Открытый урок по программе А.А. Плешакова "Мир вокруг нас". Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир. Органы чувств" (3-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Ход урока

Вступление. Приветствие гостей.

- Объясните смысл русской пословицы.

Береги одежду снову, а честь смолоду.

- Здоровье тоже нужно учиться беречь. В этом нам помогают уроки окружающего мира в школе. Что нужно знать, изучать, чтобы грамотно заботиться о своём здоровье и помогать в этом своим близким? (как устроен организм человека)

- Молодцы, к уроку готовы все. Значит точно сумеете определить тему сегодняшнего урока, то, о чём мы будем сегодня говорить.

Есть пять помощников на службе у тебя,
Не замечая, их используешь шутя:
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать,
Язык во рту, чтоб вкус понять,
А носик - запах различать,
Руки - чтоб ласкать, трудиться,
Воды из кружечки напиться.
И ни к чему твоя тревога,
Они всегда тебе помогут.

- О чём говорится в этом стихотворении? Назовите одним словосочетанием.(органы чувств)

- Хотите познакомиться с ними поближе? Этим мы и будем заниматься сегодня на уроке.

- Прочитайте вопрос на доске.

Зачем человеку нужны органы чувств?

- Ответим мы на этот вопрос в конце урока.

Глаза - орган зрения.

- Отгадайте загадку.

Брат с братом через дорожку живут,
А друг друга не видят. (глаза)

-Как назвать по-научному? (орган зрения)

Задание 1.

- Возьмите зеркальце и рассмотрите свой глаз. Какой он формы? (круглой)

- За то, что глаз круглый и плотный его назвали "глазным яблоком".

- Что ещё вы видите? (В глазном яблоке есть белая оболочка. А середина глаза не белая, а окрашенная - это радужка.)

- Какого цвета радужка у Люды? У Васи?

- Правильно, глаза бывают разного цвета. Какого?

- Теперь внимательно приглядитесь к глазу. Что ещё вы видите? (зрачок)

- Через зрачок в глаз попадает свет. Лучи света раздражают нервы, по нерву сигнал попадает в мозг, и человек не просто видит, но и понимает, что он видит. Приходилось ли кому-нибудь из вас что-то видеть и не понять, что видел?

Оказывается, такое может быть: глаз видит, а мозг не понимает, что видит глаз. Так что глаз и мозг работают дружно, помогая друг другу.

Задание 2.

- Сейчас проверим, как дружно умеют работать ваши глаза и мозг. Что я вам показываю? (фото)

- Значит, что умеют делать ваши глаза? (видеть)

- Как называется эта фигура? (круг) А эта? (квадрат)

- Значит, что умеют определять ваши глаза? (форму)

- Какого цвета круг, квадрат?

- Так, что ещё умеют определять глаза? (цвет)

- Скажите, какая фигура находится дальше от вас, какая ближе?

- Значит, глаза умеют определять:(расстояние до предмета).

- Что крупнее, яблоко или апельсин?

- Так, что ещё могут определять глаза? (размер)

- Подведём итог: что могут видеть (определять) глаза? Цвет, форму предмета, расстояние, размер.

Задание 3.

- Вернёмся к нашим зеркалам. Чем защищены глаза? (подвижными веками - верхним и нижним, ресницами, бровями)

Веки и ресницы защищают глаза от сильного ветра и пыли. Брови мешают капелькам пота, выступающим на лбу, стекать в глаза.

-" Глаза, словно окна в мир". Почему так говорят?

- Какие правила мы должны выполнять, чтобы наши глаза были всегда здоровы?

Зарядка для глаз.

1. "Движение глазами за полётом бабочки".

К нам в класс залетела бабочка. Она слева от вас, справа от вас, вверху, внизу. Выполняем медленно, с максимальной амплитудой. Голова не поворачивается, движутся только глаза. Закрыть глаза, расслабиться. Повторяется 3 раза.

2."Моргание".

Быстро сжимать и разжимать веки (моргать) в течение 15-20 секунд. После этого закрыть глаза, расслабиться.

Уши - орган слуха.

Один говорит,
Двое глядят,
А они слушают. (Уши)

- Как назвать по-научному? (орган слуха)

- На что по форме похожи наши уши? (на морские раковины) Поэтому внешняя часть уха называется ушной раковиной. Подобная форма ушей позволяет нам лучше слышать. Ушная раковина - это всего лишь внешняя часть нашего уха. А ещё у нас есть внутреннее ухо и среднее ухо. Наружняя часть ловит звук и передаёт его в среднее ухо. Там находится тонкая плёночка - барабанная перепонка. Звук ударяется об барабанную перепонку и передаётся во внутреннее ухо. Во внутреннем ухе находится слуховой нерв, который передаёт сигнал в головной мозг. После этого звуки приобретают для нас смысловое значение. Мы их различаем, понимаем.

Задание 1.

- Проверим, хороший ли у вас слух. Я буду произносить слова, а вы будете их повторять. (произносятся отдельные слова сначала обычным голосом, а потом всё тише и тише: ресницы, голос, зрение, слух, брови, кожа, запах, вкус)

- Когда лучше слышно?

-Что вы делали, чтобы услышать тихий голос? (прислушивались)

- Что же умеют наши уши? (слышать звуки)

- А теперь послушаем тишину. Кто больше услышит в ней звуков? Какие звуки вы услышали? (Человек слышит все те звуки, которыми наполнен наш мир.)

Игра "Узнай по голосу".

- Завяжем Нине глаза. Тот, на кого я укажу, позовёт её по имени. Нина должна определить, кто её позвал.

Расслабляющая физминутка "Звуки природы".

- А теперь расслабьтесь, закройте глаза и внимательно послушайте. Что вы представили? Какие звуки вы услышали?

- Что же умеют наши уши? (слышать и различать звуки)

- Нужно ли беречь орган слуха? Как?

Кожа - орган осязания.

Зимой бывает вся в мурашках,
А летом загаром бронзовым покрыта. (кожа)

- Как назвать по-научному? (орган осязания)

Задание 1. (рассматривание кожи)

- Какого цвета наша кожа?

- Погладьте себя по руке. Какая кожа на ощупь? (ровная, гладкая)

- Рассмотрите кожу через лупу. Что вы видите? (На коже есть мелкая сеточка, бугорки, волоски, складочки, впадинки)

- Как вы думаете, зачем человеку кожа? Какая от неё польза?

Задание 2.

- Что можно "увидеть" с помощью кожи? Кожа может нам о многом рассказать.

Игра "Волшебный мешочек".

- Определите на ощупь предмет и назовите его. (В мешочек из ткани помещаются различные предметы: кубик, чашка, карандаш, яблоко).

- Что "рассказали" тебе твои пальчики? Какой это предмет на ощупь? Как ты думаешь, что это? (Предметы достаются поочереди, по мере узнавания.)

- Что ещё можно узнать с помощью кожи? Проведём эксперимент. (Учащийся с завязанными глазами прикасается к банкам с тёплой и холодной водой).

- Что мы можем ощущать с помощью кожи? (тепло, холод)

- Вот видите, ребята, какой непростой и важный орган - кожа. Подведём итог: для чего нужна человеку кожа?

(Она защищает организм, ощущает прикосновения, тепло, холод, боль).

- Как нужно заботиться о коже?

- Что нужно делать, чтобы не только кожа была здорова, но и весь организм? (зарядку)

Физкультминутка.

У нас славная осанка,
Мы свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята,
А вот если надоест,
То пойдём все косолапо,
Как медведи ходят в лес.
Нос- орган обоняния.
Между двух светил
Я в середине один. (нос)

-Как назвать этот орган по-научному? (орган обоняния)

- Что значит "обонять"? (чувствовать запах)

- Проведём эксперимент. Определите предмет по запаху. (Учащийся с завязанными глазами определяет запахи: апельсин, лук, чеснок, кофе, кусочек хлеба, ветка ели).

- Какой орган помогает нам различать запахи? (орган обоняния)

( Пахучие вещества вместе с вдыхаемым воздухом попадают в носовую полость. В верхней части носовой полости находятся чувствительные окончания обонятельных нервов. Пахучие вещества раздражают эти окончания, сигнал передаётся в головной мозг и человек чувствует запахи.)

- О чём нас могут предупредить запахи? (об опасности)

- Чем важен для человека орган обоняния?

Язык - орган вкуса.

Всегда он в работе,
Когда говорим.
А отдыхает,
Когда мы молчим. (язык)

- Как назвать по- научному этот орган? (орган вкуса) Эксперименты с языком, как органом вкуса, вы проводите каждый день, когда принимаете пищу.

- Что можно определить с помощью языка? (вкус пищи)

Игра "Угадай по вкусу".

- А сейчас самая "вкусная" игра. Определи на вкус, что это за фрукт. (Пробуя кусочек фрукта с завязанными глазами, дети описывают словами его вкусовые качества и называют).

- Для чего служит язык, как орган чувств? (для определения вкуса пищи)

Итог урока.

Кроссворд.

  1. Какой орган определяет, что трава зелёная, а шар круглый? (глаза или орган зрения)
  2. Какой орган узнаёт, что снег холодный? (кожа или орган осязания)
  3. Какой орган определяет, что лает собака? (уши или орган слуха)
  4. Какой орган сразу чувствует, что в котлеты положен чеснок? (нос или орган обоняния)
  5. Какой орган определяет, что торт был вкусный? (язык или орган вкуса)

- Зачем человеку нужны органы чувств? (Они позволяют нам воспринимать окружающий мир, наслаждаться его красотой).