Программа развититя классного коллектива "Я, ТЫ, ОН, ОНА"

Разделы: Внеклассная работа


Классики отечественной педагогики, начиная с К.Д.Ушинского, всегда понимали педагогику не только как науку в строгом смысле слова, но и как «искусство воспитания». В искусстве воспитания всегда присутствует некая техническая составляющая, которая именуется технологией. Технология – от греческого «технэ» – искусство, ремесло, мастерство. «Логос» – учение, совокупность приёмов и способов деятельности. А значит технология воспитания – это система разработанных наукой способов и приёмов воспитательной деятельности, которые позволяют ей предстать на уровне мастерства, иными словами – очень результативно и качественно. А.С. Макаренко оставил нам в наследство технология воспитания детского коллектива. Книга В.А.Сухомлинского «Как воспитать настоящего человека» так же указывает педагогу «выход» к проблемам технологии воспитания.

В педагогической литературе представлены три уровня воспитательной работы и на протяжении всей моей работы в школе я стараюсь применять их. Первый уровень прекрасно реализован в книгах Ш.А. Амонашвили «Здравствуйте дети», «Как живёте дети», «Единство цели». Опыт Ш.А. Амонашвили помогает мне организовать обучение и воспитание детей. Обучение и воспитание младших школьников происходит в основном в рамках класса и связано с той деятельностью, которую организует учитель, или с той, которая возникает спонтанно в детской среде.

С первых дней работы в классе я выявляю неформальную структуру класса. Это значит: определяю «звёзд» и «аутсайдеров», «принятых» и «непринятых». Выявляю взаимные симпатии и антипатии, а также уровень принятия и неприятия одноклассниками друг друга. Параллельно веду работу по организации малых групп от 2 до 5 человек. Конечно, девочки больше общаются с девочками, а мальчики с мальчиками. Но внеклассная работа для того и организуется, чтобы обогатить и развить социальные отношения детей и создавать смешанные группы. Использую такие способы организации, как «Фонарик» где учитель называет самых активных детей и просит объединиться для какой либо работы в классе всех остальных детей вокруг них в группы. Пренебрегаемые дети и отвергаемые, из опасения быть непринятыми в такой «Фонарик» не реагируют. Ещё один способ организации – это «Магнит». Он заключается в том, что несколько ребят из класса сами себе выбирают детей в группу. Третий способ, используемый мною, «Предпочтение» – когда дети на листочках пишут о своей любимой игрушке, любимом занятии, а затем формирую группы по интересам. Объединив детей в группы, обеспечиваю эффективную деятельность и дружеское общение детей в группе, распределяя поручения. Любое поручение по своей воспитательной природе имеет две значимые составляющие: меру полномочия (тебе доверили), меру ответственности(отложить свои занятия и выполнить порученное дело).

Таким образом, технология организованного общения будет иметь результат тогда, когда учитель обеспечит ряд условий: организацию взаимодействия в микрогруппах, обучение культуры общения, налаживание отношений между мальчиками и девочками, создание ситуации успеха, выработку законов и правил, традиций класса.

Технология второго уровня – это технология индивидуального воспитательного взаимодействия с младшими школьниками. Она заключается в том, что изучаются индивидуальные особенности детей. При работе с технологиями второго уровня мне помогли сочинения, написанные в духе Д. Карнеги «Как научиться понимать детей», «Как добиться дисциплины», «Как подготовить детей к жизни» и другие. Сюда же входит и формирование самооценки.

Третий уровень воплощения технологии воспитательной работы широко представлен в работах московских педагогов под руководством Н.Е. Щурковой. Эта технология педагогической поддержки родителей младших школьников. Изучение особенностей каждой семьи, бережное, союзническое взаимоотношение с родителями. Я изучаю социально культурные и воспитательные возможности семьи. Устанавливаю личностный контакт с родителями, организовываю педагогическое просвещение, формами которого являются собрания, беседы, дискуссии.

Как же проверить результаты применения технологии в воспитательной работе?

«Глазами» и «ушами» воспитательной технологии являются сами дети. Любое дело надо завершать совместной «экспертизой». На классных часах мы обсуждаем, что получилось хорошо, что понял каждый, участвуя в том или ином деле, что будет делать дальше, что предлагает.

Настоящее воспитание происходит тогда, когда ребёнок «заглядывает в себя», пытается понять смысл происходящих событий и обстоятельств, в которых участвует сам.

«В заветный мир чудес и теплоты
Вы отворили детям дверцу.
Открыли путь в мир света, доброты,
И так приятно маленькому сердцу.
Мы в школу пришли, как в неведомый мир,
Он был неизвестен, пугал и манил,
Но с вами в учёбу мы смело вошли.
Весь путь познаний, как в сказке прошли.
Спасибо вам за труд, тепло, заботу!
За то, что в каждом гения нашли,
И возвышая трудную учителя работу,
Мы смело все по жизни вдаль пошли».

Это стихи моей ученицы Гадяцкой Екатерины: говорят о том, как важно учителю в каждом ребёнке увидеть личность, помочь ей сформироваться.
Моё педагогическое кредо: «Стремясь познать тайну детской души, педагогического мастерства и науки Педагогики, видеть в каждом ребёнке своего учителя и воспитателя», является главной целью в моей работе. И сочинение моего ученика Поддубного Виталия (5 класс), ещё раз подтверждает, что каждый учитель и воспитатель должен, действительно, видеть в своём ученике друга и воспитателя в педагогической деятельности.

Хочу сказать спасибо своей учительнице.

«Валентина Ивановна Гарькавенко – наша первая учительница начальных классов. Она научила нас читать, писать, решать, как вести себя на уроке, уметь сдерживать себя и слушать учительницу.

Валентина Ивановна всей душой учила нас, а это было очень трудно. Мы ещё этого не понимали, и весь класс думал, что это так легко. Она делала из нас людей, которые будут нужны нашей Родине.

Я очень благодарен Валентине Ивановне за то, как она с теплом учила, как своих детей.

Хочу сказать ей спасибо за её ласку ко мне, доброту, за внимание. Когда я первый раз пришёл в школу, мне было страшно, жалко бросать детский сад. Но Валентина Ивановна помогла мне преодолеть эту трудность. Она рассказала нам, что школа – это наш второй дом, а учительница – вторая мама. Валентина Ивановна хорошая учительница. Каждый раз, первого сентября, я просыпаюсь с улыбкой радости, что сейчас пойду в школу, где меня все любят.

Много и много раз можно говорить спасибо такой хорошей учительнице, которая смогла научить всему этому меня. Я благодарен Валентине Ивановне!»

Воспитательная система – это целенаправленное управление процессом развития личности.

Об эффективности воспитательного процесса следует судить в двух планах: результативном и процессуальном. Первое означает, что воспитание тем эффективнее, чем больше результаты совпадают с целями. Результативность же проявляется в уровне воспитанности учащихся, который выражается в наблюдаемых признаках поведения.
Воспитательная система – это и упорядоченная совокупность компонентов воспитательного процесса: целей, субъектов воспитания, их деятельности, отношений, которые рождаются в результате деятельности и общения, среды, управления и развития.

Программа развития классного коллектива называется « Я, ТЫ, ОН, ОНА» реализуется на протяжении четырёх лет начальной школы. Каждый год определяется ключевая тема, в соответствии с которой планируется воспитательная работа в классе и проводится ряд мероприятий, интересных для родителей и детей.

Конечная цель этой программы – формирование ценностного отношения к себе и окружающим людям.

Ключевые темы:

  • В 1 классе – «Давайте познакомимся».
  • Во 2 классе – «Давайте будем дружить».
  • В 3 классе – «Школа + «Семья» + «Мы» = «Дружба».
  • В 4 классе – «Давайте будем мечтать».

Для реализации программы по теме: «Давайте познакомимся» были поставлены следующие задачи:

1. Изучить потребности и интересы учащихся.
2. Определить «звёзд» и «аутсайдеров», принятых и непринятых.
3. Выявить взаимные симпатии и антипатии.
4. Вести работу по организации малых групп.
5. Выявить неформальную структуру класса.

Изучить потребности и интересы мне помогают уроки, в форме диалогов, встречи с родителями.
На первом собрании родители пишут сочинение. Тема: «Мой ребенок, какой он?»
Сочинение родители пишут по плану, предложенному мною.

План.

1. Как рос ваш ребёнок до школы?
2. Какой характер, и какие привычки у вашего сына (дочери)?
3. Чем увлекается он?
4. Что любит и чего не любит?
5. Как общается ваш ребёнок со сверстниками, и какие люди его окружают?
6. На что учителю обратить внимание?

И хотя эти сведения, полученные от родителей, не всегда объективные, чаще всего завышенные, но они помогают мне собрать информацию не только о ребёнке, но и о родителях.
Подвижные, дидактические, спортивные, ролевые игры проводимые, на динамических паузах помогают определить «звёзд» и «аутсайдеров», принимаемых и непринимаемых, выявить симпатии и антипатии.
Внеклассные мероприятия помогают узнать способности учащихся, определить неформальную структуру класса. Со второго полугодия первого класса, дети пишут мини-сочинения, которые помогают выявить отношение ребёнка к себе и окружающим людям.
Конкурсы рисунков становятся темой для обсуждения на переменах, после уроков, что помогает учителю формировать умение оценивать себя и других.
Классный уголок в 1 классе выглядит так.
Название – «Наша школьная семья». Девиз: «Книжки добрые любить и воспитанными быть».
Гимн класса: Песня «Чему учат в школе?»
Классный час, внеклассное мероприятие обязательно начинается с девиза и гимна.
Это, пока то, общее, что объединяет детей в коллектив.
В классном уголке помещается красочная открытка для поздравления с днём рождения.
В 1 классе уже появляются задатки самоуправления, но дети ещё не умеют самостоятельно принимать решения, хотя многие активны. На этом этапе важно не снизить активности детей.
Поэтому в уголке со 2 четверти появляется график дежурства в классе. В графике дежурства расписаны поручения: дежурный по доске, по тетрадям, по столовой, по цветам, по классу. Каждый день происходит смена поручений. А со 2 полугодия дети дежурят парами.

Закончился первый учебный год, и вот результат:

Сформированы смешанные группы, группы по интересам, группы по месту жительства.
Это группы: хореографическая, театральная, мастера художественного слова, спортивная, группа «Мастер класс», где дети работали в библиотеке, изготовляя поделки из бумаги.
Чётко определились лидеры, Отвергаемые, а их в классе оказалось 3 человека, пытаются присоединиться к той или иной группе, конечно с помощью учителя.

Ключевая тема во втором классе носит название: «Давайте вместе дружить!»

Воспитательный процесс продолжается, но в форме игры. Все ученики – жители школьной страны «Школяндии». В этой стране есть города: город Олимпия, город Почемучек, город Заботы, город Развлечений, город Информаторов.

Учитель рассказывает о жизни в каждом городе и «расселяет» учащихся по городам (назначает ответственных за порядок в классе, за календарь погоды, за проведение спортивных игр, за работу в библиотеке). Меняется девиз, гимн класса.

Для реализации идеи «Давайте будем дружить» во 2 классе поставлены следующие задачи:

1. Обучать детей культуре общения.
2. Совместно разработать законы, правила, традиции класса.
3.Создать ситуацию успеха, при организации деятельности в классе
4. Определить место и роль класса в воспитательной системе школы.

Формы работы во 2 классе – это:

1. Классные часы со следующей тематикой:

«Я иду в гости»
«Путешествие на поезде»
«Как поздравить с праздником?»
«У нас дома гости»
«Школа вежливости».

2. Работа в смешанных группах:

Выставки детского творчества.
Конкурсы на лучшего чтеца.
Беседы: «С кем тебе интересно?» и другие.
Инсценирование сказок.
Праздники, походы, экскурсии.

3. Внеклассные мероприятия:

«Дружбой дорожить умейте»
«Ты среди людей»
«Птицы – наши друзья»
«Книги – наши друзья»

4. Работа с родителями. Беседы:

«Как относиться к детской лжи?»
«Как воспитывать самостоятельность?»
«Нужны ли детям карманные деньги?»
«Кто они – взрослые или дети?»

5. Участие родителей в классных мероприятиях.

И как результат:

Появились традиции совместно с родителями ходить в походы осенью, зимой, весной и в конце учебного года, проводить праздники для родителей и с участием родителей.
Создана группа поддержки – это помощь слабоуспевающим учащимся.
Дети получили знания об элементарных правилах поведения в обществе.
Организована «Школа вежливости», в которой проводили занятия сами дети. На классном часе каждая микро группа выступала с диалогом: «Приветствие», «Знакомство», «Вежливые слова», «О внимании к собеседнику», «Поздравление», «Вежливые слова» и другие. Между микро группами проводились соревнования. Успех одной группы «зажигал» других ребят. Это приводит к тому, что дети из одной группы переходят в другую и завязывается дружба, и взаимные симпатии.
Рождаются такие качества, как взаимовыручка, взаимопомощь, чувство гордости за себя и за других.

Ключевой темой в 3 классе является «Семья + Школа + Мы = Дружба», главные цели которой являются: формирование благоприятной эмоционально – психологической и нравственной атмосферы в классе и укрепление взаимоотношений между родителями и детьми, вовлекая родителей в жизнь класса.
Изменяется девиз и название городов. Каждая микро группа выбирает себе город, в котором они желают «жить» уже не неделю, а целый месяц. Дети уже знают чем они будут заниматься в своём городе. Затейники придумывают речёвки, которые им нужны для проведения в соревнованиях и играх.
Формы работы – беседы, акции милосердия, выставки, театральные представления перед родителями и учащимися начальной школы, внеклассные мероприятия, проводимые вместе с родителями.

Результат в 3 классе: Деятельность учащихся выходит за пределы класса. Внеклассные мероприятия проводятся на родительских собраниях. Это помогает родителям увидеть, как живут дети в школе, а детям раскрыть свои умения и способности большему числу взрослых. Так происходит слияние семьи и школы! Выступая с инсценировками сказок и художественных произведений, изучаемых в 3 классе, перед учащимися 1, 2, 3, 4 классов происходит укрепление взаимоотношений между сверстниками и всеми учащимися начальной школы. Теперь 3 «А» знает вся школа, это поднимает их авторитет и способствует их интеллектуальному развитию. Акции милосердия расширяют круг взаимодействия с внешним миром. Такие дела воспитывают заботливое отношение не только к своим близким, но и к окружающим людям.

В 4 классе идея «Давайте будем мечтать» направлена на совершенствование умения управлять собой, уметь давать самооценку, преодолевать трудности, уважать труд взрослых.
Немаловажное значение имеет и расширение кругозора, показать возможность превращения мечты в реальную жизнь на примере литературных героев и людей их окружающих.
Формы работы те же, что и в 3 классе, только добавляются игры – путешествия по России и странам Европы и Азии, знакомство с профессиями.

Итог работы программы: « Я, ТЫ, ОН, ОНА».

На протяжении 4 лет дети научились общаться не только друг с другом, но и получили навыки культурного поведения в классе, в семье и окружающем мире. В результате такой взаимосвязи в классе был создан благоприятный климат, в котором каждый чувствует себя комфортно. Они научились сопереживать и помогать не только родным, но и своим одноклассникам, а также тем, кого никогда не видели.

Научились радовать старших и младших, чужих и своих. Умеют адекватно оценивать себя и других. Хочу вернуться к сочинению Поддубного Виталия – ученика 5 «б» класса: «Хочу сказать спасибо первой учительнице».

… «Наша первая учительница, научила нас читать, писать, как вести себя на уроке, уметь сдерживать себя, Она делала из нас людей, которые будут нужны нашей Родине. Она рассказала нам, что школа – это наш второй дом, а учительница наша вторая мама. С 1 сентября, я каждый раз просыпаюсь с улыбкой радости, что я сейчас пойду в школу, где меня все любят».

Эти строки являются подтверждением того, что цель программы « Я, ТЫ, ОН, ОНА» выполнена.

К этому выступлению прилагается презентация программы «Я, ТЫ, ОН, ОНА». (Презентация превышает допустимый размер. Материал можно взять у автора статьи. Прим. ред.)