В современной, меняющейся России обострился
ряд противоречий, в частности, противоречие
между ростом национального самосознания,
вытекающее в попытку возрождения национальных
культур, и фактической неготовностью общества к
позитивному восприятию всего национального
многообразия нашего мультикультурного общества.
Термин «толерантность» отождествляют с понятием
«терпимость» – моральное качество,
характеризующее отношение к интересам,
убеждениям, верованиям, привычкам и поведению
других людей. Выражается как стремление достичь
понимания и согласования разносторонних
интересов без применения давления. Является
формой уважения к другому человеку, признания за
ним права на собственные убеждения, на то, чтобы
быть иным, чем я.
Возникает вопрос: с чего начинать формирование
толерантного отношения к людям других
национальностей? Формирование
этнотолерантности – длительный и сложный
процесс, начинающийся с появления ребенка на
свет, далее в период становления личности и
протекающий в течение всей жизни. Этот процесс
идет под воздействием множества факторов и
решающими среди них являются семья и
образование. И если члены семьи не принимают
толерантность, как собственную внутреннюю
установку, то и ребенок, попадая в
государственные образовательные учреждения, не
будет готов принимать других такими, какие они
есть.
Формирование этнотолерантности начинается с
формирования интереса к людям других
национальностей, их традициям, быту, искусству,
фольклору, играм.
Тема занятия: «Страны и народы».
Цель: знакомство со странами и народами.
Задачи:
- Дать представление о нациях.
- Коррегировать зрительное восприятие на основе упражнения в сравнении.
- Воспитывать интерес к людям других национальностей.
Оборудование: картинки с изображением людей разных национальностей, индивидуальные карточки к игре «Найди слова», карточки с интересными фактами, карточки с критериями отличий.
Ход занятия |
Приемы работы |
I. Оргмомент II. Объявление темы Прочитайте тему нашего занятия. (На листе
бумаги написано «Страны и народы», наполовину
буквы закрыты) III. Изучение нового материала На Земле живет очень много людей. Они живут в
разных странах. У каждого из них есть
национальность. Игра «Найди различия» Посмотрите на картинки. Чем отличаются люди
разных национальностей? Кенийцы имеют темную кожу и черные курчавые волосы. У китайцев и индейцев кожа светлее с желтоватым или красноватым оттенком, а волосы тоже черные, но прямые. У русских светлая кожа, а глаза и волосы бывают и светлые и темные. Эти особенности и различия вызваны природными условиями, в которых проживает народ. Например, кожа кенийцев темного цвета. Они живут в жаркой стране, где всегда лето. Они, как бы, «загорели» на всю жизнь. Это хорошо защищает их от палящих солнечных лучей. «Разрез глаз» У монгол глаза, как бы прищурены, это оттого, что они живут в степях, где постоянно дуют ветры. Чтобы песок не попадал в глаза, люди прищуривались. Эта привычка закрепилась и теперь у монгол узкий разрез глаз. Игра с мячом Все ли люди говорят на одном языке?
V. Закрепление новой темы Игра «Найди слова» (индивидуальные карточки) – Среди этих букв есть названия 6
национальностей. Найдите их, используя
подсказку. Самостоятельная работа – Поднимите руки, кто нашел 6 национальностей. VI. Физминутка
Артикуляционная гимнастика. Упражнения «Улыбка», «Лопатка», «Чашечка», «Грибок» VII. Работа по карточкам «Интересные факты» – Прочитайте свои карточки 3 раза шепотом и расскажите, о чем в них говорится. 1. Австрийцы каждый год устраивают праздник
цветов. Люди делают шляпы, платья, венки из
цветов. Даже головы коров украшают цветами. (Воспитанники, которые не могут пересказать, зачитывают) Игра «Белый камень» Сейчас мы поиграем в русскую игру «Белый
камень» Игра «Мыршим» А теперь, давайте поиграем в казахскую игру
«Мыршим» VIII. Итог – Чем различаются люди разных национальностей? |
Прием создания проблемной ситуации
Коррекция зрительного восприятия на основе упражнения в сравнении
Прием преобразования слов по образцу
Коррекция устойчивости внимания
Развитие артикуляционного аппарата
Прием чтения и пересказа
Коррекция эмоционально-волевой сферы |