(Слайд 1)
Цели урока: используя нетрадиционные формы обучения, познакомить учащихся с географией городов “золотого кольца” России, историей их возникновения, художественной ценностью; развивать у детей нравственные и эстетические чувства.
Оборудование: мультимедийный проектор, физическая карта России, атласы 8-9-й класс.
Орг. момент.Ход урока
Вступительное слово учителя.
Во вступительном слове учитель географии говорит, что:
(Слайд 2, 3,4,5)
Туристический маршрут (действует с 1970 г.), проложенный по историческим городам, проходит по территории пяти областей – Московской, Ярославской, Костромской, Ивановской, Владимирской.
МоскваМог ли кто в XII веке помыслить, что городок, проявившийся в Суздальской земле, будет столицей государства!
Сейчас Москва – самый крупный культурный центр России. Центр Москвы – Красная площадь (слайд 6). Храм Василия Блаженного (слайд 6) на Красной площади – памятник русской архитектуры. Он построен в 16 веке зодчими Бармой и Постником в ознаменование победы над Казанским ханством. Здесь находятся музеи и театры, научные библиотеки, государственные архивы, крупные учебные заведения. (Слайд 7)
Град Радонежский (слайд 8)Сергиев Посад – место паломничества миллионов богомольцев и туристов. Сюда едут вдохнуть пропитанный святостью воздух. Здешний монастырь основан Сергием Радонежским. Проходишь через ворота крепостной стены в его большой двор и видишь пеструю картину: степенно шагают по своим делам священники, спешат молодые иноки, богомольный народ в простой одежде стоит в очереди к святому колодцу, прогуливается нарядная публика (посещать церковь, да еще во всемирно известном монастыре, нынче модно).
Стоит посетить Троицкий собор историко-архитектурного ансамбля Троице-Сергиевой лавры: именно для его иконостаса Андрей Рублев писал знаменитую “Троицу”. Сейчас здесь копия этой иконы, хотя сохранилось и несколько подлинников иконописца.
Центральное место в архитектурном ансамбле монастыря занимает массивный и торжественный Успенский собор, построенный на пожертвования Ивана Грозного. Полюбуйтесь великолепной панорамой монастыря, взобравшись на самый верх Каличьей башни (к вашим услугам смотровая площадка). (Слайд 9)
За лесами, за долами
Города строились на Руси на расстоянии дневного переезда верхом — это 60-70 км. Именно на столько отстоит от Сергиева Посада Переславль-Залесский – город, основанный Юрием Долгоруким и названный им в честь одного из южных городов Киевской Руси, Переславля. А Залесским он стал потому, что северо-восточная Русь была отделена от Киева огромными лесными массивами.
При въезде в город стоит красивый Горицкий монастырь (слайд 10). От его стен ведет дорога в музей-усадьбу “Ботик”, где сохранился единственный кораблик Петровой “потешной флотилии” (слайд 11). Главная площадь Переславля – Залесского так же, как и в Москве, Красная. К ней фасадом обращен Спасо-Преображенский белокаменный собор – ровесник города. Он самый древний в северо-восточной Руси, но лучше всех сохранился (слайд 12).
И звонит колокол
Еще денек, и вы в Ростове Великом (слайд 13). Его кремль – это грандиозная крепость с множеством палат и храмов. Белоснежный сорокаглавый чудо-град с башнями, шатрами, резными медными флюгерами, отражающимися в водах озера Неро, как ни один другой архитектурный ансамбль Руси, близок к её былинно-сказочному образу (слайд 14).
А уж о звонах ростовских колоколов не знает только ленивый. Им не было равных ни по музыкальности, ни по виртуозности звонарей. К торжествам по случаю 1000-летию крещения Руси колокола восстановили. И теперь мы снова можем наслаждаться малиновым звоном.
От щедрых купцов
Ярославль раскинулся на высоком берегу реки Волги. Там, где Которосль сливается с Волгой, находилось когда-то поселение под названием Медвежий угол. Легенда гласит, что в 1010 г. князь Ярослав Мудрый с дружиной захватил это селение, разрубив боевым топором языческое изображение медведя.
По другой версии, на месте основания города князь убил живого медведя. Но как бы, то, ни было, Ярослав основал крепость, назвав ее в свою честь Ярославлем. Гербом нового города стал медведь с секирой в лапах. По повелению князя новый город был обнесен деревянной стеной с башнями. Спустя сто лет город стал столицей самостоятельного княжества.
В 1608 г. Ярославлем овладели польско-литовские интервенты. Но на помощь городу пришло ополчение из Вологды. Враг был изгнан из Ярославля. В следующем 1609 г. поляки вновь стояли у стен древнего города. Но ярославцы, а вместе с ними пришедшие на помощь жители Ростова, Вологды, Галича, защищали крепость. Три недели продолжалось противостояние. Наконец враг снял осаду. Город стал оплотом борьбы с интервентами. В 1612 г. ополчение Минина и Пожарского вступило в Ярославль и стояло здесь четыре месяца, пока шла подготовка освободительного похода на Москву.
В развитии каждого города – своя логика. Стоя на перекрестке водного пути в Астрахань, Персию и сухопутного в Архангельск и далее – Англию, Ярославль так рос и богател, что по размерам и числу жителей уступал лишь Москве. Расцвет пережила и архитектура – каждый купец норовил удивить мир узорочьем построенного храма, затмить роскошью даже столичные церкви. Но больше всех впечатляет Спасо-Преображенский монастырь (слайд 15). Кстати, именно в его библиотеке был обнаружен единственный список “Слова о полку Игореве”. Самые знаменитые храмы города – церкви Ильи – пророка с фресками 16 века (слайд 15) и Иоанна Предтечи в Толчково с фантастическим каменным декором, ансамбль храма Иоанна Златоуста в Коровниках с необычайно высокой колокольней, получившей название “Ярославская свеча” (слайд 16)
Старейшая сохранившаяся постройка Ярославля — это Спасо-Преображенский собор Спасского монастыря (1506-1516 гг.). Собор служил усыпальницей князей и знатных Ярославцев (слайд 16).
Вдоль по речке
Кострому основал все тот же неуемный Юрий Долгорукий. И назвал по имени реки, впадающей в этом месте в Волгу. Самый значительный архитектурный ансамбль вблизи города – Ипатьевский монастырь (слайд 17). Ныне здесь историко-архитектурный музей – заповедник. Пятиглавый собор, окруженный 2-х этажной галереей, дорог ценителям русского искусства фресками знаменитых костромских мастеров Гурия Никитина и Силы Савина. Самой же красивой постройкой Костромы считается церковь Воскресенья на Дебре (слайд 18).
Плес
Плес был основан в 1410 году князем Василием I-м как военное укрепление на Волге, охранявшее подступы к Москве и приволжским городам. Однако сама история города началась задолго до этого времени. Народное предание гласит, что вначале на этом месте был древний город Чувиль.
Многочисленные раскопки в окрестностях современного Плеса обнаружили останки цивилизации: зола, уголь, черепки глиняной посуды, железные топоры, ножи, огнива, серпы, различные украшения. Эти находки относят к периоду IX—XIII веков, к жизнедеятельности древнерусских и славянских племен меря и кривичей. Предполагается, что Чувиль был уничтожен полчищами Батыя в XIII веке и позже другими набегами.
Плес удачно стратегически расположен (слайд 19). Волга здесь не петляет, что позволяет увидеть противника с большого расстояния. Город строился на высоком берегу реки, окруженный с двух сторон высокими обрывами. Деревянная крепость дополнительно была ограждена рвами и земляными валами.
Плес в течение продолжительного времени был в центре военных событий. Переходил из одних рук в другие. Но постепенно, ближе к XVIII веку, он перестал быть укрепленным пунктом. Сожженные деревянные крепости больше не восстанавливались. На этом месте в 1699 году был построен каменный собор, два каменных корпуса для присутственных мест (слайд 19).
Удобное экономическое расположение Плеса привело к активной торговле и производству. В 1778 году город стал уездным центром. В Плесе была полотняная фабрика, два солодовенных завода, две пивоварни, казенный соляной склад, 10 кузниц, несколько торговых лавок с шелковыми, бумажными, полотняными и шерстяными изделиями. Отсюда доставлялась рыба к царскому столу. Мужчины поселения ловили рыбу, нанимались гнать лес, тянули бечеву. Девки и бабы пряли и ткали.
При интенсивном развитии промышленности в Иваново-Шуйском районе Плес вплоть до постройки в 1871 году железной дороги Иваново-Кинешма являлся основным портом на Волге для всего текстильного края. Однако после — торговая жизнь города утихает, превращая этот живописный край в излюбленное место отдыха состоятельных господ. Развитие судоходства привлекло сюда немало туристов из буржуазных кругов Москвы. Сюда на этюды приезжали многие известные художники: И.Е.Репин, В.В. Верещагин, И.Л.Левитан.
Про последнего говорили, что “Плес прославил Левитана. Левитан прославил Плес” (слайд 20). После появления картин Левитана в Плес стало стекаться много дачников. Город отличался здоровым климатом, чистым свежим воздухом. Красивые высокие берега Волги, обилие свежих продуктов и культурный вид городка сделали его любимым местом многих людей, особенно москвичей и петербуржцев.
Сегодня Плес, похоже, все так же живописен. Набережная усеяна кафешками с видом на Волгу. В городе — два пансионата “Плес” и “Русь”. В общем, это прекрасное место для отдыха в провинции.
Строил Мономах
Город Владимир заложил Мономах и назвал, понятно, своим именем. Его внук, Андрей Боголюбский, перенес из Киевской Софии в главный городской собор, Успенский, особо почитавшуюся на Руси икону Богоматери (слайд 21). Но после захвата города татарами от храма остались лишь черные силы. Заново расписывали собор Андрей Рублев и Даниил с артелью. Эти фрески сохранились до сих пор – около 200 кв. м! Дмитриевский собор – образец изысканных пропорций, весь в белокаменной резьбе (слайд 22). А еще одно чудо Владимира – Золотые ворота (слайд 23). Самая древняя их часть – высокая арка толстенной бутовой кладки – поставлена еще мастерами Андрея Боголюбского.
Боголюбово
В 10 км к северо-западу от Владимира расположено Боголюбово – остатки бывшей резиденции князя Андрея Боголюбского (1158-65), монастырские постройки и храмы XVIII-XIX вв. В 1,5 км от Боголюбова, в живописной пойме реки Нерль, — белокаменная церковь Покрова на Нерли (1165) (слайд 24).
Город Боголюбов был первым каменным градом Северной Руси, свидетелем возвышения, славы и трагической гибели одного из выдающихся людей Древней Руси — князя Андрея Боголюбского. Его резиденция, город-замок Боголюбов, вырос на берегу Клязьмы, недалеко от устья реки Нерль (слайд 25). В Лаврентьевской летописи замок носит имя Боголюбое, отсюда князь Боголюбский.
Белый сокол
Так называют город — музей Суздаль. При Юрии Долгоруком, который перенес сюда столицу края, а свою резиденцию отстроил в пяти км, в селе Кидекша, сей град превосходил и размерами, и числом жителей тогдашний Лондон. Кремль стоит в окружении земляных валов (слайд 26). До нас дошли три его здания: Рождественский собор, колокольня и резиденция церковных владык. Один из шедевров – Золотые врата, выполненные методом горячей золотой наводки на меди. Архиерейские палаты знамениты невиданной парадной залой – Крестовой палатой (300кв. метров). Из монастырей самые значительные – Спасо-Евфимиев (слайд 27) и Покровский (слайд28). А главное богатство города – его парные церкви с уникальными вогнутыми шатрами. (Слайд 29)
Юрьев – Польский
В наши дни Юрьев-Польский — районный
центр Владимирской области (слайд 30).
Он всего на пять лет моложе Москвы. Как сообщает
летопись, князь Юрий Долгорукий в 1152 году “в
Суздальстей земли постави мнози церкви... и град
Юрьев основа”. Город был построен как форпост
Владимиро-Суздальского княжества на его
северо-западных границах и должен был защищать
выход на Ополье. Отсюда и название города:
“Юрьев” — по имени князя Юрия Долгорукого,
“Польский” (или Польской) — по широким полям и
безлесью, окружавшим город. Древняя часть города
расположена на мысу между речкой Колокшей и ее
притоком Гзой, создающими естественные водные
преграды с востока, юга и запада. Ее окружал
земляной вал длиной 2 км, хорошо сохранившийся до
наших дней и имеющий в плане форму почти
правильной окружности. По валу стояла древняя
крепостная стена с тремя воротами, к ним
подходили дороги из Москвы, Владимира и
Переславля-Залесского. Эти укрепления древнего
Юрьева составляли его кремль.
Все здания в Юрьеве сосредоточены в кольце
городских земляных валов 1152 г. Среди них особенно
интересны Георгиевский собор и
архитектурно-исторический комплекс —
сооружение бывшего Михайло-Архангельского
монастыря. (Слайд 31)
Углич
Углич — древнейший русский город на
Волге. Местные летописи сообщают, что город
основал в 937 году Ян Плескович, родственник
княгини Ольги Киевской, посланный на Верхнюю
Волгу “ради сбора дани”. Крупный клад арабских
серебряных монет VII-IX веков был найден на
заволжской стороне Углича в 1879 году. В X веке на
месте Угличского кремля возникло дружинное
варяжское поселение, положившее начало городу.
В 1148 году город впервые упомянут в общерусских
летописях под названием “Углече-поле”. В XIII веке
он становится столицей небольшого княжества,
земли которого раскинулись по левобережью Волги
в сторону владений Твери и Великого Новгорода. В
1238 году город занят татарскими войсками. Около 1326
года Угличское княжество стало уделом
Московского княжения. В XV столетии город — один
из значительных политических, экономических и
культурных центров Русского государства. Здесь
чеканили свою монету, вели летописание,
переписывали и оформляли книги.
Князь Андрей Большой (1462-1491) вел каменное
строительство в кремле (слайд 32) и окрестных
монастырях. 15 мая 1591 года в северо-восточном углу
Угличского кремля, при загадочных
обстоятельствах погиб последний отпрыск
династии Рюриковичей — царевич Димитрий. Это
событие имело роковое и трагическое значение для
России. Оно стало прелюдией “смутного времени”
— кровавой эпохи гражданских войн, самозванцев,
интервенции и разорения страны. Впоследствии
здесь была построена церковь Дмитрия “На крови”
(слайд 33). Углич подвергся страшному разгрому
в 1610-1611 годах, и только со второй половины XVII
столетия в городе вновь развернулось
строительство.
Древние города туристического маршрута “Золотое кольцо” имеют свою судьбу, свое прошлое. Они проделали сложный путь в своем историческом развитии от первых дней рождения до дня сегодняшнего. Многое безвозвратно утеряно на этом долгом пути. Но усилиями реставраторов удалось вывести из аварийного состояния и спасти от гибели десятки объектов старинной архитектуры, казалось, непоправимо утраченных. Возвращены к жизни в своем первозданном виде: архитектурный ансамбль Воскресенского монастыря (1674-77) Углича, храм Покрова на Нерли (XII век), Дмитриевский собор (XII в.) и “Золотые ворота” Владимира, Георгиевский собор (XII в.) Юрьева-Польского, памятники древнего Суздаля, где велись комплексные работы по реставрации исторической застройки в пределах всего города, города-музея. Вновь создавались целые архитектурные комплексы Музеев деревянного зодчества в Костроме, Суздале. Все это — творения рук человеческих, прикоснувшихся к заповедным территориям Земли Русской.