Урок математики в 1-м классе по УМК "Классическая начальная школа" "Отношения частей и целого"

Разделы: Начальная школа


Вид урока: комбинированный, с использованием игровых моментов

Тип урока: УРУЗ (урок решения учебных задач)

Технология: на диалоговой основе, с элементами ИО

Сюжетная линия: "Разбить орешек знаний"

Задачи урока:

  • проверка уровня сформированности знаний,
  • тренировка вычислительных навыков

Цели урока:

Образовательная:

  • упражнять учащихся в определении
  • соотношений между частями и целым,
  • повторить состав числа 6,
  • закрепить умения сравнивать числа;

развивающая:

  • развитие способности быстрого
  • темпа работы, самоконтроля, самооценки;
  • развитие ОУУН - анализа, синтеза,
  • логического мышления

воспитательная:

  • формирование интереса к науке математике,
  • дружного коллектива, благоприятной
  • эмоциональной сферы.

Формы организации деятельности школьников:

  • фронтальная,
  • парная,
  • индивидуальная

Оборудование:

  • диск с заданиями геометрического характера,
  • компьютер,
  • проектор
  • лотерейки,
  • жетоны,
  • "орешек знаний",
  • цветные полоски разной длины,
  • наборы цветных гелевых ручек,
  • пчёлка для динамической паузы,
  • "пятёрки"- стимулирование учебной деятельности,
  • оценочные листы,
  • таблички с пословицами.

Структура урока:

 I. Орг. момент, психологический настрой на урок - 1 мин.

II. Мотивация учебной деятельности - 1мин.

III. Актуализация опорных знаний: - 7 мин.

  • интеллектуальная разминка - 2 мин.
  • игра "Лотерея спортлото" - 5 мин.

 IV. Определение стержневых знаний, умений и навыков - 7 мин.

  • работа по ряду предложенных чисел- 2 мин.
  • подведение к теме урока, оперирование числами - 5 мин.

V. Сообщение темы и цели урока - 1 мин.

VI. Работа над темой - 23мин.

  • динамическая пауза - 2 мин.
  • практическая работа с полосками в парах - 10ин.
  • самостоятельная работа с элементами ИО - 8 мин
  • проверочная работа в тетрадях на п/о - 3 мин

VII. Рефлексия - 4 мин.

  • работа с оценочными листами - 3 мин.
  • награждение - 1 мин.

VIII. Организация на перемену. - 1 мин.

Ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Орг. момент и психологический настрой

II. Мотивация учебной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III Актуализация опорных знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Определение стержневых знаний, умений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Сообщение темы и цели урока

 

 

 

 

VI. Работа над темой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VII. Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

VIII. Организация на перемену

 

 

Чем конкретно мы будем заниматься на уроке, вы узнаете из слов, которые записаны на доске:

Умножение
Число
Интеграл
Множитель
Сумма
Ярд
икс
гипотенуза
радиус
алгебра
я

"Учимся играя"

Урок мы проведём в форме игры под девизом "Если вместе, если дружно", это значит будем друг другу помогать и друг друга поддерживать, чтобы к концу урока пополнить свой багаж умений и разбить орешек знаний

"Орешек знаний твёрд,
Но всё же, мы не привыкли отступать,
Нам расколоть его поможет
Огромное желание:.
Хочу ! Всё! Знать !"

Интеллектуальная разминка (блицтурнир)

"Дружно не грузно, а врозь хоть брось"

1. Мы начнём с небольшой разминки, которая подготовит нас к работе:

  • Какой сегодня день?
  • Назовите 5 дней, не называя чисел и дней недели:
  • Сколько ушей у 5 мышей?
  • В каком числе столько же цифр, сколько букв?
  • У девочки 5 яблок. Она съела все, кроме трёх. Сколько яблок у неё осталось?
  • Летели 3 страуса. Охотник одного подстрелил. Сколько страусов осталось?
  • Карандаш разрезали на 3 части. Сколько сделали разрезов?
  • У семи братьев по одной сестре. Сколько сестёр в семье?
  • Сколько пальчиков у 4 мальчиков?

2. Работа по ряду чисел

Сейчас у вас появится возможность заработать свои первые жетоны

Игра "Лотерея спорт-лото" самостоятельная работа с взаимопроверкой

"Одна мудрая голова ста голов стоит"

О каких числах идёт речь?

  • Маленькая хвостатенькая, не лает, не кусает, а из класса в класс не пускает - 2, запишите след за ним число
  • Что за цифра - акробатка. Если на голову встанет, ровно на три меньше станет - 9, записать предыдущее за ним число;
  • Два кольца. Два конца, если я перевернусь, то совсем не изменюсь - 8, записать число, которое на 1 больше данного;
  • Налитая, симпатичная, цифра самая отличная - 5, запишите число, которое на 1 меньше данного;
  • А вот цифра - кочерга, у неё одна нога - 7, записать число, которое стоит между числами 7 и 5

 

Случай страшный. Случай редкий
Цифры в ссоре. Вот беда!
Со своей стоять соседкой, не желает ни одна.
Помирить их помоги.
По порядку разбери.

Поставьте данные числа

  • мальчики - в порядке возрастания;
  • девочки - в порядке убывания

Какие два число могут являться частью одного целого из данных чисел?

Покажите это на схеме, обозначьте целое и части с помощью значков:

Сегодня на уроке мы отработаем навык составления целого из частей и деление целого на части.

1. Динамическая пауза

Гимнастика для глаз:

Прилетела пчёлка,
Села на указку.
Попытайтесь вслед за ней
Пробежаться глазками.

Подвижная:

Раз - мы встали, распрямились
Два - согнулись, наклонились.
Три - руками три хлопка.
А четыре - под бока.
Пять - руками помахать.
Шесть - на место тихо сесть

2. Практическая работа с цветными полосками

"Один в поле не воин"

  • рассмотрите внимательно полоски, выберите сначала те, которые можно назвать частями
  • покажите, как образуется целое

- вы уверены, что можно большую полоску назвать частью целого?

  • Выберите те полоски, которые являются частью большой полоски
  • Из сколько частей она может состоять
  • На сколько частей можно разделить, разрезать целое?
  • Правильно ли я вас поняла, что любая величина может быть названа целой, если её можно разделить на части?
  • Можно ли самую маленькую полоску назвать целой? почему? докажите?

3. Самостоятельная работа с элементами ИО

"Не говори не умею, а говори - научусь!"

детям предлагается задание следующего характера:

на проекторе изображён круг, который обозначает целое число 6, детям следует определить, что является целым, а что частью этого целого, показать это с помощью схемы (материал данного задания взят с электронного учебного пособия для начальной школы "Математика и конструирование" - новые возможности в изучении математики, тема "Доли")

Чем являлось число 6 в данном задании? из каких частей оно может состоять?

Может ли быть число 6 частью какого либо числа?

Можете вы привести примеры?

4. Проверочная

Работа в тетрадях на п/о- с. 23 з. 33(69)

"Дружба дружбой, а служба службой"

Наш урок подошёл к концу.

Давайте подведём итог нашей работы. Наполнили ли орешек знаниями и сможем ли мы его расколоть.

Возьмите свои оценочные листы:

То что вам хорошо удалось - отметьте +, что не удалось -

Оценочный тест

  • Вы хорошо научились определять, целое и части;
  • Вы легко можете составлять формулы по предложенным выражениям;
  • Вы повторили и теперь твёрдо знаете состав числа 6;
  • Вам нравятся задания, которые предлагает компьютер;
  • Вы с удовольствием помогали друг другу и переживали за успехи своего товарища.

У вас у всех отличные результаты, орешек переполнен знаниями и мы смогли его расколоть.

 

Читают хором слова, находят между ними связь и определяют направление работы на уроке: "Учимся играя"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя фронтально хором в ускоренном темпе

 

 

 

 

 

Выполняют математический диктант, организованный в виде игры

 

 

 

3

8

9

4

6

Обмениваются в парах и сверяют результаты с данными на доске, оценивают работы друг друга

 

 

Выполняют задание на магнитных досках и проводят самопроверку, сверяя свои ответы с ответами на доске

Предлагают свои варианты ответов

9 = 3 + 6

9 = 6 + 3

8 = 4 + 4

 

Следят глазками за тренажёром, повторяют слова за учителем

 

 

 

 

Имитируют движениями слова

 

 

Исследовательская работа

Оперируют цветными полосками в парах. предлагая свои варианты ответов, причём каждый вариант подробно разбирается

А= В+С+Д

 

 

 

 

 

Работа с досками "Пиши - читай"

Сначала выясняют, что круг поделён на 6 равных частей,

Затем учитель по -разному в цветах изображает круг и предлагает детям назвать части и целое, записать выражения в виде формул,

В ходе данной работы дети отрабатывают состав числа 6

6=3+3

6=1+5

6=5+1

6=4+2

6=2+4

Делают микровывод

Работают самостоятельно гелевыми ручками выделяя целое и части.

 

На каждый вопрос учителя ставят определённый знак, подсчитывают общее количество "+ "и "-"и ставят себе отметку.

 

 

Раскалывается орех, дети получают в награду импровизированные пятёрки.