Цели:
- сформировать представление о закономерностях смены природных условий и ПТК в горах, закрепить знания о высотной поясности, познакомить с ПТК альпийских и субальпийских лугов, формировать обзор гор;
- развивать интерес к изучаемому материалу, развивать память, мышление, познавательную активность, совершенствовать умения работать с картой, применять полученные знания на практике;
- воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование: видео проектор, физическая карта России, карта природных зон, картины – горный пейзаж.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация ранее изученного.
Диктант на термины и понятия.
Я читаю определение, вы должны записать соответствующий термин с доски (термины записаны на доске).
Ландшафтоведение | Эфемеры |
Тайга | Такыры |
Степь | Серозёмы |
Солонцы | Джузгун |
Солончаки |
- Растительное сообщество с преобладанием хвойных деревьев (тайга)
- Растительное сообщество состояние из разнотравья, формируется на чернозёмах при недостаточном увлажнении (степь)
- Наука изучающая ПТК (ландшафтоведение)
- Засолённые почвы, в которых легкорастворимые соли, в больших количествах содержащиеся в почве, находятся на глубине 20-50 см. пригодные для земледелия после промывки (солонцы)
- Тип почвы, в которых соли в большом количестве находятся в поверхностном слое (серозё-мы)
- Ровное глинистое место, лишенное растительности в сухое время разбиты трещинами на многоугольники (такыры)
- Песчаная акация, растёт на песках, может пускать из корней ветки, а из ветвей придаточные корни, и расти наоборот (джузгун)
- Растения с коротким сроком вегетации (эфемеры)
Фронтальный опрос:
- Где расположены зоны степей и полупустынь?
- Почему в степи не растут деревья?
- Почему почвы степей обладают высоким
плодородием?
- Где в степи можно увидеть деревья?
- Какие почвы в полупустыне?
- Почему невозможно определить возраст саксаула
по кольцам?
- Какие опасные явления могут быть в степях?
- Почему тайга сменяется на смешанные и
широколиственные леса?
Итог.
3. Объяснение нового материала.
1. Рассказ учителя (выступление сопровождается показом слайдов).
И вдалеке перед тобой,
Одеты голубым туманом,
Гора вздымалась над горой,
И в сонме их гигант двуглавый
Ужасною и величавой.
Там все блистает красотой.
Горы, заметно возвышаясь над земной поверхностью, представляют своеобразную особенность пейзажа и часто отличаются значительными размерами. Но не только физические свойства придают им ту привлекательность, всегда прельщавшую человека, который в старину, когда горы были неприступны, полагал, что там находится жилище богов и духов. В наше время горные хребты нередко играют роль последних убежищ для многих животных, преследуемых в результате интенсивного освоения Земли человеком. Следовательно горы могут считаться островами, населёнными свойственными им видами и часто изолированными от окружающего мира.
2. Объявление темы и целей урока.
Как вы уже поняли из рассказа, сегодня мы будем знакомиться с высотной поясностью и поговорим о распределении природных зон на данных территориях.
3. Понятие о высотной поясности. Приложение 1
(Запишите определение в тетрадь)
Закономерная смена почв растительного и животного мира с поднятием в горы называется – высотной поясностью.
- В каких горах богаче природа?
4. Спектр высотной поясности.
Закономерность расположения природных зон. Запишите их в тетрадь.
- Чем выше горы, тем больше набор природных зон (многоэтажность).
- Чем ближе к экватору, тем разнообразнее природные комплексы в горах.
- Смена природных зон в горах схожа со сменой природных зон на равнине, с юга на север.
- Смена природных зон на северных и южных склонах отличаются. Снега на северных склонах начинаются на меньшей высоте.
- Первая природная зона у подножья та, в которой находятся горы.
5. Северный Кавказ (схема).
Кавказ – обширная территория между Черным, Азовским и Каспийским морями площадью 440 тыс. кв. км. Природные условия Кавказа изменяются от субтропиков на низменностях Закавказья, до вечных снегов и льдов в области Большого Кавказа.
6. Показ фотографий (показ сопровождается выступлением учащихся).
Домбай – вершина западной части Главного Водораздельного хребта Большого Кавказа, в истоках реки Теберды. Высота 4046м. сложена гнейсами, кристаллическими сланцами, гранитами. Покрыта вечными снегами и ледниками.
Западный Кавказ – часть горной системы Большого Кавказа. Господствуют горно-лесные и горно-луговые ландшафты.
Богатые травами альпийские луга испокон веков служили скотоводам летними пастбищами. Цветущий рододендрон – одно из растений альпийских лугов. Кусты, в зависимости от вида, достигают в высоту от 30см до 2-3метров. Всего в мире насчитывается более 12000 сортов. Цветут рододендроны с конца апреля по первую декаду августа.
7.
- С чем связана сложная структура высотной
поясности Кавказа?
- Какие зоны расположены у подножий гор?
8. Урал (видео). Приложение 2
Уральские горы – протягиваются с севера на юг более чем на 2000км
9. Схема Уральских гор.
- Чем отличается высотная поясность Северного Урала от Южного Урала?
10. Юг Сибири (схема).
В горах Юга Сибири (Алтай, Западный Саян, Восточный Саян, горы Прибайкалья и Забайкалья) отчетливо выражена высотная поясность. Её спектр определяется географическим положением и высотами горных массивов. В горах выделяется несколько высотных поясов: горно-степной, горно-таёжный и высокогорный.
11. Показ фотографий (показ сопровождается выступлением учащихся).
Алтай – горная система Азии. Длина более 2000км. Состоит из сильно расчлененных хребтов, образующих водораздел Оби, Иртыша, Енисея и рек бессточного бассейна Центральной Азии. Наиболее высокие вершины поднимаются в западной части (Белуха – 4506м).
Восточный Саян – горная система, расположенная в пределах Южной Сибири. Тункинские Гальцы, красивейшее из мест Восточных Саян. По мере изменения высоты растительность сильно меняется.
Забайкалье – горная область, расположенная к востоку от озера Байкал. Преобладают средневысотные горы (1200 – 1800м), обрамленные с севера и запада поясом высоких гор (до 3000м).
- Почему тайга бывает темнохвойной и светлохвойной?
12. Дальний Восток. (Схема).
На территории Дальнего Востока, несмотря на значительную протяженность, расположены всего две природные зоны. С севера господствует тундра, а вся остальная часть расположена в лесной зоне.
Для гор восточных окраин материка: Камчатки, Сахалина, Сихотэ-Алиня – характерны своеобразные пояса лесов из каменной березы и зарослей кедрового стланика. Эти пояса отсутствуют в горах других районов страны.
13. Показ видеофильма сопровождается рассказом учащегося. Приложение 3
Сахалин – остров у восточных берегов Азии, между Охотским и Японским морями. От материка отделяется Татарским проливом. Площадь – 764т кв. км. Длина – 948км. высота до 1609м. в горах преобладает елово-пихтовая тайга на равнинах лиственничная тайга.
4. Закрепление изученного.
1. Практическая работа.
Задание. Разместить спектры высотной поясности в соответствии с горными системами. Используя шаблоны и контурную карту.
2. Фронтальный опрос.
- От чего зависит количество природных зон в
горах?
- Какая природная зона образует первый пояс гор?
- В каких горах России самый большой набор
природных зон?
- Что такое субальпийские и альпийские луга?
3. Давайте вспомним, что такое заповедник, заказник, национальный парк и чем они отличаются друг от друга.
4. Чтение стихотворения учеником.
“Заповедник” – это слово
Всем и каждому знакомо.
В нем животных охраняют,
Кормят и оберегают.
Запрещают здесь охоту,
Проявляют здесь заботу
О растениях лесных,
Луговых и полевых,
Водоёмов и болот.
Вся природа здесь живёт
Под охраной человека
Много лет, от века к веку.
5. Просмотр видеофильмов. (Уссурийская тайга. Кроноцкий заповедник). Приложение 4, 5.
Кроноцкий заповедник расположен в Российской Федерации на востоке полуострова Камчатка. Основан в 1934 г. Площадь свыше 1млн.га. Леса из берёзы каменной. Заросли кедрового и ольхового стланика. Животный мир – соболь, горностай, горный баран, медведь, рысь. С 1985г. биосферный заповедник.
5. Итог урока.
- О какой природной зоне мы говорили на уроке?
- Чем высотная поясность отличается от других
природных зон?
Выставление оценок.
6. Домашнее задание.
Параграф 31 с. 189 – 190.
Список литературы:
- Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: Природа России: 8 класс. – М.: “ВАКО”, 2004г.
- Раковская Э.М. География: природа России: учеб. для 8 класс. – М.: Просвещение, 2007г.
- Баринова И.И. География России. Природа. 8 класс. – М.: Дрофа, 1997г.
- Электронное издание. Библиотека наглядных пособий. География 6 – 10 классы. (1 С: Образовательная коллекция)
- Большой атлас животных/ Пер. с исп. Н.В Морозова. – М.: ООО “ТД “Издательство Мир книги”, 2006. – с. 136
- Газета “ПедСовет” - №8, 2007 – с. 11