Цели обучения:
Цели воспитания:
- воспитание интереса к изучаемому материалу,
- развитие познавательного интереса, логического мышления
Цели развития:
- развитие логического мышления, памяти, внимательности, умения работать с формулами, строить графики и диаграммы.
Цели познавательные:
- повышение интереса к занятиям информатикой,
- развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся.
План урока
- Вступление учителя;
- Общие характеристики табличного процессора;
- Представление о формуле и правилах ее записи в электронной таблице;
- Вычисления по формулам;
- Использование в формулах встроенных функций;
- Вычисления с использованием относительных и абсолютных ссылок;
- Сортировка данных;
- Построение диаграмм;
- Построение графиков.
Тип урока: обобщающий урок.
Оборудование:
- тест,
- обучающие программы,
- карточки с заданиями,
- файлы с заданиями,
- документальные материалы об исторических местах города Казани,
- цветные фото достопримечательностей г. Казани.
Ход урока
I. Актуализация знаний.
В детстве, когда мы начинаем изучать окружающий мир, первым делом сталкиваемся с числами, учимся считать, решать самые простые задачи: у тебя было столько то конфет, ты отдал какую то часть своему другу, сколько конфет осталось?
С возрастом сталкиваемся с более сложными задачами. Если вспомнить каждый прожитый день, то ни один из них , не прошел без математических вычислений. Например, в магазине считаем деньги, минуты до звонка, набираем номера телефонов, кодовых замков, и т. д. и все это мы вычисляем в уме.
Если вы станете экономистом, бухгалтером или менеджером?
При несложных вычислениях мы используем калькулятор, когда сталкиваемся с более сложными действиями, само собой обращаемся к электронным таблицам.
Итак, электронные таблицы дают нам возможность быстро вычислять различные математические операции и управлять ими.
Сегодня мы с вами будем говорить о табличном процессоре EXCEL.
Итак, что мы с вами знаем и умеем делать:
- создавать редактировать и формировать табличный документ;
- выполнять вычисления по формулам;
- применять относительные и абсолютные ссылки;
- использовать в формулах функции;
- создавать диаграммы;
- рисовать графики.
Мы также знаем, что в таблице есть вертикальные и горизонтальные линии. Что означают эти линии?
(Электронная таблица состоит из столбцов и строк)
Сколько строк и столбцов в таблице?
(65536 строк и 256 столбцов, строки пронумерованы(1, 2, 3:65536), столбцы имеют имена(A, B, C:Z, AA:))
Что такое ячейка?
(На пересечении строк и столбцов находятся ячейки)
Ячейка имеет адрес A1, D5
(Пересечение столбца A со строкой 1. Пересечение столбца D со строкой 5)
Если ячейка выделена рамкой, то, как она называется?
(Активной, при этом выделяются и номер строки, и имя столбца)
Что образуют две или более ячеек?
(Диапазон, граничащие ячейки называются смежными, а отделенные друг от друга несмежными, для определения диапазона ставится между ними двоеточие (:), диапазон А1:В3 состоит из шести ячеек)
-Ребята, какое событие в этом году намечается в нашей Республике?
(Тысячелетие города Казани)
Как написал знаменитый татарский поэт, Г. Тукай:
"Лошадей в упряжке пара, на Казань лежит мой путь,
И готов рукою крепкой кучер вожжи натянуть:"
Ребята, мы с вами поедем в г. Казань не на лошадях, а на машине.
II. Формирование умений и навыков при решениях задач.
Задача№1. (Движение автомобиля.)
-Для того чтобы решить эту задачу, нужна формула. Что называется формулой в электронной таблице?
(Это математическое выражение, записанное по правилам, установленным в среде табличного процессора)
-Что может включать в себя формула?
(операторы, ссылки на ячейки, константы, переменные, знаки арифметических операций ("+", "-", "*", "/"), скобки, функции и должна начинаться со знака равенства(=).
{Задачи даются в трех вариантах и учащиеся устно отвечают, как правильно составлять формулу и как её записывать в Excel)
Задача№1. 1
Подсчитать, за сколько часов доедет автомобиль до Казани, если она едет V=80 км/час, S=120 км.
Задача№1. 2
Найти путь S , если скорость V=80 км/час и время t=2 час.
Задача№1. 3
Найти скоростьV, если S=120 км/час, t=2час.
-Значит, как вводятся формулы?(ученик рассказывает алгоритм ввода формул)
-Столица РТ- Казань - находится на расстоянии 797 км восточнее от Москвы. Город расположен на левом берегу Волги, в месте впадения в нее реки Казанки. Казанский речной порт один из крупнейших на Волге. Город также является крупным железнодорожным, автодорожным и авиационным узлом.
Налажено стабильное воздушное сообщение с Прагой, Стамбулом и другими городами.
Основные виды городского общественного транспорта - трамвай, троллейбус, автобус и такси.
Ведется строительство метрополитена, эксплуатация которого планируется в 2005 году. В Казани используется самые передовые технологии в области связи. Развита городская телефонная сеть, сети проводной, радиотелефонной, а также сотовой связи стандартов GSM -900, COMA, DAMPS, NMT-450. Налажено стабильное воздушное сообщение с Анталией, Стамбулом и т. д.
Задача№2. Сколько стоят билеты на самолет в разные страны в долларах?
Стоимость авиабилетов на самолёты |
||
Курс $ | 28 | |
Цена в р. | Цена в $ | |
Анталия | 5000 | |
Стамбул(Турция) | 4000 | |
Варна(Болгария) | 6600 | |
Прага(Чехия) | 7000 | |
Франкфурт(Германия) | 5000 |
Какие ссылки называют относительными, абсолютными и смешанными? Какие ссылки вы применяли при решении этой задачи?
Старинный город с каждым днем преображается. Все больше и больше становится исторических мест Древней Казани: Благовещенский Собор, башня Суюмбике, Спасские ворота Кремля, мечеть Кул-Шариф и т. д. (показываются слайды этих исторических мест , сопровождаются комментарием учителя)
Задача№3. Ребята, давайте сделаем ремонт в Благовещенском Соборе. Для этого закупим краски, 1 кг которого стоит 65 рублей.
Ремонт Благовещенского собора | ||||
65р. | ||||
кг на 10 м^2 | Площадь , м^2 | Расход, кг | Стоимость. в руб. | |
Двери | 6, 6 | 12 | ||
Пол | 7, 8 | 120 | ||
Стены | 6, 3 | 480 | ||
Подоконники | 7, 2 | 45 | ||
Всего, кг | Всего, руб |
-Каковы формулы для решений этих задач?(учащиеся объясняют)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Закройте глаза и прикройте их ладонями. Представьте лист белой бумаги и попытайтесь мысленно написать на нем тушью свое имя. Если это удастся, то напишите по буквам свою фамилию и отчество, четко представляя себе каждую букву в отдельности. В конце записи поставьте точку.
(Рассказ о мечети Куль-Шариф.)
Мечеть Кул-Шариф. Это мечеть, под стенами которой произошла последняя битва защитников Казани с завоевателями. Местоположение ее точно не установлено: можно лишь предположить, что стояли где-то в районе рва Тазик. Это могло быть высокое здание кукольной композиции, окруженное четырьмя высокими минаретами по углам всего комплекса и четырьмя башнями под углами основного объема.
Согласно легенде, ее образ лег в основу архитектуры храма-памятника, возведенного в честь завоевании Казани-собора Василия Блаженного в Москве. Главный купол обрел формы - короны Казанских ханов, увезенный в Москву после падения Казани и экспонирующейся ныне в Оружейной палате.
Главные архитектурные памятники Кремля: Благовещенский Собор, башня Суюмбике.
Благовещенский Собор(XVI-XIX века).
Башня Суюмбике(пер. полов. XVIIIвека, согласно легенде - минарет Ханской мечети) название связывают с именем последней царицей Суюмбике. Высота башни составляет 58 метров.
Башня Суюмбике.
Царица Суюмбике.
Задача №4.
Главные архитектурные места. |
|
Благовещенский Собор | XVI-XIX век |
Башня Суюмбике | XVIIIвек |
Спасские ворота Кремля | XVIвек |
Мечеть Кул-Шариф | XXвек |
Казанский Государственный Университет | XIXвек |
Сортировка происходит:
- числа сортируются от наименьшего отрицательного до наибольшего положительного;
- текст в следующем порядке:0, 1, :, 9. , символы, A, B, C, :, А, Б, В.
- ложь потом истина;
- пустые ячейки помещаются в конец списка.
В EXCEL можно показывать информацию не только в виде рабочего листа, но и в форме диаграмм.
Диаграмма - графическое представление числовых данных. Диаграммы, отображают данные нагляднее, облегчают восприятие и помогают при анализе и сравнении данных.
Как построить диаграмму? (рассказывают учащиеся)
Практическое задание. Задача. Исходя из 100% распределите ваши увлечения и сделайте диаграмму.
Увлечения подростков | |||
Виды | % | ||
Чтение | |||
Компьютеры | |||
Техника | |||
Спорт | |||
Музыка |
Какие типы диаграмм вы знаете, что называется легендой? Объясните алгоритм построения диаграмм.
-Итак, в каждом случае важно правильно подобрать тип создаваемой диаграммы. Приводить диаграмму к устраивающему виду.
Далее, ребята, что необходимо знать чтобы построить графики функций?
Построение графиков.
Для того чтобы построить график необходимо знать координаты ее точек, то есть, для каждого X нужно найти соответственное значение Y.
Практическое задание.
Найти точку пересечения графиков двух функций, Y=2/ X, Y1=4* X2.
Х | У | У1 |
0, 5 | 4 | 1 |
0, 6 | 3, 3 | 1, 44 |
0, 8 | 2, 5 | 2, 56 |
1 | 2 | 4 |
1, 1 | 1, 81 | 4, 84 |
-После построения графиков видно, что решением системы уравнений является X=0. 8, Y=2. 5.
-Какой тип диаграмм здесь применили?(тип точечная)
Построение графиков.
Работа с карточками. Для сильных учащихся:
ФУНКЦИЯ 1 | ФУНКЦИЯ 2 | ДИАПАЗОН ИЗМЕНЕНИЯ | РЕШЕНИЕ |
У=(6+Х)/3*Х | У=5*Х+1 | (-2;2) | Х=-0. 3;У=2. 5 |
У=SIN(X-1) | У=2*Х-3 | (-2;2) | Х=1. 9;У=0. 9 |
У=Х-2 | У=Х-3 | (-3;0) | НЕТ РЕШЕНИИ |
Для слабых учащихся(построить графики функций) у=х2; у=х+2; у=(х+2)3.
III. Обобщение. (тест на компьютерах)
Тест.
1. Сколько листов по умолчанию содержат электронные таблицы EXCEL?
а)3
б)5
в)4
г)6
2. Как называется ячейка в электронных таблицах, с которой производят какие- либо действия?
а) активная
б) неактивная
3. Какое выравнивание в ячейке применяется по умолчанию к тексту в электронных таблицах?
а) по левому краю;
б) по правому краю.
4. Что могут обозначать А1, R7?
а) адреса ячеек;
б) списки ячеек.
5. С чего должна начинаться формула в электронных таблицах?
а) со знака ":" ;
б) со знака "=".
6. Как называется место пересечения столбца и строки в электронных таблицах?
а) клетки;
б) ячейки.
7. Какой вид ссылок применяется при $а$2?
а) относительная;
б) смешанная;
в) абсолютная.
8. Сколько столбцов в EXCEL?
а) 268;
б) 256.
IV. Итог к уроку.
V Выставление оценок по тесту.
VI. Обобщение. Просмотр компакт-диска "Тысячелетняя Казань".