Методическая база урока
Задачи:
1. Образовательные:
- способствовать актуализации представлений учащихся о конфликтах, их структуре, видах и причинах;
- создать условия для понимания амбивалентного смысла конфликтов (положительного и отрицательного).
2. Воспитательные:
создать условия для выражения учащимися собственного мнения, воспитания активной жизненной позиции.3. Развивающие:
содействовать развитию социальной и коммуникативной компетентности, аналитического мышления, активности, рефлексивных способностей учащихся.Тип урока:
урок изучения нового материала.Форма организации:
фронтальная, групповая.Методы обучения:
проблемно-диалогический, рефлексивный.Основные понятия:
конфликт, противоречие, участники конфликта, структура конфликта, причины конфликта, типология конфликта.Оборудование:
компьютер, мультимедиапроектор, экран.Необходимые материалы:
презентация (создана в программе Microsoft Power Point), фрагмент фильма “Большая перемена”, демонстрирующий конфликтную ситуацию; цветная бумага для упражнения “Снежинки”; разноцветные магниты по числу участников; учебные листы; дидактический материал для групповых заданий (разрезанные определения конфликта; конфликтные ситуации).План урока:
Ход урока
I. Организационный момент
1. Приветствие, проверка готовности к уроку (
<Приложение 1>, слайд 1)Добрый день. Меня зовут Лиана Викторовна. “Общение – это то, что сопутствует человеку на жизненном пути. Но не все могут его осилить”. Я рада, что мне сегодня предстоит окунуться в тайны общения вместе с вами.
II. Изучение нового материала.
1. Целеполагание урока.
А) Создание проблемной ситуации: А о чём пойдёт речь на уроке, догадайтесь, просмотрев видеофрагмент.
Б) Просмотр видеофрагмента из кинофильма “Большая перемена” (
<Приложение 1>, слайд 2; <Приложение 2>).В)
Пожалуйста, ребята. Кто хочет назвать, что это за ситуация? Как называются такие ситуации? (ссора, спор, конфликт…) Так о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (об отношениях, конфликтах…) Действительно, мы будем рассматривать взаимоотношения людей.Г) (
<Приложение 1>, слайд 3) И тема нашего урока… (называют) (щелчок) Конфликт в нашей жизни. Запишите её в учебных листах <Приложение 3>.1. Понятие конфликта
2. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся.
А) Какие ассоциации возникают у вас со словом “конфликт” (ссора, спор, драка, война, неприязнь, крик, слёзы…)?
Спасибо за ответы. Все эти действия и переживания связаны с конфликтами.
Б) Что же такое конфликт? (<Приложение 1>, Слайд 4) Дайте ему определение из своего личного опыта.
3. Восприятие нового учебного материала.
А) Слово “конфликт” происходит (<Приложение 1>, слайд 4, щелчок) от латинского conflictus – столкновение.
Вы убедились, что дать полное, исчерпывающее определение, которое отличало бы конфликт от других похожих явлений, непросто. С такими же трудностями столкнулись и учёные-конфликтологи.
Б)
Как вы думаете, что за наука – конфликтология? (<Приложение 1>, слайд 5) (отвечают) Правильно. Конфликтология (щелчок) – это наука о конфликтах (щелчок) и способах их разрешения.В)
Наиболее известными специалистами в области конфликтов являются Валентин Иванович Андреев, Наталья Владимировна Гришина, Борис Иосифович Хасан. Из зарубежных конфликтологов – Хелена Корнелиус и Шошана Фэйр (<Приложение 1>, слайд 6).Г)
Сейчас каждый из вас побывает в роли учёного-конфликтолога и попытается дать определение конфликта (<Приложение 1>, слайд 7).Каждая группа в течение двух минут из разрезанных частей составит определение конфликта и предложит его другим.
- (Слайд 7, щелчок) Конфликт – это процесс резкого обострения противоречий и борьбы двух или более сторон-участников в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из участников (В.И. Андреев).
- (Слайд 7, щелчок) Конфликт – это актуализировавшееся противоречие, то есть воплощённые во взаимодействии противостоящие ценности, установки, мотивы (Б.И. Хасан).
- (Слайд 7, щелчок) Конфликт – это противостояние двух субъектов, проявляющееся в активности сторон, направленной на преодоление противоречий (Н.В. Гришина).
4. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся.
А)
Сравните полученные определения. Есть ли у них что-то общее? (Слайд 7, щелчок – противоречие, щелчок – две стороны)Б)
Какие признаки, элементы конфликта можно выделить?2. Структура конфликта
В) (
<Приложение 1>, слайд 8) Беседа по содержанию слайда.5. Восприятие нового учебного материала.
А) Основные структурные элементы
конфликта.
Б)
3. Причины конфликтов
6. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся.
А) В вашей жизни бывают конфликты? (Да) Приведите примеры (приводят).
Б) Упражнение “Копилка”
Почему же в жизни так часто возникают конфликты? Назовите возможные причины конфликтов (из-за порванной куртки; из-за того, что комната не убрана; из-за разных взглядов на одно и то же; из-за того, что человек нам неприятен…)
7. Восприятие нового учебного материала.
А) (<Приложение 1>, слайд 9) Причины конфликтов – это рассогласование:
- Целей, интересов.
- Взглядов, убеждений.
- Личностных качеств.
- Понимания информации.
- Ожиданий, позиций.
Б)
Посмотрите, из перечисленных причин вы назвали… (взгляды, интересы, качества). Отметьте их в рабочих листах <Приложение 3>.В) Упражнение “Снежинки”
Я предлагаю вам выполнить следующее задание.
Главное условие – работать молча, не смотря на соседей.
Возьмите листок бумаги. Сложите его пополам. Оторвите правый верхний угол. Сложите еще раз пополам. Еще раз оторвите правый верхний угол. Ещё раз сложите пополам. И еще раз оторвите правый верхний угол. Теперь разверните листок и покажите всем получившуюся снежинку (поднимите её вверх).
Г) Обсуждение:
Почему все снежинки получились разными?Каждый из нас – индивидуальность. У нас разные интересы, мечты, стремления. Это может вызывать конфликты.
4. Типология конфликтов
8. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся.
А) Какие виды конфликтов выделяют учёные? (<Приложение 1>, слайд 10) На этот вопрос вы ответите после анализа предложенной вам ситуации (группы анализируют ситуации и предполагают, к какому виду она относится).
Ситуации:
- Ты должен подготовиться к контрольной работе по физике на завтра, а по телевидению показывают интересный фильм (внутриличностный конфликт).
- Друг взял у тебя книгу и обещал вернуть её через неделю. С тех пор прошёл месяц, а он её так и не вернул. А она позарез нужна тебе для подготовки домашнего задания. Вчера ты позвонил ему домой и напомнил про книгу, он клятвенно обещал её принести. А сегодня говорит: “Извини, я забыл, куда её положил, и теперь не могу её найти” (межличностный конфликт).
- Ваша компания все вечера проводит в беседке во дворе вашего дома. Однажды, выйдя погулять, в вашей беседке вы увидели группу незнакомых вам молодых людей. Попытавшись объяснить им, что это ваше место, вы услышали грубость в свой адрес (межгрупповой конфликт).
Б)
Так какие виды конфликтов выделяют учёные? (внутриличностные, межличностные и межгрупповые) (<Приложение 1>, слайд 11)9. Восприятие нового учебного материала:
А) По степени вовлечённости людей в конфликт:
- Внутриличностные
- Межличностные
- Межгрупповые
10. Первичное закрепление материала.
Определите, пожалуйста, к какому типу можно отнести конфликт из кинофильма “Большая перемена”, с которого мы начали урок? (межличностный)
Б) (Слайд 12) По проблемно-деятельностному признаку:
Определите, пожалуйста, к какому типу можно отнести конфликт из кинофильма “Большая перемена”, с которого мы начали урок? (педагогический)
В) (Слайд 13) По степени остроты противоречий:
- Недовольство
- Разногласие
- Противодействие
- Раздор
- Вражда
Определите, пожалуйста, к какому типу можно отнести конфликт из кинофильма “Большая перемена”, с которого мы начали урок? (разногласие или противодействие)
5. Значение конфликта
11. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся.
А) Постановка проблемного вопроса: А что бы с нами было, если бы в нашей жизни не было конфликтов? (Учащиеся обдумывают и аргументировано представляют своё мнение)
Б) (<Приложение 1>, слайд 14) Действительно, конфликт – это естественный и неизбежный элемент процесса общения. В нём есть как отрицательные, так и положительные стороны. Я предлагаю вам определить их (в учебных листах пишут, беседа).
(Слайд 14, щелчок)
К негативным сторонам конфликта можно отнести разрушение отношений между людьми, стресс, ухудшение здоровья.(Слайд 14, щелчок)
С другой стороны, конфликт – это источник развития, сигнал к изменению, возможность сближения, разрядки напряжения, “оздоровления” отношений.В)
По словам Маргарет Фоллет, сам по себе конфликт как факт различия мнений, интересов, стремлений людей не может быть ни плох, ни хорош, и рассматривать его следует, отбросив этические предрассудки. Поскольку конфликта нельзя избежать, его надо использовать.III. Подведение итогов урока.
А)
Вот и подошёл к концу наш урок. Давайте проанализируем, чему каждый из вас научился. (Дети делают выводы: узнали, что такое конфликт, конфликтология, структура, причины, виды конфликтов, положительные и отрицательные стороны)Б)
Да, сегодня мы расширили представление о конфликте, его признаках, причинах и видах. Пришли к выводу, что конфликт – это не всегда плохо, у него есть и положительные стороны.В)
Это только начало вашего знакомства с конфликтологией и конфликтами. Как вести себя в конфликтной ситуации и как найти пути выхода из неё, вы узнаете на следующих уроках. Нужно учиться вовремя распознавать зарождающийся конфликт, быть терпимее к другому. (<Приложение 1>, слайд 15)Г)
Я благодарю вас за вашу активность, сотрудничество. Хочу отметить … и поставить им за урок “отлично”.IV. Сообщение домашнего задания
(<Приложение 1>, слайд 16).Я предлагаю вам выполнить дома на выбор – либо творческое задание (сообщение) по одной из тем, либо письменную рефлексию.
V. Рефлексия.
А сейчас я прошу вас высказать своё мнение об уроке. Поместите магниты под одной из надписей:
- Нужно, полезно, интересно, необходимо.
- Страшно, сложно, неинтересно, обременительно.
- Бесполезно, бесперспективно, безразлично.
(
<Приложение 1>, слайд 17) Спасибо всем! Мне было очень приятно работать с вами.Литература: