В современных условиях для осуществления эффективной и результативной учебной и воспитательной деятельности необходимо усиление информационно-аналитических функций педагогических коллективов; создание системы образовательной информации (статистической системы), которая включает систему сбора, накопления, систематизации, обработки и анализа информации об учащихся и педагогах, объединениях учащихся, образовательных программах.
В условиях компьютеризации образовательной деятельности стоит задача создания банка образовательной информации учреждения дополнительного образования, обеспечения доступа к базе данных, получения информации через информационные сети.
В процессе создания системы нормативного и информационного обеспечения образовательной деятельности решаются задачи обеспечения педагогов образовательной информацией и документами об образовании; отбора необходимого минимума документации, достаточной для реализации образовательных программ; получения обратной информации от педагогов, учащихся, родителей.
С этой целью возникла необходимость разработать и внедрить в управление деятельностью структурного подразделения учреждения дополнительного образования Дворца Творчества Детей и Молодежи (ДТДиМ) методику информационного обеспечения. (Приложение 1).
Цель проекта: разработать и внедрить в управление деятельностью структурного подразделения ДТДиМ методику информационного обеспечения.
Задачи проекта:
- Выявить возможности и условия использования информационных технологий в управлении деятельностью структурного подразделения ДТДиМ.
- Создать структуру компьютерного банка управленческой информации структурного подразделения ДТДиМ, разработать и апробировать программы представления и обработки банка информации на электронных носителях.
- Обработать и проанализировать деятельность структурного подразделения и занести их на электронные носители.
- Разработать комплекс управленческих решений, повышающих эффективность использования ИКТ в управленческой деятельности руководителя объединения.
- Создать пакет научно-методических материалов по организации использования ИКТ в управление деятельностью структурного подразделения учреждения дополнительного образования ДТДиМ.
Предмет разработки: создание системы информационного обеспечения деятельности структурного подразделения ДТДиМ как условие повышения эффективности управления им.
При таком определении предмета разработки возникает необходимость выявления еще и предмета исследования.
Предметом исследования является эффективность управления структурным подразделением .
Эффективность управления подразделением ДТДиМ исследовалась на 3-х уровнях:
- Целевом уровне: насколько создание системы информационного обеспечения позволит повысить соответствие содержание деятельности структурного подразделения ДТДиМ требованиям, предъявляемым к деятельности современного учреждения дополнительного образования.
- Социально-педагогическом уровне: насколько создание системы информационного обеспечения позволит улучшить организацию взаимодействия в педагогическом коллективе структурного подразделения; сплотить его, обеспечить совершенствование педагогической деятельности и системы стимулирования сотрудников.
- Субъективно-операционном уровне: насколько создание системы информационного обеспечения позволит повысить эффективность планирования, руководства, координации деятельности структурного объединения, организации управленческого контроля и анализа его деятельности.
Основной результат, достижение которого предполагает проект - разработка и апробирование системы информационного обеспечения управленческой деятельности в структурном подразделении ДТДиМ.
В процессе подготовки и реализации проекта создания системы информационного обеспечения достигнуты следующие результаты:
- Разработаны критерии эффективности деятельности структурного подразделения УДОД и его объединений.
- Содержание деятельности (соответствие направлений и видов деятельности функциям подразделения, многообразие содержания образовательного процесса) – 3
- Результаты деятельности (творческие достижения детей и педагогов, образовательные результаты)- 5
- Формальные (количественные) показатели:(количество учащихся, состав педагогического коллектива) -
2. Разработана структура банка информации к мониторингу развития структурного подразделения УДОД.
3. Создан компьютерный банк информации структурного подразделения.
4. Разработана компьютерная программа обработки базы данных по динамике контингента воспитанников
5. Разработаны методики и проведено исследование по отдельным показателям эффективности деятельности и развития
- Результативности социального становления детей в объединении:
- Социального заказа:
1. Востребованность выпускников ДТДиМ на рынке труда
- уровень учета социального заказа при организации деятельности подразделения ДТДиМ;
- уровень качества дополнительного образования детей в ДТДиМ;
- уровень организации продвижения выпускников ДТДиМ и др.
2. Количество социальных партнеров ДТДиМ:
- востребованность услуг и престиж ДТДиМ;
- уровень активности руководителей и педагогов ДТДиМ и др.
3. Количество побед ДТДиМ в смотрах, конкурсах учреждений системы образования
- уровень качества дополнительного образования детей в ДТДиМ;
- уровень профессионализма педагогов и руководителей ДТДиМ:
- системность деятельности ДТДиМ; степень активности ДТДиМ и др.
- Удовлетворенности детей и родителей занятиями в объединениях структурного подразделения
1. Сохранность контингента, количество воспитанников ДТДиМ второго-третьего последующих годов обучения
- уровень устойчивости интереса ребенка к предмету;
- степень комфортности пребывания ребенка в ДТДиМ;
- важность занятий в ДТДиМ для будущего ребенка;
- степень сплоченности детского коллектива;
- уровень значимости педагога для ребенка и др.
2. Количество достижений детей в виде побед на смотрах, конкурсах, выставках, фестивалях и т.д.
3. Количество родителей, участвующих в общей деятельности образовательного объединения (родительские собрания, открытые занятия, спонсорская помощь и др.)
- степень удовлетворенности родителей результатами образования ребенка; ·успешность работы педагога дополнительного образования; востребованность услуг педагога или ДТДиМ в целом и др.
- Организационной культуры (организация рабочего места, выполнение правил гигиены учебного труда, принятие учебной цели, выбор способов деятельности, планирование организации контроля труда)
- Психологического климата
Информация о динамике психологического мониторинга деятельности подразделения
- Проведена серия управленческих семинаров для педагогов дополнительного образования.
- Разработаны формы отчета и анализа деятельности структурного подразделения.
- Разработан механизм и формы собеседования с педагогическими работниками.