Цели:
- закрепить знания по теме "Дыхание";
- 2) рассмотреть причины заболеваний органов дыхания, а также меры профилактики этих заболеваний;
3) познакомить с индивидуальными средствами защиты дыхательной системы;
4) побеседовать на тему влияния курения на органы дыхания.
Оборудование: интерактивная доска, презентация; для каждого учащегося - опорный конспект, плакаты, иллюстрирующие вред, наносимый организму курением, ватно-марлевая повязка, политическая карта мира, рукопись, принадлежавшая якобы Колумбу.
Д/з: повторить тему "Дыхание".
Ход урока
Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность. (Б. Шоу)
1. Организационный момент.
2. Вступительные слова учителя.
- Скажите, ребята, а зачем человек дышит?
Действительно, для жизнедеятельности организма, нужна энергия, работающие ткани жадно поглощают кислород. При тяжелой работе потребление кислорода возрастает в 6 раз. Поэтому, очень важно, суметь сохранить здоровыми органы дыхания, а как это сделать, мы сегодня и познакомимся на нашем уроке, ведь его тема "Гигиена органов дыхания. Влияние курения на дыхательную систему" (слайд 1) Эпиграфом к нашему уроку, я выбрала слова Бернарда Шоу, поскольку сегодня вы будете много работать самостоятельно, а ведь знания, полученные таким путем более прочные.
Помогут нам в изучении новой темы опорные конспекты, которые есть у каждого из вас.
Но прежде, чем перейти к новой теме, мы вспомним предыдущий материал.
3. Проверка домашнего задания.
1. Несколько человек работают по тестам.
2. В это время класс решает творческие задачи по биологии (слайд 2).
1. На заре воздухоплавания 3 французских аэронавта совершили полет на воздушном шаре. Они поднялись на высоты 8000 м. Только один из аэронавтов остался живым, но и он опустился на землю в очень тяжелом состоянии. Объясните причины этой трагедии. (В верхних слоях атмосферы воздух разрежен, и смерть воздухоплавателей произошла оттого, что им не хватило кислорода).
2. Поспорили два человека. Один утверждал, что легкие расширяются и поэтому в них входит воздух, другой - что воздух входит в легкие и поэтому они расширяются. Кто прав? (Если речь идет о естественном дыхании - прав первый: механизм дыхания всасывающий. Если речь об искусственном дыхании - прав второй, так как механизм в этом случае нагнетательный).
3.У водолазов, находящихся в зоне повышенного давления происходит насыщение тканей организма азотом и гелием. Объясните, почему водолазам нельзя быстро подниматься с большой глубины в зону пониженного давления? (При быстром переходе из зоны высокого давления в зону пониженного давления избыточно растворенный азот и гелий не успевают выводиться через легкие, следствием чего является переход газов из растворенного состояния в газообразное с образованием пузырьков, которые закупоривают кровеносные сосуды. Необходимо соблюдать правильный режим перехода от высокого давления к низкому).
(После этого вида работы собрать тесты у учащихся).
3. Работа на интерактивной доске.
Задание 1 (слайд 3).
Выберите три правильных утверждения:
А) В носовой полости воздух увлажняется, согревается, задерживается пыль;
Б) При глотании вход в пищевод закрывает надгортанник;
В) Трахея образована скелетом их хрящевых колец;
Г) Основной орган дыхательной системы - трахея;
Д) Деятельность дыхательной системы управляет дыхательный центр, расположенный в мозжечке;
Е) Слабое раздражение слизистой оболочки полости носа вызывает чихание.
(А, Б, Е)
Задание 2 (слайд 4).
Установить соответствие (соедините линиями органы и выполняемые ими функции).
Органы дыхательной системы Функции А. Нос 1. Голосовой аппарат Б. Гортань 2. Увлажнение воздуха В. Трахея 3. Газообмен Д. Легкие 4. Воздухоносные пути
(А - 2;. Б - 1; В - 4;. Д - 3).
Задание 3 (слайд 5).
Найдите ошибки в тексте, объясните их.
"Дыхательная система образована носовой полостью, носоглоткой, гортанью, пищеводом, бронхами и легкими. Диафрагма и межреберные мышцы обеспечивают дыхательные движения. Деятельностью дыхательной системы управляет дыхательный центр. Он расположен в продолговатом мозге. Регуляция дыхания осуществляется рефлекторно, без участия головного мозга".
Задание 4 (слайд 6).
Установите последовательность процессов вдоха.
А) увеличение объема грудной клетки
Б) расширение легких
В) сокращение межреберных мышц и диафрагмы
Г) движение воздуха из окружающей среды в легкие
Д) понижение давления воздуха в легких.
(В, А, Б, Д, Г)
4. Объяснение нового материала.
- Итак, ребята, уже, пожалуй, у вас не вызывает сомнения тот факт, как важно снабжение нашего организма воздухом, содержащим достаточное количество кислорода и как много существует причин, не зависящих от нас и зависящих, которые могут вызвать серьезные заболевания органов дыхания. Какие же это причины? Чтобы разобраться в этом, давайте посмотрим в ваши опорные конспекты и постараемся заполнить таблицу №1. В этой таблице две причины уже отмечены, а две вам придется найти самостоятельно.
(Через некоторое время правильность заполнения проверяется с помощью слайда 7).
- Обратите внимание на следующую таблицу (в опорном конспекте таблица №2). Ее тоже нужно заполнить в течение нескольких минут самостоятельно. Первые три работы оцениваются, (правильность выполнения задания проверяется с помощью слайда 8).
- Вы уже знаете, как важно дышать чистым воздухом. Когда он чист, дыхательные пути широко раскрыты и воздух обильно поступает в легкие. Все процессы, протекающие в организме, совершаются нормально, повышается обмен веществ, появляется бодрость и прекрасное самочувствие.
Но за чистый воздух надо бороться. Воздух загрязняется выхлопными газами автомашин, газами промышленных предприятий и другими веществами, отравляющими наш организм. Особенно загрязнен воздух больших городов. Но если соединение гемоглобина с углекислым газом (карбогемоглобин) носит нестойкий характер и в легких гемоглобин освобождается от углекислого газа, то при отравлении угарным газом образуется очень прочное соединение гемоглобина с этим газом - карбоксигемоглобин. Карбоксигемоглобин блокирует гемоглобин и выключает эритроциты из газообмена, что является смертельно опасным для человека
Ученые-гигиенисты многих стран работают над проблемой очистки воздуха городов от вредных примесей. Но больше всего воздух загрязняет пыль. Сейчас мы с вами прослушаем небольшое сообщение о влиянии пыли на организм человека и о мерах профилактики заболеваний органов дыхания.
Сообщение "За чистый воздух"
Пыль есть почти везде. Только в море, в 1000 - 1200 км от берега, и на очень большой высоте пыли нет. Даже на вершинах Альп в мл воздуха содержится 200 пылинок. А в таком же объеме городского воздуха пылевых частиц более полумиллиона. В деревне пыли меньше, но и там, в 1 мл воздуха до 5 тыс. частичек пыли. Ветер переносит ее на очень далекие расстояния: в Норвегии, например, обнаружена пыль пустыни Сахары, а в Европе - вулканическая пыль с островов Индонезии.
Пыль очень вредна для человека. Она травмирует мерцательный эпителий дыхательных путей, предохраняющий своей неутомимой работой наши легкие от скопления в них пыли. Но пыль опасна для организма и по другим причинам.
Ведь в воздухе кроме вредных примесей есть много бактерий. В магазинах, театрах, на выставках, где бывает очень много людей, в 1 мл воздуха может быть до 12 млн. бактерий и более. Бактерии не носятся в воздухе свободно. Они "пассажиры" частиц пыли и переносятся только с нею. Вот почему борьба за чистый воздух - это борьба с заразными болезнями. Чем меньше пыли, тем меньше бактерий в воздухе, а, следовательно, тем меньше их попадет к нам в дыхательные пути и легкие.
В комнатах пыли в 10-20 раз больше, чем на улице. Надо чаще проветривать помещение. Наружный воздух особенно чист ночью и рано утром. Проветривание уносит не только пыль, но и другие вредные примеси, например углекислый газ.
В классе, если помещение не проветривается, углекислого газа к 11 часам становится почти в три раза больше, чем перед началом занятий.
Гораздо меньше пыли бывает после поливки улиц, дворов, садов. Даже в большом городе днем, когда в воздухе очень много пыли, количество ее, а, следовательно, и бактерий после поливки уменьшается наполовину.
Очень оздоровляют воздух зеленые насаждения. В пробах воздуха, взятых в сквере и на улице, оказалось разное количество вредных примесей: в воздухе сквера их вдвое меньше, чем в воздухе улицы. Беречь деревья, кустарники и цветы нужно не только потому, что они украшают города и села, но и потому, что они сохраняют наше здоровье.
В нашей стране установлены предельно допустимые концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе.
Охраняются лесные ресурсы нашей страны, ежегодно проводится посадка деревьев - этих неутомимых поставщиков атмосферного кислорода.
( По окончании один ученик на интерактивной доске, остальные в опорных конспектах составляют список профилактических мероприятий, направленных против заболеваний органов дыхательной системы - слайд 9).
-Что входит в понятие "общее укрепление организма"? Прежде всего, прогулки на свежем воздухе, физические упражнения, в том числе и дыхательные. Некоторые несложные упражнения, которые займу немного времени, но окажут организму большую помощь, я вам сейчас покажу. Выполняйте вместе со мной.
1 упражнение
Руки в стороны, затем вверх - вдох.
Руки в стороны, затем вниз - выдох.
2 упражнение
Руки к плечам, вверх - вдох.
Руки к плечам, вниз - выдох.
3 упражнение
Руки на поясе. На счет раз, два - вдох.
На счет - три, четыре - выдох.
4 упражнение
Руки на поясе. На счет раз, два - вдох.
На счет - три - резкий выдох.
- Ребята, для защиты органов дыхания во время эпидемии гриппа, существуют определенные индивидуальные средства защиты, к которым относится ватно - марлевая повязка (показать). Ватно - марлевую повязку можно сшить в домашних условиях из подручных средств.
- А сейчас, я прочту вам небольшой отрывок из книги. Вы постарайтесь ответить на вопрос, о каком событии в нем идет речь:
"Высадившись на берег, мы отправились в глубь острова. Нас встретило множество почти голых людей, очень стройных и сильных, которые шли из своих деревень с горящими головешками в руках и травой, дым которой они пили. Иные несли одну большую сигарету и при каждой остановке зажигали ее. Затем каждый делал из нее три - четыре затяжки, выпуская дым через ноздри" (встреча Колумба и его команды с туземцами).
Действительно, как утверждают историки, табак завезли в Европу моряки из Южной Америки. Из Испании семена табака попали в Турцию (курение табака рассматривалось как нарушение законов Корана, виновных сажали на кол), в Персию (персидский шах приказал сжечь торговца, которых завез табак в страну), в Италию (Римский папа Урбан 7 отлучал от церкви тех, кто курил или нюхал табак), в Россию, где за курение полагалось весьма серьезные наказания - от палочных ударов до отрезания носа и ушей. Торговцев табаком ждала смертная казнь. (По мере рассказа, называемые страны показать на карте).
Но постепенно запрет на курение отменялся в одной стране за другой. С годами к вредной привычке приобщались мужчины, женщины, подростки, даже дети. Возникла даже мода на курение.
Но врачи выяснили, что рост числа курящих параллельно увеличивает количество опасных болезней. Начиная с начала 1960-х годов, стали публиковать в газетах и журналах результаты научных исследований. И люди ужаснулись! Посмотрите на таблицу, сколько ядовитых веществ содержит табачный дым и как они влияют на организм человека! Хочу привести высказывания некоторых выдающихся людей. Писатель А. Дюма: ":я отложил свою сигарету и поклялся. Что никогда не буду курить. Эту клятву я твердо сдержал и вполне убежден, что табак вредит мозгу так же определенно, как и алкоголь".
Л. Толстой, бросив курить, сказал: "Я стал другим человеком. Просиживаю по пяти часов кряду за работой, встаю совершенно свежим, а прежде, когда курил, чувствовал усталость, головокружение, тошноту, туман в голове:".
5. Заключение.
И в заключение урока, хочу вас познакомить с уникальной исторической находкой, которую буквально на днях сделали испанские историки. Была обнаружена доселе неизвестная рукопись, принадлежащая перу великого мореплавателя и первооткрывателя Америки Колумба:
"Я, Кристобаль Колон (Христофор Колумб), итальянец по национальности, адмирал и вице- адмирал открытых мною земель, на склоне лет, почти забытый всеми и живущий в маленьком монастыре, завещаю всем, кто найдет эту рукопись:
Не жевать и не курить сухую траву (табак), которой угощали нас туземцы и которую мы завезли в Испанию, так как по моим наблюдениям, от этого сипнет голос, "вянет" кожа, болит и кружится голова, а ум становится медлительным. Будучи в трезвом уме и твердой памяти, призываю всячески препятствовать распространению вредной привычки на территории нашего государства и за ее пределами. Призываю не при каких обстоятельствах не жевать и не курить табак".
Конечно, вы понимаете, что такой рукописи на самом деле не существует, но, думаю, что любой здравомыслящий человек, оценивший все последствия воздействия табака на организм, готов подписаться под этими словами. На этом наш урок закончен.
6. Домашнее задание.