Конспект подгруппового занятия по звукопроизношению по теме "Путешествие по стране Словандии"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:
1.Развитие у детей языкового чутья, интереса к слову.
2.Активизация в речи детей антонимов, обобщающих понятий, предлогов «на», «под», «над», «в», «между».
3.Развитие зрительного и цветового восприятия.
4.Закрепление умения подбирать родственные слова.
5.Совершенствование навыка словообразования: уменьшительно-ласкательные существительные, существительные с суффиксом – ищ -.
6.Развитие и совершенствование навыков звукового анализа.
8.Развитие логического мышления и творческого воображения.
9.Автоматизация звуков – р -, - рь - в слогах, словах, предложениях и фразовой речи.

Материал: карта страны Словандии, кубик с изображением городов, пособие «словесный лес», предметные картинки, пособие «Фантазеры», «Кто, где живет», мел, доска, мяч, цветные карандаши, игра «Кто больше придумает слов», ребусы.

Ход занятия:

Логопед: «Сегодня мы с вами совершим путешествие по стране Словандии. Садимся в вертолет, заводим мотор и отправляемся в дорогу.
А чтобы было веселее, поем песню Веселых друзей на слоги: ры, ра, ро, ру.
Вот мы и долетели до страны Словандии.
Оказались мы на тропинке загадок. Нужно отгадать загадки, а отгадки спрятались в картинках ( рак, арбуз, светофор, морковь, рыба, черепаха, стрекоза).

  1. А сейчас мы сделаем остановку в каком – нибудь городе страны.( Дети по очереди кидают кубик и отгадывают остановку.)
  2. Это город Знаек. Знайки всегда все знают, верно отвечают на вопросы:

1.Мяч, пирамидка, кубики - это (игрушки).
2.Персик, груша, абрикос – это (фрукты).
3.Шофер, врач, парикмахер – это (профессии).
4.Вертолет, трамвай, пароход – это (транспорт).
5.Подосиновик, подберезовик, лисички это (грибы).
6.Топор, пила, рубанок - это (инструменты).

-Помещение для стоянки и ремонта автомобилей. (Гараж).
-Ягоды или фрукты, сваренные в сахарном сиропе.
-Часть суток от конца дня до ночи.
-Ломтик хлеба с маслом, сыром или колбасой.
-Лиственное дерево с белой корой.
-Торжественный день в честь чего-либо или кого-либо.
-Цветок, на котором гадают.

Город Веселых друзей.
В этом доме живут мальчик и девочка. Придумайте им имена, чтобы в них слышались звуки –р- или –рь-.
-Сколько этажей в этом доме?
-Значит он (трехэтажный ).
-Дом из кирпичей, значит он (кирпичный).
-Где живет Рома? (Его окно с серыми шторами).

Отправляемся дальше. А навстречу нам бегут по тропинке «Наоборот» два друга: один веселый, другой – грустный. Поиграем с ними в мяч.
-Тропинка узкая, а дорога…( широкая).
-Сахар сладкий, а лук …(горький ).
-Вата мягкая, а камень …(твердый).
-Зимой холодно, а летом …(жарко).
-Мороженое холодное, а чай…(горячий).
-Папа молодой, а дедушка …(старый).
-Тигр храбрый, а заяц…(трусливый).

А теперь мы попали в город Великанов и Лилипутов.
У лилипутов - домик, а у Великанов – домище (тарелка, рубашка, картина, помидор, огурец, морковь).
-Оказались мы в лесу, а лес непростой, а словесный. Все листочки говорящие.
Листья с одного дерева говорят похожие слова, слова – родственники (ворона, мороз, гриб, береза.)

Город загадочных рисунков.
-Рассмотрите эти загадочные рисунки, найдите и назовите предметы. (Я вижу черный свитер, розовый шар, коричневое ведро, оранжевую кружку.)
-Обведите по контуру предметы карандашом такого же цвета и заштрихуйте ( вертикальными и горизонтальными линиями.)

Пальчиковая игра. Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем.

Ребенок кидает кубик, и оказываемся в городе Фантазеров.
Нужно сложить из геометрических фигур робота и ракету ( Образец ответа: «Я возьму красный прямоугольник,  два черных круга, три оранжевых треугольника…)

Город Рассыпанной Азбуки и Неразгаданных ребусов.
«Кто больше придумает слов» (составить слова из этих букв и записать их на доске.)
Отгадывание ребусов (слова со звуками -р-, -рь-).

Поляна Веселых разминок.
Руки в стороны, в кулачок,
Разожмем и на бочок.
Руки вверх, в кулачок,
Разожмем и на бочок.
Руки вниз, в кулачок,
Разожмем и на бочок.

Итог: «По какой стране мы путешествовали?
Какие встречались города?
Вы называли много слов. Какие звуки чаще всего встречались в этих словах?».