Цель:
- познакомить со строением Земли,
- дать понятие об оболочках Земли;
- познакомить с историей развития Земли;
- воспитывать любовь к нашей планете, бережное отношение к ней;
- развивать мышление, наблюдательность.
Оборудование:
- учебник "Мы и окружающий мир" Дмитриевой Н. Я., Казакова А. Н;
- рабочая тетрадь к учебнику;
- мультимедийная презентация (слайды);
- кроссворд;
- вареное яйцо;
- словарь С. И.Ожегова, Н. Ю. Шведовой
Ход урока
I. Оргмомент.
Начинаем мы опять
Думать, рассуждать, смекать!
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. У нас на уроке присутствуют гости, которым мы покажем, как мы умеем думать на уроке, рассуждать, смекать, разгадывать секреты.
И начнем наш урок с повторения изученного материала. Вы готовы?
II. Разгадывание кроссворда.
- Разгадав кроссворд, мы узнаем тему нашего урока.
9 Г |
4 Э |
|||||||||||||||
10 | А | К | ||||||||||||||
К | З | 12 | О | |||||||||||||
О | О | П | 2 | 11 | Л | |||||||||||
Л | 14 | О | 15 | 7 | Л | 3 | О | 6 | С | О | ||||||
13 Л | У | Н | А | 8 | Б | П | В | А | М | К | 5 | Т | 1 | О | Г | |
М | 16 | С | Т | Р | О | Е | Н | И | Е | З | Е | М | Л | И | ||
Б | Т | В | А | Л | Щ | Е | Р | А | Е | Л | А | Н | Я | |||
Р | Е | З | Я | Е | Т | О | Н | М | А | Т | Ц | |||||
О | Р | Н | Р | С | Ы | В | Л | Е | Е | |||||||
Н | Д | Ы | Н | Т | О | Я | Р | |||||||||
О | О | Е | А | В | Й | И | ||||||||||
М | Е | Я | А | К | ||||||||||||
И | ||||||||||||||||
Я |
- Как называется обширное пространство суши, омываемое морями и океанами. (Материк)
- Крупнейшие массы воды, ограниченные материками или возвышениями подводного рельефа.
- Какой океан занимает большую часть поверхности
нашей планеты?
* Весь водный покров Земли, окружающий материки и острова. (Мировой) - Наука о взаимосвязи природы и человека (экология)
- Планета, на которой мы живем (Земля)
- Отдельный предмет в пространстве (тело)
- То, из чего состоит физическое тело (вещество)
- Стекло, камень - :какие вещества? (твердые)
- Дым, пар - :. Вещества (газообразные)
- Великий путешественник, открывший Америку (Колумб)
- По небу ходит
Маляр без кистей.
Краской коричневой
Красит людей. (Солнце) - "Сестры" Земли? (планеты)
- В голубой станице
Девица краснолица.
Ночью ей не спится -
В зеркало глядится. (Луна) - Наука, которая изучает космические тела и Вселенную (астрономия). Специалист по астрономии. (Астроном)
- Звезда, которая называется звездой путешественников (Полярная)
- Прочитайте тему нашего урока. (Строение Земли)
* Он Тихий, Атлантический, Индийский, Северно-ледовитый. (Океан)
III. Сообщение темы урока.
- На уроке нам предстоит изучение нашей планеты.
Все разнообразие окружающей нас жизни - это результат удивительного стечения обстоятельств, которое произошло в одном из уголков Вселенной - в Солнечной системе.
СЛАЙД (фото Земли из космоса)
Мы живем на огромном естественном космическом корабле - планете Земля.
Земля - наш общий дом. Всякий дом нужно знать. И в этом поможет нам ГЕОГРАФИЯ.
- Вы видите фотографию нашей планеты, сделанную из космоса. А давайте вспомним, что было раньше на Земле, как она выглядела и как появилась.
(а помогут нам в этом наши ученики - которые приготовили рассказы )
Слайды 6 штук
Давно, 6 - 7 млрд. лет назад, в результате взрыва во Вселенной возникло Солнце. В то время оно мало, чем напоминало привычное и ласковое светило. Ученые называли его древним солнцем. Считается, что его рождение - это вспышка сверхновой звезды.
Слайд 1
Сильные взрывы на солнце выбросили в космическое пространство газовое плазменное облако. Из этого облака возникли планеты, кометы, астероиды солнечной системы.
Слайд 2
В безмолвном мраке космоса мчался огромный метеорит. На пути метеорита оказалось скопление маленьких метеоритов. Как облако плыли они в безвоздушном пространстве Вселенной.
Одинокий и холодный подлетел метеорит к этому облаку. И наконец со страшной скоростью он встретился с ним. Метеорит притянул к себе частицы метеоритного облака, вобрал в себя, соединился с ними и стал во много раз больше. Так образовалась наша планета, примерно 5 млрд. лет назад.
Слайды3-8
В то время на планете бушевали вулканы, сверкали молнии, кометы и метеориты падали на Землю.
Слайд 9-11
Вулканы извергали с газами водяной пар, так возникли воздух и вода. Под воздействием внутренних сил смещалась земная кора, и стали появляться небольшие участки суши, а потом образовался огромный континент.
Поверхность земли начала постепенно остывать.
Слайд 12-15
Ее поверхность представляла собой бесконечную однородную серую равнину.
Слайд 16-19
Долгое время земля была безжизненной. На планете господствовали космический холод и обжигающий ветер.
Слайд 20-21
Только 650 млн. лет назад на Земле появились многоклеточные организмы, и началось массовое заселение Земли.
- Итак, когда же образовалась Земля? (5 млрд. лет назад)
- Один секрет мы уже раскрыли. Это только одна версия происхождения планеты. Существует еще ряд версий, о которых вы узнаете на уроках астрономии.
IV. Физкультминутка.
На зарядку солнышко
Поднимает нас.
Поднимаем руки мы
По команде "Раз!"
А над нами весело
Шелестит листва
Опускаем руки мы
По команде "Два!"
- Мы знаем, что все планеты Солнечной системы вращаются вокруг огромного газового шара - Солнца.
- Что вы узнали о Солнце?
(СЛАЙД 22 - СОЛНЦЕ)
Солнце - самая близкая к Земле звезда. . Солнце - это раскаленный газовый шар. Его поверхность нагрета до 6000 градусов. Температура в центре Солнца - 15 - 20 млн. градусов. Расстояние от Земли до Солнца 150 млн. км. Без Солнца невозможна жизнь на Земле.
- Сколько планет вращается вокруг Солнца? (9)
- Назовите их.
(СЛАЙД 23- солнечная система)
- Сила притяжения Солнца, словно невидимые цепи удерживает Землю и другие планеты, заставляет их двигаться по замкнутому пути.
- Что еще мы знаем о Земле?
Наша планета расположена на расстоянии 150 млн. км от Солнца, а жизнь на Земле возможна только на этом расстоянии и описывает вытянутую окружность. Это орбита Земли. Большая часть поверхности Земли покрыта водой. При солнечном свете вода кажется голубой. Поэтому Земля из космоса видна светящимся шаром голубого цвета.
- А где еще люди надеялись найти жизнь, на каких планетах?
Люди давно надеялись обнаружить жизнь на планетах Венера, Марс.
Венера расположена на 40 млн. км ближе к Солнцу, чем Земля и она очень похожа по размерам на нашу планету. Но поверхность Венеры разогрета до 500 градусов по Цельсию. Поэтому жизнь на Венере невозможна.
Марс на 78 млн. км дальше от Солнца, чем Земля, и меньше Земли по размеру. На большей части планеты все время отрицательная температура. Там так холодно, что замерзает не только вода, но и углекислый газ, которая преобладает в атмосфере Марса.
- А теперь раскроем еще один секрет нашей планеты.
СЛАЙД 24"Земля" и "земля"?
- Скажите, что означают слова "Земля" и "земля"? Приведите примеры.
Земля - третья от Солнца планета Солнечной системы, вращающаяся вокруг Солнца и вокруг своей оси.
Земля - суша в противоположность водному или воздушному пространству.
Земля - почва, верхний слой коры нашей планеты, поверхность.
Словарь С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой стр. 229 (Москва 2002 г.)
(В словаре Ожегова вы сможете узнать еще 4 значения слова земля.)
Слайд 25.
- Объясните разницу выражений "Мы живем на Земле. Мы копаем землю."
- А как вы думаете, что же внутри планеты Земля? Каково ее строение?
Слайд 26.
Внутреннее строение Земли можно сравнить с куриным яйцом. В центре Земли находится раскаленное ядро, подобно желтку в яйце.
(ЯДРО)
- Ядро покрывает мантия, подобна яичному белку. В верхней части мантия вязкая, как густой мед.
(мантия)
- Все внутренние части Земли прикрывает земная кора, как яичная скорлупа, в которой заключено все содержимое яйца.
(земная кора)
- Но в отличие от яйца внутренние слои Земли очень высокую температуру и очень большое давление.
- Итак, что находится внутри Земли? ядро
- Что покрывает ядро? мантия
- Что прикрывает все внутренние части Земли? Земная кора.
СЛАЙД 27
Земная кора и верхняя часть мантии называется - ЛИТОСФЕРОЙ. Это слово греческого происхождения, означающее каменный шар, каменная оболочка. Ее толщина от 50 до 200км.
СЛАЙД 28
Все воды Земли составляют водную оболочку, или ГИДРОСФЕРУ.
Если всю воду океанов, рек, озер равномерно распределить по земной поверхности, то образуется слой почти в 3 км глубиной.
СЛАЙД 29
Окутывает Землю толстый слой воздушной оболочки - АТМОСФЕРА.
Воздушная оболочка Земли - это ее удивительная голубая рубашка. В такой рубашке наша планета не перегревается от солнечного жара, не стынет от космического холода. Кроме того, воздушная оболочка, защищает Землю от космических "снарядов", метеоритов. Также эта оболочка защищает нас от космических лучей - невидимок, следит за климатом на нашей планете.
Толщина этой оболочки около 1000 км и состоит оно из нескольких слоев. Нижний слой - самый плотный.
- А теперь закройте глазки и вспомните местность, в которой мы живем.
- Есть ли в нашей местности леса, степи?
- Много ли водоемов? Назовите их.
- Что можете сказать о погоде летом и зимой?
- Часто ли идут дожди?
- Сильные ли дуют ветры?
- Назовите растения нашего края.
- А какие животные есть у нас?
- А теперь скажите, что из ответов можно отнести к АТМОСФЕРЕ? (облака, ветер)
- Что отнесем к гидросфере? (реки, озера, пруды)
- А к литосфере? (равнины, горы меловые, полезные ископаемые)
СЛАЙД 30
Литосфера, ГИДРОСФЕРА, нижняя часть АТМОСФЕРЫ и все живые организмы составляют ГЕОГРАФИЧЕСКУЮ ОБОЛОЧКУ Земли.
V. Работа в тетради.
Стр. 14.
- Что такое гидросфера и атмосфера вы напишите дома, а сейчас на схеме подпишите, где находится гидросфера и атмосфера.
Слайд 31
Посмотрите на слова:
ГИДРОСФЕРА
АТМОСФЕРА
ЛИТОСФЕРА
- Чем они похожи? (сфера - пределы распространения чего-либо, область)
- А чем отличаются?
- Что можно сказать про эти слова, какие они? (сложные, родственные)
- Что обозначает часть слова:
ГИДРО (вода)
АТМО (пар, газ, воздух)
ЛИТО (камень)
- Итак, мы познакомились со строением нашей планеты - Земли.
- Как называется воздушная оболочка Земли? (АТМОСФЕРА)
- Гидросфера - это -:
- Земная кора и верхняя часть мантии - это :.(ЛИТОСФЕРа)
- Наша планета Земля - неповторима. Уникальность Земли заключается в том, что на ней живем мы.
- Послушайте стихотворение, которые подготовили наши ребята о планете Земля.
- Возле речки в тумане
Чуть шумят тополя.
Может, ими и ранит
Человека земля.
- Иль березкой кудрявой,
Нескупой на слова,
Или явором,
Явор - всем лесам голова.
- Иль плясуньей - калиной.
Что сережкой трясет.
Или первой травинкой,
Пробивающей лед.
- Что же, земля привлекает
Или этим, иль тем,
В суть вопроса вникая,
Я так думаю - всем!
- И рябины кустами,
И лужком заливным,
И грибными дождями,
И дождем не грибным.
- Первой звонкой капелью
И росой на устах.
Соловьиною трелью
В соловьиных кустах.
- И родными местами,
Где ты жил, где ты был.
И цветами, цветами -
Чуть о них не забыл.
- Манят волею реки
И раздольем поля,
Не обманет вовеки
Человека Земля.
- Многие поэты воспевают красоту нашей Земли. Мы - земляне, жители планеты Земля должны как можно больше знать о нашей планете, беречь ее, охранять, заботиться о ее процветании. Поэт Аким назвал нашу планету - планетой - сад.
Планета - сад
Есть одна планета - сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелетных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету -
Ведь другой, похожей, нет. (Я. Аким)
Слайд 32
Итог урока.
- Какое открытие вы сделали для себя на уроке?
- Что нового узнали на уроке?
- Кого заинтересовала данная тема?
- А кому эта тема знакома? Где вы читали о Земле? О Вселенной?
V Дом. задание. Стр. 61 - 64, тетрадь №27.