Воспитательский час по теме "Волшебные средства понимания человека"

Разделы: Внеклассная работа


Тема занятия: «Волшебные» средства понимания»

Цель: ознакомление с понятиями об интонации, мимике, пантомимике.

Задачи:

  • Образовательные:
    • учить гибко использовать мимику, пантомимику и голос в общении;
    • учить распознавать по мимике, интонации и пантомимике настроение другого человека.
  • Коррекционные:  
    • способствовать дифференцировке слухового восприятия, развитию зрительного восприятия, устойчивого внимания.
  • Воспитательные:
    • повышать у воспитанников мотивацию к познавательной деятельности;
    • поощрять открытое проявление эмоций и чувств различными способами (словесными, творческими).

Материал:

  • набор пиктограмм, отображающих различные эмоции (радость, гнев, удивление, печаль, обида);
  • картины-иллюстрации или фотографии  с изображением лиц, выражающих  разные эмоции;
  • записи звуков и голосов с различной интонацией;
  • карточки с названиями эмоций, с названиями средств выражения эмоций;
  • записи 2-х музыкальных произведений, разных по характеру музыки;
  • набор конвертов с заданиями «Изобрази героя текста»;
  • цветные карандаши, бумага для рисования, набор сюжетных картин, у героев которых не прорисованы лица.

Ход занятия

Приёмы работы

1. Организационный момент

Педагог: Посмотрите на доску, соедините половинки слов так, чтобы получились слова.

ис        да
ра       чаль
пе       вление
уди      пуг
оби      дость

Слушая ответы детей, педагог прикрепляет на доску карточки со словами: «Печаль», «Удивление», «Радость», «Испуг», «Обида».

– Что обозначают эти слова?
– Вам знакомы эти чувства?
– Вспомните, когда у вас было радостное настроение?
–  Когда вы печалитесь, грустите?
–  Бывает ли вам обидно?

2. Основная часть

Педагог: Ребята, вы умеете узнавать настроение другого человека? Сегодня я вам расскажу о «волшебных» средствах- ключиках понимания другого человека. Первый ключик: (прикрепляет к доске схему-изображение)

– Как вы думаете, как он называется?

После ответов педагог прикрепляет карточку с названием «Интонация». Дети проговаривают это слово.

Наши чувства мы выражаем с помощью интонации.
Интонация – это выразительность нашего голоса: сила голоса, тон. Интонация бывает разная. Например, испуганный человек громко кричит или вскрикивает, грустный человек говорит тихо, с печалью, у сердитого, злого человека  мы можем услышать нотки угрозы в голосе. Послушайте, как одно и то же предложение можно произнести с разной интонацией. Попробуйте определить, с каким чувством я произношу фразу: «На  улице идёт дождь»

Педагог произносит фразу с различной интонацией, дети отвечают, ориентируясь на карточки с названиями чувств на
доске. Педагог помогает, но не оценивает детей.

А теперь вы попробуйте произнести предложение с заданной интонацией.
«Я иду гулять».
Скажите это с радостью, с печалью, с удивлением, с обидой, с другим чувством?
Молодцы, замечательно. А сейчас послушайте запись голосов и звуков, которые будут выражать разные чувства, настроения. Определите эти чувства и  покажите мне соответствующую схему-пиктограмму. Достаньте из конверта схемы-пиктограммы.

(Конверты лежат на партах).
Включается запись разных звуковых эпизодов: смех, мама отчитывает дочку за невыученные уроки, мальчик жалуется,
сигнал тормозящей машины – вскрик ребенка и др.
Педагог оценивает детей, раздавая звездочки.

А вот – второй «ключик» понимания настроения другого человека. (прикрепляет на доску схему-изображение)

Называется он – мимика (прикрепляет на доску карточку с названием).  Мимика – это выражение лица. В зависимости от настроения выражение нашего лица может быть грустное, сердитое, веселое, обиженное, удивленное или какое-нибудь другое. В этом нам помогают глаза, брови, губы и мышцы лица.
Давайте поработаем, сделаем разминку мышц лица – мимическую разминку.

Дети по показу и слову педагога зажмуривают и широко открывают глаза, втягивают и надувают щеки, растягивают губы, вытягивают их трубочку.

А теперь поиграем с «солнечным зайчиком».
Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай аккуратно голову, шею. Отлично! Глубоко вздохнем и улыбнемся друг другу.

Следующее задание. Узнайте настроение, покажите пиктограмму и постарайтесь изобразить это настроение на своем лице.

Педагог вывешивает изображения лиц с разными выражениями, дети ищут и показывают соответствующую схему-пиктограмму, называют её, стараются изобразить на своем лице. 

Замечательно! Молодцы!  А вот ещё один «волшебный ключик» понимания настроения другого человека.

Он называется  пантомимика (прикрепляет на доску карточку с названием).  Пантомимика – это выразительная поза человека: положение его рук, ног, головы, плеч. По пантомимике – позе человека и по выражению лица при этом мы можем узнать его настроение, даже если этот человек молчит. Посмотрите внимательно на меня, скажите о моем настроении.

Педагог демонстрирует детям разные позы: печальный человек, обиженный человек, веселый человек, удивленный, злой и другие.

Сейчас вы получите новое задание в конвертах, но сначала поиграем.

Физминутка «Как живём? – Вот так!» и жестовая разминка.

Молодцы! Возьмите конверты, прочитайте задание и выполните его.

Дети получают индивидуальные задания «Изобрази героя текста», поочередно выходят к доске и  выполняют задание, остальные угадывают, что изображает ребенок у доски.

3. Ребята, давайте рисовать. У вас на партах цветные карандаши. Сейчас вы будете слушать музыку и рисовать то настроение, которое эта музыка у вас вызывает. Слушайте музыку, выбирайте цвет, придумывайте рисунок.

По окончании рисунки вывешиваются на мольберт, дети рассматривают, дают свой комментарий.

4. Итог

Ребята, с какими «волшебными» средствами понимания вы сегодня познакомились?
Что такое интонация?
Что такое мимика? О чем нам может рассказать выражение лица?
Как ещё можно узнать о настроении человека?
Теперь вы знаете «ключики» понимания настроения другого человека, а как вы думаете, для чего нам это нужно?
Нам нужно это для того, чтобы правильно вести себя с другими людьми: кому-то помочь, утешить,  разделить радость, найти верные слова, дать совет. Подробнее об этом мы поговорим с вами на следующем занятии.  

 

Приём создания проблемной ситуации, активизация к поисковой деятельности.
Коррекция зрительного восприятия, устойчивого внимания.

 

 

 

Беседа. Активизация мышления: обобщение, конкретизация (дети приводят примеры из опыта личной жизни)

 

 

Введение новых понятий. Пояснение педагога с помощью наглядности – схемы.

Прочитывание и проговаривание нового слова.

 

 

 

Упражнения на слуховое восприятие на соотнесение и различение интонации с настроением (демонстрация педагогом).
Упражнения детей в произнесении фразы с заданной выразительностью.

  Самостоятельные упражнения детей в различении интонации.

 

 

Коррекция слухового восприятия на основе упражнений в различении и соотнесении.

Пояснение нового с помощью наглядного изображения.

 

Упражнения на развитие подвижности мимических мышц лица по показу и слову педагога.

 

 

 

 

 

Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений на соотнесение и подражание.

 

 

 

 

 

 

 

Выполнение детьми знакомого логоритмического упражнения, соблюдение охранительного режима.
Выполнение задания по инструкции текста. Перевоплощение в героев, имитация.

Дети соотносят музыку с цветом. Приём цветового моделирования.

 

 

 

Педагог оценивает работы детей, раздавая фишки-звёздочки.

 

Педагог хвалит детей, подсчитывает количество звездочек и дает индивидуальную оценку каждому ребенку.