Проблемы: неумение общаться, сообща трудиться, слышать друг друга, видеть, чувствовать, так как при классно-урочной системе идёт работа по инструкции, воспитатель главный. У детей обнаруживается недостаточная подготовка к школе: низкая культура общения, слабое развитие коммуникативного взаимодействия, социальные нормы поведения ребёнка в обществе не совершенны. Педагоги не умеют осмыслить, увидеть в практике развитие детей, слабый интерес к новым подходам в обучении и воспитании детей-дошкольников.
Потребности и мотивы: всякая неудовлетворённость человека в чём-то порождает потребность. Мотивация: помочь детям, педагогам быть значимыми – утверждение своего “Я”.
- Овладение воспитателями теоретическими знаниями, желание поднимать свой методический, теоретический и практический уровни.
- Повысить значимость педагога в коллективе через аттестацию, передачу опыта, изменение способов организации обучения и управления детей: потребность ребёнка к саморазвитию, самообразованию, формирование ровеснических отношений с детьми, взаимосвязь игры и обучения.
- Потребности семьи – качественная подготовка ребенка к школе, интерес к развитию его творческих способностей, уверенность, что ребенок будет успешным в любом обществе.
- Сотрудничество педагога с родителями: установка партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, объединение усилий для развития и воспитания детей; атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.
- Разработка рекомендации по организации благоприятного эмоционального климата в группе с учетом стиля работы воспитателя и индивидуальных особенностей детей; помощь в проведении специальных мероприятий (игр, занятий, праздников, развлечений и т.д.) направленных на улучшение взаимоотношений детей, рост их социальной компетентности.
- Программное организация изменений внутри учреждения “обновление и самообразование”.
Возможности:
- обогащение, наполнение наиболее значимыми формами и способами деятельности – основной путь к развитию ребенка;
- главным стержнем является развитие способностей ребенка;
- возникновение новых взаимоотношений взрослых с детьми (субъект-субъективные отношения);
- установление единства занятий по обучению грамоте со всеми другими;
- рост понимания педагогом потребностей в самосовершенствовании и самовыражении;
- поиск единомышленников через осуществление гостевого обмена опытом;
- создание авторских идей обучения, воспитания, программ (выбор главных, перспективных идей).
Деятельность по этапам.
I. Диагностический.
Цель: установить, каков уровень и качество знаний о новой технологии у педагогов? Каков
уровень развития у детей и их знания?
Наблюдение за педагогическим процессом. Анкетирование педагогов. Собеседование с детьми и педагогами. Определение параметров уровня и качества знаний у детей: от здоровья, социального статуса семьи, личности ребенка, от личности педагога, окружающей среды, способностей. Проведение анализа и самоанализа педагогами своей деятельности.
II. Изучение опыта педагогов, работающих по данной технологии.
Цель: на основе анализа потребностей и возможностей педагогов определить их обученность по социо-игровым подходам педагогики (на среднесрочную перспективу – 2-3 года).
Проведение консультации, педсоветов, семинаров, посещение курсов при институтах повышения квалификации, гостевой обмен опытом в детском саду и между детскими садами города, наблюдения за педагогическим процессом, просмотр открытых мероприятий, аттестация педагогов, анкетирование, тестирование, собеседование, тематические отчеты педагогов, проведение мастер-классов, самоанализ.
III. Прогностический.
Цель: формулировка проблем и задач по освоению новой образовательной практики “Обновление и самообразование”.
Проблема: как должен быть построен педагогический процесс, чтобы у детей в результате не появился синдром “обученной беспомощности”, когда они вроде бы обучены, а делать ничего не умеют.
Содержание работы:
- ставить детей в такие условия, при которых они сами определяют свои действия,
- планируют их; сами, практически без помощи воспитателя, добиваются положительных результатов;
- создавать атмосферу эмоционального подъема и раскрепощенности;
- осуществлять гостевой обмен между малыми группами с равными возможностями;
- развивать в детях уверенность в себе и своих товарищах;
- проявлять искреннюю заинтересованность в достижениях детей;
- обучать детей эффективному взаимодействию в процессе групповой работы: умению слушать, распределять работу, оказывать помощь, обмениваться информацией и усилиями;
- педагог проявляет желание достичь более высоких результатов педагогической деятельности: анализирует и критически оценивает достигнутое, вносит изменения, стремясь улучшить результат;
- использовать игровые методы, социо-игры;
- снять с детей чувство страха за ошибку, снимая с себя судейскую роль, не акцентируя внимание на недостатках, неудачах ребенка, не сравнивать между собой детей с разными учебными возможностями;
- изменить форму общения воспитателя с детьми: они становятся равноправными партнерами, собеседниками;
- исключать жесткую регламентацию выполнения программы (не усвоили – вернулись еще и еще);
- вести общение в группах со сверстниками, где они учатся формулировать собственные вопросы и искать на них ответы. Дети: в парах, тройках, четверках, шестерках. Педагоги: в творческой поисковой группе внутри детского сада и городской группе “Педагогика сотрудничества”.
IV. Организационно-подготовительный.
Подготовка базы материального оснащения: приобретение программы, тетрадей первоначальных упражнений по письму, таблицы росчерков, малых таблиц, пособия “Аквариум”, настольных досок.
Создание микроклимата в детском саду, ориентированного на обмен опытом и сотрудничество. Выполнение задач, требующих совместной деятельности. Образование групп по интересам.
V. Практический.
Цель: убедить педагогов в необходимости их профессионального роста, проявлять способность и стремление к поиску путей реализации методов и приемов по новой образовательной практике “Обновление и самообразование”.
- Фиксация своего уровня развития, степени усвоения теории и практики.
- Анализ затруднений в профессиональной деятельности.
- Стремление включаться в дискуссии на педсоветах, семинарах, беседах.
- Участие в методической работе своего ДОУ и детских садов города.
- Овладение методами организации и сплочения детского сообщества.
- Обогащение своего игрового опыта и опыта детей.
- Изучение личностных особенностей детей.
- Обеспечение эмоционального комфорта в обучении детей.
- Организация предметной среды для свободной самостоятельной деятельности детей.
- Развитие творческих способностей детей по всем видам деятельности.
- Развитие независимости детей на основе упражнений в практической жизни.
- Повышение заинтересованности, активности и самостоятельности детей.
- Воспитание в детях высоких нравственных ценностей и убеждений.
- Обучение на краткосрочных проблемных курсах “Новые подходы к воспитанию, обучению дошкольников”.
VI. Обобщающий.
Цель: определение пути развития способностей педагогов, повышения их квалификации.
Прохождение аттестации на более высокую квалификационную категорию.
Участие в городских, краевых методических объединениях для педагогов.
Работа по самообразованию. Обобщение опыта работы по новой практике. Распространение опыта работы в городской группе “Педагогика сотрудничества”, в периодической печати.
Показ открытых мероприятий для ДОУ города, края.
VII. Контролирующий.
Цель: владение информацией о перспективах развития ДОУ, об освоении педагогами новой образовательной практики “Обновление и самообразование”, о росте их квалификации, успешности в обучении и воспитании детей, охране здоровья детей, социализации.
Фиксация результата по соотнесению качества работы педагогов с уровнем их деятельности. Внесение корректив в содержание деятельности и в систему повышения квалификации на основе дифференцированного анализа достижений и недостатков, вскрытие причин, их порождающих. Анкетирование педагогов, родителей, беседы, интервью с педагогами. Анализ документации. Просмотр воспитательно-образовательного процесса, его планирование. Сравнительный анализ деятельности педагогов на одной группе, параллельных одновозрастных и разновозрастных группах. Успешность подготовки детей к школе (тематический контроль, сравнительный, фронтальный). Контроль за обеспечением единого темпа продвижения всех группы детей. Диагностика сохранности психических качеств детей.
VIII. Внедренческий.
Цель: проведение просветительской работы по распространению психолого-педагогических знаний, умений и навыков применения новой образовательной практики “Обновление и самообразование” среди педагогов и родителей. Выход с опытом работы на группу “Школа молодого педагога в детском саду”. Выступления с опытом работы перед педагогами на ГМО города. Практическая работа с воспитателями других детских садов в городской группе “Педагогика сотрудничества”. Показ открытых мероприятий для ДОУ города, юга Красноярского края, проходящих курсовую подготовку по новым подходам в обучении и воспитании детей. Выход с опытом работы на родителей всех возрастных групп ДОУ.
Новая образовательная практика предполагает: формирование педагогического мастерства воспитателя: создание практических путей обучения детей; решение основных направлений развития личности ребенка.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Шулешко Е.Е. Понимание грамотности / Е.Е. Шулешко. – М.: Мозаика-Синтез, 2000
- Кравцов Г.Г. Психологические проблемы начального образования / Г. Г. Кравцов. – Красноярск, 1994.