Цель урока: работа над понятием "единичное имя объекта", "отличительные признаки объектов".
Задачи урока:
- научить детей отличать общие и единичные имена объектов;
- научить выбирать имя для всех и имя для каждого;
- научить выбирать единичные имена для предметов или существ заданной группы и описывать их отличительные признаки в табличном виде;
- формирование представления о мыслительной операции сравнения и использование этой операции учащимися;
- объяснения мыслительной операции анализа и синтеза;
- развитие творческих способностей учащихся;
- эстетическое воспитание детей.
Знания, умения и навыки, которые должны приобрести учащиеся в ходе урока:
- уметь применять мыслительную операцию сравнения;
- уметь выделять единичное имя объекта;
- уметь находить отличительные признаки объектов;
- иметь представления о мыслительных операциях анализа и синтеза;
- уметь находить и исправлять ошибки;
- уметь выполнять простейшие операции на компьютере.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Форма проведения урока: рассказ, беседа, игра, практическая работа на компьютере.
Оборудование урока:
- компьютеры;
- ПМК "Мир информатики";
- Винни - Пух (картинка);
- Янт (картинка);
- три поросенка (картинка);
- плакаты с заданием.
Ход урока
Организационный момент.
Учитель. Здравствуйте, ребята! сегодня мы с вами снова в компьютерном классе. У нас гости. (Приветствие гостям)
Тема нашего урока " Единичное имя объекта. Отличительные признаки объектов".
Прежде чем начать урок, посмотрите в окно, - какое сегодня голубое небо, деревья покрылись серебристым снегом, на улице морозец, на улице зима. А у нас в классе тепло, и от ваших улыбок солнечно. Улыбнитесь друг другу.
Проверка домашнего задания.
Задание 23, страница 42. Составить ответы на вопросы "Что такое? Кто такой?", используя общее имя и название новых свойств.
Объяснение нового материала
Постановка проблемы.
Учитель. Сегодня мы поговорим об именах предметов и существ.
У меня есть друг по имени Винни - Пух (картинку на доску)
Он очень послушный, но ничего не делает без моих точных указаний.
Сколько разных общих имен подходит Вин ни - Пуху? (стр. 37, №15)
(на доске: " герой сказки", "медвежонок", "друг Пятачка", "автор пыхтелки")
Как вы думаете, почему эти имена называются общими? (общее имя обозначает не один предмет или существо, а группу)
А если нужно обозначить один предмет или существо в группе, то мы даем единичное имя. Каким именем нужно назвать медвежонка, чтобы не перепутать его ни с каким другим героем сказки? (Винни - Пух)
Винни - Пух - это единичное имя героя в сказке " Винни - Пух и все - все - все!"
Назовите единичное имя страны, в которой мы живем? (Россия), села (Таштып), улицы, на которой находится ваш дом. А у вас самих есть единичные имена?
Задание в тетради №26, стр. 44
- Назовите одним словом всех, кто изображен на рисунке. (существа, повесить на доску)
- Найдите в таблице общее имя для Незнайки, Пончика и Знайки (коротышки, повесить на доску)
- Впишите имена коротышек в первую строку таблицы.
- Какие ещё группы существ есть на рисунках? ( 4 группы, "собаки", "друзья Элли", " друзья Маугли", "ученики".)
- "Собака" - это общее или единичное имя в этом задании? ( "Собака - это общее имя, т.к. на рисунке изображена не 1, а 3 собаки.)
- Дайте единичные имена собакам, подпишите их под рисунками.
- Впишите клички (или название пород) собак в последнюю строку таблицы.
- Единичным именем иногда необходимо обозначить и неодушевленный предмет.
- Попробуйте, например, выполнить мою просьбу:переставить стул.
- Почему Саша не может выполнить мою просьбу? (Непонятно, о каком именно предмете идет речь, т.к. в классе много предметов можно назвать этим именем, - "стул" - это общее имя для группы предметов в классе.)
- Как можно обозначить этот стул? (коричневого цвета, учительский, который стоит у учительского стола.)
Задание 27 (Янт)
- До сих пор мы учились описывать группы предметов или существ. - Сейчас мы будем описывать отдельные предметы в группе.
- Начинается такое описание с единичного имени.
- Кто это? (Учитель показывает на ученика)
- Кто такой? (Человек, школьник , ученик, мальчик, ученик 3 в класса, ученик школы №2)
- Учитель. - Ученик 3 в класса ТСШ №2
- Теперь нужно назвать общее имя группы, к которой можно отнести предмет. И лучше, если это будет общее имя самой маленькой группы.
- А может быть, без общего имени обойтись? Разве непонятно, что Алешей могут звать только человека? Может быть, достаточно назвать единичное имя и всё сразу будет понятно?
- Давайте попробуем: у одного человека дома есть Ириска, Кубик, Тюбик.
- Сможете вы точно определить, чьи эти имена?
- Значит, без общих имен все-таки трудно обойтись.
- Какие вопросы нужно задать человеку, чтобы узнать эти общие имена? ( Кто такая "Ириска"? Кто такие "Кубик" и "Тюбик"?)
- Предположим, вы получили такой ответ: Ириска - это кошка, Кубик и Тюбик - хомяки. Какие имена в ответе - общие?
- Теперь вы можете представить себе каждого из троих питомцев?
- Уверены ли вы, что отличите Ириску от Тюбика? Кубика от Тюбика?
- Что вам нужно узнать об этих двух хомяках, чтобы при встрече не спутать их?
- Какие вопросы вы бы задали хозяину хомяков?
- Окрас, размер, любимая еда - отличительные признаки хомяков.
- С помощью отличительных признаков можно описать не только группу предметов или существ, но и - каждый предмет из этой группы.
Убедиться в этом нам поможет задание 28, стр. 45.
- "Брюндики", "Хрюндики", и "Крюндики" - это общие имена или единичные? ( Общие, т.к. существ 9, и имен 3)
- Найдите на рисунке Брюндиков
- Что у них общего? (Большой живот)
- Предположите, какое у них может быть общее действие? ("много есть")
- Каких существ вы бы назвали Крюндиками? ( Хрюндиками?) и почему? (Крюндики - хвост крючком, Хрюндики - хобот.)
- Заполните 2 последние строчки в таблице.
Физминутка 1 мин.
Вышли мышки как-то раз
Поглядеть, который час.
1,2,3,4, - мышки дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон,
Убежали мышки вон.
Обобщение и систематизация знаний.
Задание 29, стр. 46
- Давайте дадим Брюндикам такие единичные имена, чтобы было понятно, что они Брюндики, - например, пусть каждое имя начинается на "Бр." (Всем вместе обсудить и выбрать имена, вписать их в рамки под зверьками.)
- Чем они отличаются? (Числом полосок на кепках и предметом, который каждый из них держит в руках.)
- Сколько полосок на кепке 1 Брюндика?
- Что держит в руках 1 Брюндик?
Итог: Описывали отличительные признаки.
Игра "Какой признак? Чей признак?"
Задание 30.
(Описать общие свойства поросят в таблице " Состав и действия")
Описать отличительные признаки, дав единичное имя каждому поросенку.
Практическая работа на компьютере.
Практическую работу выполним на компьютере, используя задания на освоение раскрашивания компьютерных рисунков.
Что такое раскрашивание мы с вами узнали на предыдущем уроке.
А теперь попробуйте выполнить задание № 1, 2.
Итог урока.
Чему мы учились на уроке? (Учились различать общие и единичные имена, описывать отличительные признаки предметов или существ из одной группы).
Домашнее задание.
№ 26 - заполнить оставшиеся строчки, № 31 - дать имена и описать в таблицах состав, действия и отличительные признаки артистов.
Отметить активных учащихся на уроке.
Литература.
- Булгаков Н.Н. Интеграция информатики в учебную среду начальной школы// Информаика и образование. 2004, №1.
- Информатика в играх и задачах, 3 класс (1-4). Методические рекомендации для учителя.- М.: "Баласс", "Экспресс",2006.
- Кидиекова О.Э., Якоцуц О.Л. Информатика в начальной школе.- Абакан, 2005.
- Программы общеобразовательных учреждений. Информатика.
- Первин Ю.А. Концепция курса раннего обучения информатике // Информатика и образование. 2003, №3, с.75.