Открытый урок по информатике. УМК: Образовательная система "Школа-2100". Тема: "Единичное имя объекта. Отличительные признаки объектов" (3-й класс)

Разделы: Информатика, Начальная школа

Класс: 3


Цель урока: работа над понятием "единичное имя объекта", "отличительные признаки объектов".

Задачи урока:

  • научить детей отличать общие и единичные имена объектов;
  • научить выбирать имя для всех и имя для каждого;
  • научить выбирать единичные имена для предметов или существ заданной группы и описывать их отличительные признаки в табличном виде;
  • формирование представления о мыслительной операции сравнения и использование этой операции учащимися;
  • объяснения мыслительной операции анализа и синтеза;
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • эстетическое воспитание детей.

Знания, умения и навыки, которые должны приобрести учащиеся в ходе урока:

  • уметь применять мыслительную операцию сравнения;
  • уметь выделять единичное имя объекта;
  • уметь находить отличительные признаки объектов;
  • иметь представления о мыслительных операциях анализа и синтеза;
  • уметь находить и исправлять ошибки;
  • уметь выполнять простейшие операции на компьютере.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Форма проведения урока: рассказ, беседа, игра, практическая работа на компьютере.

Оборудование урока:

  • компьютеры;
  • ПМК "Мир информатики";
  • Винни - Пух (картинка);
  • Янт (картинка);
  • три поросенка (картинка);
  • плакаты с заданием.

Ход урока

Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте, ребята! сегодня мы с вами снова в компьютерном классе. У нас гости. (Приветствие гостям)

Тема нашего урока " Единичное имя объекта. Отличительные признаки объектов".

Прежде чем начать урок, посмотрите в окно, - какое сегодня голубое небо, деревья покрылись серебристым снегом, на улице морозец, на улице зима. А у нас в классе тепло, и от ваших улыбок солнечно. Улыбнитесь друг другу.

Проверка домашнего задания.

Задание 23, страница 42. Составить ответы на вопросы "Что такое? Кто такой?", используя общее имя и название новых свойств.

Объяснение нового материала

Постановка проблемы.

Учитель. Сегодня мы поговорим об именах предметов и существ.

У меня есть друг по имени Винни - Пух (картинку на доску)

Он очень послушный, но ничего не делает без моих точных указаний.

Сколько разных общих имен подходит Вин ни - Пуху? (стр. 37, №15)

(на доске: " герой сказки", "медвежонок", "друг Пятачка", "автор пыхтелки")

Как вы думаете, почему эти имена называются общими? (общее имя обозначает не один предмет или существо, а группу)

А если нужно обозначить один предмет или существо в группе, то мы даем единичное имя. Каким именем нужно назвать медвежонка, чтобы не перепутать его ни с каким другим героем сказки? (Винни - Пух)

Винни - Пух - это единичное имя героя в сказке " Винни - Пух и все - все - все!"

Назовите единичное имя страны, в которой мы живем? (Россия), села (Таштып), улицы, на которой находится ваш дом. А у вас самих есть единичные имена?

Задание в тетради №26, стр. 44

  • Назовите одним словом всех, кто изображен на рисунке. (существа, повесить на доску)
  • Найдите в таблице общее имя для Незнайки, Пончика и Знайки (коротышки, повесить на доску)
  • Впишите имена коротышек в первую строку таблицы.
  • Какие ещё группы существ есть на рисунках? ( 4 группы, "собаки", "друзья Элли", " друзья Маугли", "ученики".)
  • "Собака" - это общее или единичное имя в этом задании? ( "Собака - это общее имя, т.к. на рисунке изображена не 1, а 3 собаки.)
  • Дайте единичные имена собакам, подпишите их под рисунками.
  • Впишите клички (или название пород) собак в последнюю строку таблицы.
  • Единичным именем иногда необходимо обозначить и неодушевленный предмет.
  • Попробуйте, например, выполнить мою просьбу:переставить стул.
  • Почему Саша не может выполнить мою просьбу? (Непонятно, о каком именно предмете идет речь, т.к. в классе много предметов можно назвать этим именем, - "стул" - это общее имя для группы предметов в классе.)
  • Как можно обозначить этот стул? (коричневого цвета, учительский, который стоит у учительского стола.)

Задание 27 (Янт)

  • До сих пор мы учились описывать группы предметов или существ. - Сейчас мы будем описывать отдельные предметы в группе.
  • Начинается такое описание с единичного имени.
  • Кто это? (Учитель показывает на ученика)
  • Кто такой? (Человек, школьник , ученик, мальчик, ученик 3 в класса, ученик школы №2)
  • Учитель. - Ученик 3 в класса ТСШ №2
  • Теперь нужно назвать общее имя группы, к которой можно отнести предмет. И лучше, если это будет общее имя самой маленькой группы.
  • А может быть, без общего имени обойтись? Разве непонятно, что Алешей могут звать только человека? Может быть, достаточно назвать единичное имя и всё сразу будет понятно?
  • Давайте попробуем: у одного человека дома есть Ириска, Кубик, Тюбик.
  • Сможете вы точно определить, чьи эти имена?
  • Значит, без общих имен все-таки трудно обойтись.
  • Какие вопросы нужно задать человеку, чтобы узнать эти общие имена? ( Кто такая "Ириска"? Кто такие "Кубик" и "Тюбик"?)
  • Предположим, вы получили такой ответ: Ириска - это кошка, Кубик и Тюбик - хомяки. Какие имена в ответе - общие?
  • Теперь вы можете представить себе каждого из троих питомцев?
  • Уверены ли вы, что отличите Ириску от Тюбика? Кубика от Тюбика?
  • Что вам нужно узнать об этих двух хомяках, чтобы при встрече не спутать их?
  • Какие вопросы вы бы задали хозяину хомяков?
  • Окрас, размер, любимая еда - отличительные признаки хомяков.
  • С помощью отличительных признаков можно описать не только группу предметов или существ, но и - каждый предмет из этой группы.

Убедиться в этом нам поможет задание 28, стр. 45.

  • "Брюндики", "Хрюндики", и "Крюндики" - это общие имена или единичные? ( Общие, т.к. существ 9, и имен 3)
  • Найдите на рисунке Брюндиков
  • Что у них общего? (Большой живот)
  • Предположите, какое у них может быть общее действие? ("много есть")
  • Каких существ вы бы назвали Крюндиками? ( Хрюндиками?) и почему? (Крюндики - хвост крючком, Хрюндики - хобот.)
  • Заполните 2 последние строчки в таблице.

Физминутка 1 мин.

Вышли мышки как-то раз
Поглядеть, который час.
1,2,3,4, - мышки дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон,
Убежали мышки вон.

Обобщение и систематизация знаний.

Задание 29, стр. 46

  • Давайте дадим Брюндикам такие единичные имена, чтобы было понятно, что они Брюндики, - например, пусть каждое имя начинается на "Бр." (Всем вместе обсудить и выбрать имена, вписать их в рамки под зверьками.)
  • Чем они отличаются? (Числом полосок на кепках и предметом, который каждый из них держит в руках.)
  • Сколько полосок на кепке 1 Брюндика?
  • Что держит в руках 1 Брюндик?

Итог: Описывали отличительные признаки.

Игра "Какой признак? Чей признак?"

Задание 30.

(Описать общие свойства поросят в таблице " Состав и действия")

Описать отличительные признаки, дав единичное имя каждому поросенку.

Практическая работа на компьютере.

Практическую работу выполним на компьютере, используя задания на освоение раскрашивания компьютерных рисунков.

Что такое раскрашивание мы с вами узнали на предыдущем уроке.

А теперь попробуйте выполнить задание № 1, 2.

Итог урока.

Чему мы учились на уроке? (Учились различать общие и единичные имена, описывать отличительные признаки предметов или существ из одной группы).

Домашнее задание.

№ 26 - заполнить оставшиеся строчки, № 31 - дать имена и описать в таблицах состав, действия и отличительные признаки артистов.

Отметить активных учащихся на уроке.

Литература.

  1. Булгаков Н.Н. Интеграция информатики в учебную среду начальной школы// Информаика и образование. 2004, №1.
  2. Информатика в играх и задачах, 3 класс (1-4). Методические рекомендации для учителя.- М.: "Баласс", "Экспресс",2006.
  3. Кидиекова О.Э., Якоцуц О.Л. Информатика в начальной школе.- Абакан, 2005.
  4. Программы общеобразовательных учреждений. Информатика.
  5. Первин Ю.А. Концепция курса раннего обучения информатике // Информатика и образование. 2003, №3, с.75.