Внеклассная работа – это творчество. Благодаря творческой деятельности создается нечто новое, неповторимое и оригинальное.
Результат творческой работы не следует оценивать и измерять лишь конкретным, то есть полученным продуктом. Творческой является и сама деятельность, развивающая личность, в результате которой формируется более способный, с богатым внутренним миром и потенциалом человек. Любое суждение по поводу прочитанной книги, увиденного спектакля или прослушанной музыкальной пьесы могут чему-то научить, заставить задуматься, послужить творческим стимулом. И самый значимый “толчок” в этом направлении наряду с эмоциональным “всплеском”, дает учащимся наличие необходимых знаний, которые позволяют совершенствовать их умения и навыки, а, соответственно, стимулируют творческие дерзания учащихся.
Таким образом, внеклассная работа мотивирует учащихся к изучению иностранного языка. Проблема мотивации особенно важна при обучении иноязычному речевому общению, характерной чертой которого является отсутствие естественной потребности в коммуникации. Поэтому для учителя иностранного языка столь важна заинтересованность школьников не только и не столько в результатах своего учебного труда, сколько в процессе достижения этого результата.
Театр давно и прочно вошел в жизнь школы. На уроках немецкого языка он конкретизирует знания об исторических эпохах, образно раскрывает общественные конфликты. Это роднит театр с литературой. Театр помогает учителю соединить знание фактического программного материала с его эмоциональным восприятием и тем самым формирует убеждения, которые возникают и закрепляются через образно-поэтическое обобщение картин мира, равно отображенных в спектакле и в исторических фактах. Сочетание мысли и чувства обуславливает ее всестороннее и гармоническое развитие личности.
Надо к тому же добавить, что дети воспринимают любую условность, легко включаются в “условия игры”, предлагаемые театром.
Учитель приходит на помощь, если содержание пьесы не соприкасается непосредственно с жизненным опытом школьников, их знаниями и представлениями. Тогда надо ввести их в незнакомый мир, показать его внешние приметы, быт, обычаи, обстановку, познакомить с персонажами – их речью, манерами, поведением, так как в противном случае спектакль проходит мимо их сознания или воспринимается искаженно.
Уже второй год в Доме учителя проводится отчетный концерт гимназии № 1579 ЮАО г. Москвы. В концерт включены лучшие номера нашей школы. В рамках этого концерта был представлен и спектакль на немецком языке “Счастливый Ганс”. Для проведения спектакля ребята украсили сцену кустами и букетами, выполненными из сухих листьев. Сами подготовили костюмы и выполнили декорации.
Спектакль – музыкальный. В этой постановке звучат немецкие народные песни в исполнении ребят. Применение песен способствует совершенствованию навыков иноязычного произношения, развитию музыкального слуха. Разучивание песен помогает закрепить правильную артикуляцию, правила фразового ударения, особенности ритма.
Совместная работа над спектаклем и подготовка к празднику развивает у участников умение слушать партнера, создает условия для взаимопонимания и взаимовыручки, укрепляет чувство ответственности за успех общего дела.
Подлинное произведение театрального искусства возникает только при условии контакта сцены и зрительного зала, активного сопереживания аудитории всему происходящему на сцене. Судя по реакции зала, наши ребята создали шедевр.
Воспитательный потенциал фольклора, музыкальных произведений, художественной литературы, театра достаточно велик, так как позволяет формировать у школьников личностно-значимое отношение к нравственным и эстетическим явлениям, обеспечивающее личностное постижение вырабатываемых обществом ценностей, идей, принципов, идеалов.
Искусство оказывает непосредственное влияние на формирование личности юного гражданина, формирует его нравственные идеалы и убеждения. Оно формирует человека, погружая его в конфликты и взаимодействия, сходные с жизненными, чтобы таким образом обогатить его опытом человеческих отношений и ввести этот опыт в глубину человеческой личности.
Формирование духовной культуры – не самоцель, а условие, обеспечивающее успешное решение задачи нравственно-эстетического воспитания, формирования мировоззрения школьников.