Ход урока
Вступление. Приветствие гостей.
- Объясните смысл русской пословицы.
Береги одежду снову, а честь смолоду.
- Здоровье тоже нужно учиться беречь. В этом нам помогают уроки окружающего мира в школе. Что нужно знать, изучать, чтобы грамотно заботиться о своём здоровье и помогать в этом своим близким? (как устроен организм человека)
- Молодцы, к уроку готовы все. Значит точно сумеете определить тему сегодняшнего урока, то, о чём мы будем сегодня говорить.
Есть пять помощников на службе у тебя,
Не замечая, их используешь шутя:
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать,
Язык во рту, чтоб вкус понять,
А носик - запах различать,
Руки - чтоб ласкать, трудиться,
Воды из кружечки напиться.
И ни к чему твоя тревога,
Они всегда тебе помогут.
- О чём говорится в этом стихотворении? Назовите одним словосочетанием.(органы чувств)
- Хотите познакомиться с ними поближе? Этим мы и будем заниматься сегодня на уроке.
- Прочитайте вопрос на доске.
Зачем человеку нужны органы чувств?
- Ответим мы на этот вопрос в конце урока.
Глаза - орган зрения.
- Отгадайте загадку.
Брат с братом через дорожку живут,
А друг друга не видят. (глаза)
-Как назвать по-научному? (орган зрения)
Задание 1.
- Возьмите зеркальце и рассмотрите свой глаз. Какой он формы? (круглой)
- За то, что глаз круглый и плотный его назвали "глазным яблоком".
- Что ещё вы видите? (В глазном яблоке есть белая оболочка. А середина глаза не белая, а окрашенная - это радужка.)
- Какого цвета радужка у Люды? У Васи?
- Правильно, глаза бывают разного цвета. Какого?
- Теперь внимательно приглядитесь к глазу. Что ещё вы видите? (зрачок)
- Через зрачок в глаз попадает свет. Лучи света раздражают нервы, по нерву сигнал попадает в мозг, и человек не просто видит, но и понимает, что он видит. Приходилось ли кому-нибудь из вас что-то видеть и не понять, что видел?
Оказывается, такое может быть: глаз видит, а мозг не понимает, что видит глаз. Так что глаз и мозг работают дружно, помогая друг другу.
Задание 2.
- Сейчас проверим, как дружно умеют работать ваши глаза и мозг. Что я вам показываю? (фото)
- Значит, что умеют делать ваши глаза? (видеть)
- Как называется эта фигура? (круг) А эта? (квадрат)
- Значит, что умеют определять ваши глаза? (форму)
- Какого цвета круг, квадрат?
- Так, что ещё умеют определять глаза? (цвет)
- Скажите, какая фигура находится дальше от вас, какая ближе?
- Значит, глаза умеют определять:(расстояние до предмета).
- Что крупнее, яблоко или апельсин?
- Так, что ещё могут определять глаза? (размер)
- Подведём итог: что могут видеть (определять) глаза? Цвет, форму предмета, расстояние, размер.
Задание 3.
- Вернёмся к нашим зеркалам. Чем защищены глаза? (подвижными веками - верхним и нижним, ресницами, бровями)
Веки и ресницы защищают глаза от сильного ветра и пыли. Брови мешают капелькам пота, выступающим на лбу, стекать в глаза.
-" Глаза, словно окна в мир". Почему так говорят?
- Какие правила мы должны выполнять, чтобы наши глаза были всегда здоровы?
Зарядка для глаз.
1. "Движение глазами за полётом бабочки".
К нам в класс залетела бабочка. Она слева от вас, справа от вас, вверху, внизу. Выполняем медленно, с максимальной амплитудой. Голова не поворачивается, движутся только глаза. Закрыть глаза, расслабиться. Повторяется 3 раза.
2."Моргание".
Быстро сжимать и разжимать веки (моргать) в течение 15-20 секунд. После этого закрыть глаза, расслабиться.
Уши - орган слуха.
Один говорит,
Двое глядят,
А они слушают. (Уши)
- Как назвать по-научному? (орган слуха)
- На что по форме похожи наши уши? (на морские раковины) Поэтому внешняя часть уха называется ушной раковиной. Подобная форма ушей позволяет нам лучше слышать. Ушная раковина - это всего лишь внешняя часть нашего уха. А ещё у нас есть внутреннее ухо и среднее ухо. Наружняя часть ловит звук и передаёт его в среднее ухо. Там находится тонкая плёночка - барабанная перепонка. Звук ударяется об барабанную перепонку и передаётся во внутреннее ухо. Во внутреннем ухе находится слуховой нерв, который передаёт сигнал в головной мозг. После этого звуки приобретают для нас смысловое значение. Мы их различаем, понимаем.
Задание 1.
- Проверим, хороший ли у вас слух. Я буду произносить слова, а вы будете их повторять. (произносятся отдельные слова сначала обычным голосом, а потом всё тише и тише: ресницы, голос, зрение, слух, брови, кожа, запах, вкус)
- Когда лучше слышно?
-Что вы делали, чтобы услышать тихий голос? (прислушивались)
- Что же умеют наши уши? (слышать звуки)
- А теперь послушаем тишину. Кто больше услышит в ней звуков? Какие звуки вы услышали? (Человек слышит все те звуки, которыми наполнен наш мир.)
Игра "Узнай по голосу".
- Завяжем Нине глаза. Тот, на кого я укажу, позовёт её по имени. Нина должна определить, кто её позвал.
Расслабляющая физминутка "Звуки природы".
- А теперь расслабьтесь, закройте глаза и внимательно послушайте. Что вы представили? Какие звуки вы услышали?
- Что же умеют наши уши? (слышать и различать звуки)
- Нужно ли беречь орган слуха? Как?
Кожа - орган осязания.
Зимой бывает вся в мурашках,
А летом загаром бронзовым покрыта. (кожа)
- Как назвать по-научному? (орган осязания)
Задание 1. (рассматривание кожи)
- Какого цвета наша кожа?
- Погладьте себя по руке. Какая кожа на ощупь? (ровная, гладкая)
- Рассмотрите кожу через лупу. Что вы видите? (На коже есть мелкая сеточка, бугорки, волоски, складочки, впадинки)
- Как вы думаете, зачем человеку кожа? Какая от неё польза?
Задание 2.
- Что можно "увидеть" с помощью кожи? Кожа может нам о многом рассказать.
Игра "Волшебный мешочек".
- Определите на ощупь предмет и назовите его. (В мешочек из ткани помещаются различные предметы: кубик, чашка, карандаш, яблоко).
- Что "рассказали" тебе твои пальчики? Какой это предмет на ощупь? Как ты думаешь, что это? (Предметы достаются поочереди, по мере узнавания.)
- Что ещё можно узнать с помощью кожи? Проведём эксперимент. (Учащийся с завязанными глазами прикасается к банкам с тёплой и холодной водой).
- Что мы можем ощущать с помощью кожи? (тепло, холод)
- Вот видите, ребята, какой непростой и важный орган - кожа. Подведём итог: для чего нужна человеку кожа?
(Она защищает организм, ощущает прикосновения, тепло, холод, боль).
- Как нужно заботиться о коже?
- Что нужно делать, чтобы не только кожа была здорова, но и весь организм? (зарядку)
Физкультминутка.
У нас славная осанка,
Мы свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята,
А вот если надоест,
То пойдём все косолапо,
Как медведи ходят в лес.
Нос- орган обоняния.
Между двух светил
Я в середине один. (нос)
-Как назвать этот орган по-научному? (орган обоняния)
- Что значит "обонять"? (чувствовать запах)
- Проведём эксперимент. Определите предмет по запаху. (Учащийся с завязанными глазами определяет запахи: апельсин, лук, чеснок, кофе, кусочек хлеба, ветка ели).
- Какой орган помогает нам различать запахи? (орган обоняния)
( Пахучие вещества вместе с вдыхаемым воздухом попадают в носовую полость. В верхней части носовой полости находятся чувствительные окончания обонятельных нервов. Пахучие вещества раздражают эти окончания, сигнал передаётся в головной мозг и человек чувствует запахи.)
- О чём нас могут предупредить запахи? (об опасности)
- Чем важен для человека орган обоняния?
Язык - орган вкуса.
Всегда он в работе,
Когда говорим.
А отдыхает,
Когда мы молчим. (язык)
- Как назвать по- научному этот орган? (орган вкуса) Эксперименты с языком, как органом вкуса, вы проводите каждый день, когда принимаете пищу.
- Что можно определить с помощью языка? (вкус пищи)
Игра "Угадай по вкусу".
- А сейчас самая "вкусная" игра. Определи на вкус, что это за фрукт. (Пробуя кусочек фрукта с завязанными глазами, дети описывают словами его вкусовые качества и называют).
- Для чего служит язык, как орган чувств? (для определения вкуса пищи)
Итог урока.
Кроссворд.
- Какой орган определяет, что трава зелёная, а шар круглый? (глаза или орган зрения)
- Какой орган узнаёт, что снег холодный? (кожа или орган осязания)
- Какой орган определяет, что лает собака? (уши или орган слуха)
- Какой орган сразу чувствует, что в котлеты положен чеснок? (нос или орган обоняния)
- Какой орган определяет, что торт был вкусный? (язык или орган вкуса)
- Зачем человеку нужны органы чувств? (Они позволяют нам воспринимать окружающий мир, наслаждаться его красотой).