Тема занятия: «Волшебные» средства понимания»
Цель: ознакомление с понятиями об интонации, мимике, пантомимике.
Задачи:
- Образовательные:
- учить гибко использовать мимику, пантомимику и голос в общении;
- учить распознавать по мимике, интонации и пантомимике настроение другого человека.
- Коррекционные:
- способствовать дифференцировке слухового восприятия, развитию зрительного восприятия, устойчивого внимания.
- Воспитательные:
- повышать у воспитанников мотивацию к познавательной деятельности;
- поощрять открытое проявление эмоций и чувств различными способами (словесными, творческими).
Материал:
- набор пиктограмм, отображающих различные эмоции (радость, гнев, удивление, печаль, обида);
- картины-иллюстрации или фотографии с изображением лиц, выражающих разные эмоции;
- записи звуков и голосов с различной интонацией;
- карточки с названиями эмоций, с названиями средств выражения эмоций;
- записи 2-х музыкальных произведений, разных по характеру музыки;
- набор конвертов с заданиями «Изобрази героя текста»;
- цветные карандаши, бумага для рисования, набор сюжетных картин, у героев которых не прорисованы лица.
Ход занятия |
Приёмы работы |
1. Организационный момент Педагог: Посмотрите на доску, соедините половинки слов так, чтобы получились слова.
Слушая ответы детей, педагог прикрепляет на доску карточки со словами: «Печаль», «Удивление», «Радость», «Испуг», «Обида». – Что обозначают эти слова? 2. Основная часть Педагог: Ребята, вы умеете узнавать настроение другого человека? Сегодня я вам расскажу о «волшебных» средствах- ключиках понимания другого человека. Первый ключик: (прикрепляет к доске схему-изображение) – Как вы думаете, как он называется? После ответов педагог прикрепляет карточку с названием «Интонация». Дети проговаривают это слово. Наши чувства мы выражаем с помощью интонации. Педагог произносит фразу с различной
интонацией, дети отвечают, ориентируясь на
карточки с названиями чувств на А теперь вы попробуйте произнести предложение
с заданной интонацией. (Конверты лежат на партах). А вот – второй «ключик» понимания настроения другого человека. (прикрепляет на доску схему-изображение) Называется он – мимика (прикрепляет на доску
карточку с названием). Мимика – это
выражение лица. В зависимости от настроения
выражение нашего лица может быть грустное,
сердитое, веселое, обиженное, удивленное или
какое-нибудь другое. В этом нам помогают глаза,
брови, губы и мышцы лица. Дети по показу и слову педагога зажмуривают и широко открывают глаза, втягивают и надувают щеки, растягивают губы, вытягивают их трубочку. А теперь поиграем с «солнечным зайчиком». Следующее задание. Узнайте настроение, покажите пиктограмму и постарайтесь изобразить это настроение на своем лице. Педагог вывешивает изображения лиц с разными выражениями, дети ищут и показывают соответствующую схему-пиктограмму, называют её, стараются изобразить на своем лице. Замечательно! Молодцы! А вот ещё один «волшебный ключик» понимания настроения другого человека. Он называется пантомимика (прикрепляет на доску карточку с названием). Пантомимика – это выразительная поза человека: положение его рук, ног, головы, плеч. По пантомимике – позе человека и по выражению лица при этом мы можем узнать его настроение, даже если этот человек молчит. Посмотрите внимательно на меня, скажите о моем настроении. Педагог демонстрирует детям разные позы: печальный человек, обиженный человек, веселый человек, удивленный, злой и другие. Сейчас вы получите новое задание в конвертах, но сначала поиграем. Физминутка «Как живём? – Вот так!» и жестовая разминка. Молодцы! Возьмите конверты, прочитайте задание и выполните его. Дети получают индивидуальные задания «Изобрази героя текста», поочередно выходят к доске и выполняют задание, остальные угадывают, что изображает ребенок у доски. 3. Ребята, давайте рисовать. У вас на партах цветные карандаши. Сейчас вы будете слушать музыку и рисовать то настроение, которое эта музыка у вас вызывает. Слушайте музыку, выбирайте цвет, придумывайте рисунок. По окончании рисунки вывешиваются на мольберт, дети рассматривают, дают свой комментарий. 4. Итог Ребята, с какими «волшебными» средствами
понимания вы сегодня познакомились? |
Приём создания проблемной ситуации,
активизация к поисковой деятельности.
Беседа. Активизация мышления: обобщение, конкретизация (дети приводят примеры из опыта личной жизни)
Введение новых понятий. Пояснение педагога с помощью наглядности – схемы. Прочитывание и проговаривание нового слова.
Упражнения на слуховое восприятие на
соотнесение и различение интонации с
настроением (демонстрация педагогом). Самостоятельные упражнения детей в различении интонации.
Коррекция слухового восприятия на основе упражнений в различении и соотнесении. Пояснение нового с помощью наглядного изображения.
Упражнения на развитие подвижности мимических мышц лица по показу и слову педагога.
Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений на соотнесение и подражание.
Выполнение детьми знакомого
логоритмического упражнения, соблюдение
охранительного режима. Дети соотносят музыку с цветом. Приём цветового моделирования.
Педагог оценивает работы детей, раздавая фишки-звёздочки.
Педагог хвалит детей, подсчитывает количество звездочек и дает индивидуальную оценку каждому ребенку. |