Цель:
- Познакомить учащихся с русским народным костюмом; показать, какую роль в жизни человека играла одежда; научить, по одежде определять эпоху, в которой жил человек;
- Развивать эстетически художественный вкус, творческую активность и мышление, воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
Оборудование: Репродукции картин А.Венецианова, В.Васнецова, В.Сурикова. Иллюстрации русского народного костюма.
Ход урока
Прозвенел звонок и смолк
Начинается урок!
Стали ровно, прикрыли глаза и мысленно сказали “Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен и уверен в себе”. Глаза открыли, сели правильно и красиво.
При подготовке д/з может, у кого возникли какие-то вопросы?
Тогда проверим, как вы готовы к уроку!
I. Проверка домашнего задания.
1) Работа на карточках.
2) Работа у доски.
3) Работа с классом.
Мы с вами проведем историческую разминку и поработаем с лентой времени.
Что такое лента времени?
На ленте времени нужно обозначить год и век исторических событий.
Основание Москвы? (1147 г.)
В каком году Ю.А.Гагарин совершил полет? (1961 г.)
В каком году основан Рим?
В каком веке мы живем? (XXI век)
Кто и когда открыл Америку? (1492 г.)
Вопросы:
Расскажите об одежде древних греков, римлян,
средневекового человека?
Рассказать, что носили в средневековье в XV веке в
Европе мужчины?
Как одевались женщины в XV веке в Европе? Кто
добавит к сказанному?
II. Тема и цель урока.
Сделаем предположение о теме урока.
Загадка.
По дороге я шел,
Две дороги нашел,
По обеим пошел.
(Штаны, порты)
Дуйся, не дуйся
Через голову суйся,
Попляши день-деньской
И пойдешь на покой.
(Рубашка)
Давайте с вами ребята представим, что живем мы в России не в XXI веке, а где-то в XVI–XVII веке.
- А какую одежду тогда носили? Она отличалась от современной?
Правильно одежда была длинной, широкой, чтобы было удобно работать в поле.
После освобождения от монгольского ига начинается быстрое развитие Руси. В XV веке происходит образование нового государства Московская Русь. Расширяются границы, налаживаются экономические и торговые связи с другими странами.
Сейчас поговорим о мужской одежде.(Приложение) В народном русском костюме рубаха была верхней одеждой. Рубахи были разных цветов: белые, синие и красные. Носили их на выпуск и подпоясывали нешироким поясом. Рубаха имела длинные рукава, украшалась вышивкой. В комплект одежды входили штаны – порты, не широкие, длинные, сужающиеся к низу из домотканого сукна. Держались они на шнурке – гашнике, который завязывался вокруг талии. Богатые люди носили суконные, шелковые порты, а в народе – холщевые. Штаны заправляли в сапоги или обертывали онучами (узкие, длинные до 2 м куски ткани) и поверх надевали лапти. Лапти привязывались к ноге специальными завязками. Богатые крестьяне и знать носили высокие сапоги без каблуков из кожи различных цветов.
Традиционной верхней одеждой был кафтан и зипун. Кафтан был приталенным, с узкими рукавами, с небольшим стоячим или отложным воротником. Зипун шили из серого или коричневого домотканого сукна. Он был до колен. Надевали его в плохую погоду или дорогу. Кафтан можно увидеть на иллюстрации Ивана Яковлевича Билибина.
III. Физкультминутка.
IV. Продолжение работы над темой.
V. Словарная работа.
Сарафан считается исконно русской женской одеждой. Слово сарафан произошло от персидского слова “Serape”, что означало “почетная одежда”. Ее шили из холста, шелка, парчи. Сарафанный комплект обычно включал в себя рубаху, сам сарафан, пояс и передник.
Передник – это одежда, состоящая из двух несшитых длинных полотнищ ткани, собранных на шнурок, их повязывали выше груди или талии.
В холодную погоду русские женщины надевали душегрею. Это была короткая свободная кофта, собранная в верхней части в мелкие складки. Душегрея была пышной в нижней части и лишь немного прикрывала талию. Ее шили с дорогих нарядных тканей, вышивали узорами.
VI. Иллюстрация Билибина “Аленушка”.
Вопросы:
- Во что одета Аленушка? А братец Иванушка?
У Билибина Аленушка одета в русскую вышитую красными нитями рубаху и синий сарафан, подпоясанный плетеным поясом. На голове Аленушки белый платочек.
Братец Иванушка – типичный деревенский мальчик в рубахе на выпуск и в портках.
Женские прически были довольно простыми. Молодые девушки заплетали одну косу, украшая волосы венком или повязкой. Женщины полностью скрывали свои волосы под головным убором. Грудь всегда покрывали бусы – обереги хранительницы здоровья, души.
VII. Работа с учебником.
Знатные люди надевали насколько одежд. Что свидетельствовало об их благо состоянии. Эти одежды длинные, тяжелые, их носили независимо от времени года, как на улице, так и в помещении. На приемах послов русская знать надевала одновременно до пяти одежд, поражая иностранцев пышностью. По праздникам бояре надевали особый вид кафтана ферязь с широким до 3 м подолом, отделанный мехом. У ферязи были длинные почти до земли рукава. Понятно, что заниматься физическим трудом в такой одежде было невозможно. Отсюда в народе возникла поговорка “Работать спустя рукава”.
Самые богатые одежды носил царь. Посол германского императора Ганс Кобенцель, приехавший в Москву в 1576 году, так описывал наряд Ивана Грозного: “Мантия великого князя совершенно была покрыта алмазами, рубинами, смарагдами и жемчугом величиной с орех…”
В специальной мастерской палате Кремля в XVII веке около 100 портных и скорняков шили царскую одежду и украшали ее золотым кружевом, драгоценными камнями, пуговицами. На одном из кафтанов Ивана Грозного было 56 пуговиц. Облачение дополнялось скипетром (жезлом), рукавицами; на голову царь надевал тафьи или шапку Мономаха, обувью царя были короткие сапоги из сафьяна или бархата с дорогим шитьем.
VIII. Работа в тетради.
- Какие виды русской одежды вы знаете?
- Найдите их на рисунке, подпишите и раскрасьте.
Боярский костюм дополняли рукавицами с крагами или перчатками, сумкой калиткой, подвешенной к поясу, а в торжественных случаях – богатым посохом высотой до плеча. Зимой носили шубы. Каким бы дорогим не был мех, он служил подкладкой. Шубы шили из соболя, песца, куницы, чернобурки покрывали сукном, парчой или бархатом. Русская шуба, массивная, длинная до самого пола и прямая. Спереди завязывалась шнурками.
IX. Итог урока.
Как одевались на Руси? Что нового узнали о
русском народном костюме?
Пригодятся ли вам полученные знания?
Где сегодня можно встретить русскую народную
одежду?
X. Домашнее задание.