g1).

Дети. Здравствуйте, учитель! (Нисходящее движение g1- с1)

Учитель. Какой вопрос мы рассматриваем в этой четверти?

Дети. В чем сила музыки?

Учитель. Сегодня мы продолжим работу над темой: "В чем сила сказочной музыки?" На прошлом уроке мы начали знакомство с оперой Н. А. Римского - Корсакова. Как называется опера?

Дети. Опера называется "Снегурочка".

Учитель. С какими героями уже познакомила нас музыка?

Дети. Мы познакомились со Снегурочкой и пастушком Лелем.

Учитель. Что вы узнали о Снегурочке?

Дети. Снегурочка - дочь Деда Мороза и Весны-Красны, молодая девушка, очень веселая и игривая, сказочное существо. Она услышала людские песни, полюбила их и решила жить среди людей.

Учитель. Какой предстала перед нами Снегурочка?

Дети. Очень хрупкой, нежной, сказочной и холодной.

Учитель. Почему? Что помогло нам ее такой представить?

Дети. Музыка. Она звучала сказочно, волшебно, прозрачно. Напоминала пение птиц, а не пение человека.

Учитель. А на какую судьбы себя обрекла Снегурочка?

Дети. Снегурочка полюбила не только людские песни, но и испытала чувство нежной любви к человеку.

Учитель. Верно, но жизнь остановить невозможно: за зимой приходит весна, а за весной - лето. Дочь Деда Мороза и Весны - снегурочка не может войти вместе с людьми в жаркую пору лета. Но разве мы любим весну меньше от того, что она уступает место лету? Разве мы забываем о ней? Давайте послушаем, что же произошло со Снегурочкой в конце оперы:

: В ожидании прихода лета в царстве царит радость и веселье. Только Снегурочке чего-то не хватает, что-то мучает ее, не дает быть счастливой. Ей грустно. Снегурочка идет к матери Весне, просит сердечной теплоты, человеческих чувств. Мать весна надевает ей венок, и перед снегурочкой открывается чудесный, неизвестный мир. Снегурочка, холодное дитя природы, вдруг счастлива - она полюбила.

Царь Берендей благословляет молодые пары, которые решили пожениться. Среди них и Снегурочка со своим возлюбленным. Но вот всходит солнце, и первый летний луч падает на Снегурочку: и :

Звучит фрагмент из сцены таяния Снегурочки.

Учитель. Снегурочка исчезает, остается только маленький ручеек:

Какие чувства испытывала Снегурочка, прощаясь с жизнью?

Дети. Снегурочка не боится, она благодарит мать весну за дар любви:

Учитель. Как повлияло таяние Снегурочки на людей?

Дети. Все были удивлены, растеряны:

Учитель. Да, едва слышны слова жителей Берендеева царства, они поражены происходящим:

А на вас как повлияла эта картина таяния?

Дети. Было жаль Снегурочку, мы за нее переживали, но она была счастлива, что жила среди людей и сумела полюбить :

Учитель. Как нам это передала музыка?

Дети. Музыка звучала нежно, мягко, ласково, прозрачно, взволнованно:)

Учитель. Музыка оперы очень красива. Композитор, рисуя картину таяния Снегурочки, ее прощания с жизнью, восхищался ее красотою.

Учитель. Как вы думаете, чему нас учит "Снегурочка"?

Дети. Опера "Снегурочка" учит нас любоваться красотой природы, музыки - красотою народных песен, человеческих чувств. И не только любоваться, но и беречь природу и чувства.

Учитель. В чем же сила этой сказочной музыки?

Дети. В ее красоте и правде. Музыка правдиво показывает нам природу, смену времен года, природные явления и чувства человека.

Учитель. А теперь проведем распевание:

- Массаж лица, ушей, носа пальцами.

- Пошипим, как разъярённая кошка (ш-ш-ш с показом "когтей"). Покажите, как работает мотор у большой грузовой машины (вибрация губ и низкий звук), а как у игрушечной машинки (вибрация губ с высоким звуком).

- А теперь также с вибрацией губ и движениями руки нарисуем горы. (то восходящее, то нисходящее движение).

- Упражнение "Воздушный шарик": Сделайте медленный глубокий вдох через нос, руки через стороны вверх ("надуваем шарик"). Задерживаем дыхание, а затем "сдуваем шарик" - выдыхая воздух, говорим: "Ха-ха-ха". Руки опускаем вниз с остановками. (Выполнить 2 - 3 раза).

- Упражнение "Дровосек": Сцепите руки в замок. Медленно вдохните через нос, руки поднимите вверх. Задержите дыхание. Резко выдохните через рот со звуком "У", руки резко опустите вниз, показывая движения топора.

- Упражнение "Гармонь". Руки согнуты перед грудью в локтях. Глубокий вдох через нос - руки медленно растягивают меха. Выдох через рот со звуком А-А-А, руки возвращаются в исходное положение.

- Игра "У бабушки Дарьюшки". По считалке выбирается ведущий. Все вместе с ведущим пропевают песню, а в конце придумывают любую смешную рожицу. Ведущий выбирает самую смешную. Тот воспитанник становится ведущим.

Учитель. Ребята, продолжим работу над песнями.

Мы разучиваем песню "Колокола".

Как развивается музыка в этой песни?

Дети. Музыка звучит быстрее от куплета к куплету.

Учитель. Старайтесь четко проговаривать слова, слушать друг друга.

Исполнение.

Учитель. А теперь продолжим работу над песней "Волшебник-недоучка". Здесь нужно выделять главные слова в каждом предложении.

Исполнение.

Учитель. Песню "Васильковая страна" нужно исполнять весело, счастливо, радостно, нежно, мягко, плавно.

Исполнение.

Учитель. Сегодня на уроке мы закончили знакомство с оперой Н.А. Римского Корсакова "Снегурочка". В чем сила этой сказочной музыки?

Учитель. Что понравилось на уроке?