Методическая база урока
Задачи:
1. Образовательные:
- способствовать актуализации представлений учащихся о конфликтах, их структуре, видах и причинах;
- создать условия для понимания амбивалентного смысла конфликтов (положительного и отрицательного).
2. Воспитательные: создать условия для выражения учащимися собственного мнения, воспитания активной жизненной позиции.
3. Развивающие: содействовать развитию социальной и коммуникативной компетентности, аналитического мышления, активности, рефлексивных способностей учащихся.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма организации: фронтальная, групповая.
Методы обучения: проблемно-диалогический, рефлексивный.
Основные понятия: конфликт, противоречие, участники конфликта, структура конфликта, причины конфликта, типология конфликта.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран.
Необходимые материалы: презентация (создана в программе Microsoft Power Point), фрагмент фильма “Большая перемена”, демонстрирующий конфликтную ситуацию; цветная бумага для упражнения “Снежинки”; разноцветные магниты по числу участников; учебные листы; дидактический материал для групповых заданий (разрезанные определения конфликта; конфликтные ситуации).
План урока:
- Понятие конфликта.
- Структура конфликта.
- Причины конфликтов.
- Типология конфликтов.
- Значение конфликтов (положительное и отрицательное).
Ход урока
I. Организационный момент
1. Приветствие, проверка готовности к уроку (<Приложение 1>, слайд 1)
Добрый день. Меня зовут Лиана Викторовна. “Общение – это то, что сопутствует человеку на жизненном пути. Но не все могут его осилить”. Я рада, что мне сегодня предстоит окунуться в тайны общения вместе с вами.
II. Изучение нового материала.
1. Целеполагание урока.
А) Создание проблемной ситуации: А о чём пойдёт речь на уроке, догадайтесь, просмотрев видеофрагмент.
Б) Просмотр видеофрагмента из кинофильма “Большая перемена” (<Приложение 1>, слайд 2; <Приложение 2>).
В) Пожалуйста, ребята. Кто хочет назвать, что это за ситуация? Как называются такие ситуации? (ссора, спор, конфликт…) Так о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (об отношениях, конфликтах…) Действительно, мы будем рассматривать взаимоотношения людей.
Г) (<Приложение 1>, слайд 3) И тема нашего урока… (называют) (щелчок) Конфликт в нашей жизни. Запишите её в учебных листах <Приложение 3>.
1. Понятие конфликта
2. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся.
А) Какие ассоциации возникают у вас со словом “конфликт” (ссора, спор, драка, война, неприязнь, крик, слёзы…)?
Спасибо за ответы. Все эти действия и переживания связаны с конфликтами.
Б) Что же такое конфликт? (<Приложение 1>, Слайд 4) Дайте ему определение из своего личного опыта.
3. Восприятие нового учебного материала.
А) Слово “конфликт” происходит (<Приложение 1>, слайд 4, щелчок) от латинского conflictus – столкновение.
Вы убедились, что дать полное, исчерпывающее определение, которое отличало бы конфликт от других похожих явлений, непросто. С такими же трудностями столкнулись и учёные-конфликтологи.
Б) Как вы думаете, что за наука – конфликтология? (<Приложение 1>, слайд 5) (отвечают) Правильно. Конфликтология (щелчок) – это наука о конфликтах (щелчок) и способах их разрешения.
В) Наиболее известными специалистами в области конфликтов являются Валентин Иванович Андреев, Наталья Владимировна Гришина, Борис Иосифович Хасан. Из зарубежных конфликтологов – Хелена Корнелиус и Шошана Фэйр (<Приложение 1>, слайд 6).
Г) Сейчас каждый из вас побывает в роли учёного-конфликтолога и попытается дать определение конфликта (<Приложение 1>, слайд 7).
Каждая группа в течение двух минут из разрезанных частей составит определение конфликта и предложит его другим.
- (Слайд 7, щелчок) Конфликт – это процесс резкого обострения противоречий и борьбы двух или более сторон-участников в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из участников (В.И. Андреев).
- (Слайд 7, щелчок) Конфликт – это актуализировавшееся противоречие, то есть воплощённые во взаимодействии противостоящие ценности, установки, мотивы (Б.И. Хасан).
- (Слайд 7, щелчок) Конфликт – это противостояние двух субъектов, проявляющееся в активности сторон, направленной на преодоление противоречий (Н.В. Гришина).
4. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся.
А) Сравните полученные определения. Есть ли у них что-то общее? (Слайд 7, щелчок – противоречие, щелчок – две стороны)
Б) Какие признаки, элементы конфликта можно выделить?
2. Структура конфликта
В) (<Приложение 1>, слайд 8) Беседа по содержанию слайда.
5. Восприятие нового учебного материала.
А) Основные структурные элементы конфликта.
- Стороны конфликта – люди или группы людей, находящиеся в конфликтных отношениях или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих (участники).
- Предмет конфликта – то, из-за чего он возникает (объект, идея).
- Образ конфликтной ситуации – отражение предмета конфликта в сознании втянутых в него людей (переживания).
- Мотивы конфликта – внутренние или внешние силы, подталкивающие к нему людей (причины).
- Позиции конфликтующих сторон – то, что люди заявляют друг другу, какие требования предъявляют (действия).
Б) Зафиксируйте структуру конфликта в своих учебных листах <Приложение 3>.
3. Причины конфликтов
6. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся.
А) В вашей жизни бывают конфликты? (Да) Приведите примеры (приводят).
Б) Упражнение “Копилка”
Почему же в жизни так часто возникают конфликты? Назовите возможные причины конфликтов (из-за порванной куртки; из-за того, что комната не убрана; из-за разных взглядов на одно и то же; из-за того, что человек нам неприятен…)
7. Восприятие нового учебного материала.
А) (<Приложение 1>, слайд 9) Причины конфликтов – это рассогласование:
- Целей, интересов.
- Взглядов, убеждений.
- Личностных качеств.
- Понимания информации.
- Ожиданий, позиций.
Б) Посмотрите, из перечисленных причин вы назвали… (взгляды, интересы, качества). Отметьте их в рабочих листах <Приложение 3>.
В) Упражнение “Снежинки”
Я предлагаю вам выполнить следующее задание.
Главное условие – работать молча, не смотря на соседей.
Возьмите листок бумаги. Сложите его пополам. Оторвите правый верхний угол. Сложите еще раз пополам. Еще раз оторвите правый верхний угол. Ещё раз сложите пополам. И еще раз оторвите правый верхний угол. Теперь разверните листок и покажите всем получившуюся снежинку (поднимите её вверх).
Г) Обсуждение: Почему все снежинки получились разными?
Каждый из нас – индивидуальность. У нас разные интересы, мечты, стремления. Это может вызывать конфликты.
4. Типология конфликтов
8. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся.
А) Какие виды конфликтов выделяют учёные? (<Приложение 1>, слайд 10) На этот вопрос вы ответите после анализа предложенной вам ситуации (группы анализируют ситуации и предполагают, к какому виду она относится).
Ситуации:
- Ты должен подготовиться к контрольной работе по физике на завтра, а по телевидению показывают интересный фильм (внутриличностный конфликт).
- Друг взял у тебя книгу и обещал вернуть её через неделю. С тех пор прошёл месяц, а он её так и не вернул. А она позарез нужна тебе для подготовки домашнего задания. Вчера ты позвонил ему домой и напомнил про книгу, он клятвенно обещал её принести. А сегодня говорит: “Извини, я забыл, куда её положил, и теперь не могу её найти” (межличностный конфликт).
- Ваша компания все вечера проводит в беседке во дворе вашего дома. Однажды, выйдя погулять, в вашей беседке вы увидели группу незнакомых вам молодых людей. Попытавшись объяснить им, что это ваше место, вы услышали грубость в свой адрес (межгрупповой конфликт).
Б) Так какие виды конфликтов выделяют учёные? (внутриличностные, межличностные и межгрупповые) (<Приложение 1>, слайд 11)
9. Восприятие нового учебного материала:
А) По степени вовлечённости людей в конфликт:
- Внутриличностные
- Межличностные
- Межгрупповые
10. Первичное закрепление материала.
Определите, пожалуйста, к какому типу можно отнести конфликт из кинофильма “Большая перемена”, с которого мы начали урок? (межличностный)
Б) (Слайд 12) По проблемно-деятельностному признаку:
- Педагогические
- Управленческие
- Производственные
- Творческие
- Политические
Определите, пожалуйста, к какому типу можно отнести конфликт из кинофильма “Большая перемена”, с которого мы начали урок? (педагогический)
В) (Слайд 13) По степени остроты противоречий:
- Недовольство
- Разногласие
- Противодействие
- Раздор
- Вражда
Определите, пожалуйста, к какому типу можно отнести конфликт из кинофильма “Большая перемена”, с которого мы начали урок? (разногласие или противодействие)
5. Значение конфликта
11. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся.
А) Постановка проблемного вопроса: А что бы с нами было, если бы в нашей жизни не было конфликтов? (Учащиеся обдумывают и аргументировано представляют своё мнение)
Б) (<Приложение 1>, слайд 14) Действительно, конфликт – это естественный и неизбежный элемент процесса общения. В нём есть как отрицательные, так и положительные стороны. Я предлагаю вам определить их (в учебных листах пишут, беседа).
(Слайд 14, щелчок) К негативным сторонам конфликта можно отнести разрушение отношений между людьми, стресс, ухудшение здоровья.
(Слайд 14, щелчок) С другой стороны, конфликт – это источник развития, сигнал к изменению, возможность сближения, разрядки напряжения, “оздоровления” отношений.
В) По словам Маргарет Фоллет, сам по себе конфликт как факт различия мнений, интересов, стремлений людей не может быть ни плох, ни хорош, и рассматривать его следует, отбросив этические предрассудки. Поскольку конфликта нельзя избежать, его надо использовать.
III. Подведение итогов урока.
А) Вот и подошёл к концу наш урок. Давайте проанализируем, чему каждый из вас научился. (Дети делают выводы: узнали, что такое конфликт, конфликтология, структура, причины, виды конфликтов, положительные и отрицательные стороны)
Б) Да, сегодня мы расширили представление о конфликте, его признаках, причинах и видах. Пришли к выводу, что конфликт – это не всегда плохо, у него есть и положительные стороны.
В) Это только начало вашего знакомства с конфликтологией и конфликтами. Как вести себя в конфликтной ситуации и как найти пути выхода из неё, вы узнаете на следующих уроках. Нужно учиться вовремя распознавать зарождающийся конфликт, быть терпимее к другому. (<Приложение 1>, слайд 15)
Г) Я благодарю вас за вашу активность, сотрудничество. Хочу отметить … и поставить им за урок “отлично”.
IV. Сообщение домашнего задания (<Приложение 1>, слайд 16).
Я предлагаю вам выполнить дома на выбор – либо творческое задание (сообщение) по одной из тем, либо письменную рефлексию.
V. Рефлексия.
А сейчас я прошу вас высказать своё мнение об уроке. Поместите магниты под одной из надписей:
- Нужно, полезно, интересно, необходимо.
- Страшно, сложно, неинтересно, обременительно.
- Бесполезно, бесперспективно, безразлично.
(<Приложение 1>, слайд 17) Спасибо всем! Мне было очень приятно работать с вами.
Литература:
- Андреев, В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров и разрешения конфликтов. – Казань, 1992. – 142 с. – С. 81-84.
- Греков, А.Г. Тренинг общения для подростков. – СПб.: Питер, 2006. – 160 с.: ил. – С. 128-134.
- Григорьева, Т.Г., Усольцева, Т.П. Основы конструктивного общения: Хрестоматия. – 2-е изд., испр. и доп. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1999. – 207 с. – С. 99-113.
- Гришина, Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2005. – 464 с.: ил. – (Серия “Мастера психологии”).
- Дереклеева, Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире. – М.: ВАКО, 2004. – 122 с. – (Педагогика. Психология. Управление). – С. 84-88.
- Корнелиус, Х., Фэйр, Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. – М.: АО Стрингер, 1992. – 116 с.
- Майерс, Д. Социальная психология. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 794 с.: ил. – (Серия “Мастера психологии”). – С. 607-658.
- Микляева, А.В. Я – подросток. Я среди других людей. Программа уроков психологии (9 класс). – СПб.: Издательство “Речь”, 2003. – 118 с. – С. 33-35.
- Пономаренко, Л.П., Белоусова, Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Ч. 2: Психология общения: 11 кл. – 192 с. – (Б-ка школьного психолога). – С. 73.
- Рогов, Е.И. Психология общения. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 336 с.: ил. – (Азбука психологии). – С. 232-280.
- Рыбакова, М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 128 с. – (Психол. наука – школе).
- Социальная конфликтология. Программа и методические рекомендации элективного курса./ Сост. Лучникова С.Н., Присяжнюк А.В. – Благовещенск: Амурский ИППК, 2005. – 35 с. – С. 10, 19-21, 27-28, 31.
- Филиппова, Г.Г. Как обучать искусству общения. Конфликты в общении. Интегрированный урок// Классный руководитель. – № 3. – 2003. – С. 123-127.