Материалы для подготовки к ЕГЭ по математике в сельской школе

Разделы: Математика


В клятве тестируемого отражены основные "ухабы", на которых могут споткнуться наши выпускники. Клятву ученики пишут сами, лучше, если не сразу всю, а по мере появления собственных ошибок. И примеров, прежде чем записать какой-то пункт клятвы, нужно привести больше. Конечно, идеальный вариант - составление индивидуальной клятвы каждым учеником с учетом своих ошибок, тогда некоторые пункты, если ошибок в этом пункте у ученика никогда не было, а, значит, и не будет, можно выкинуть, зато ученик добавит какие - то другие пункты, не учтенные мною. Но это в идеале:

Это сырой черновой вариант клятвы. Третий год у меня нет выпускников, поэтому клятва ждёт пополнения, какой-то переделки. Буду благодарна коллегам за замечания, дополнения. При этом прошу учесть, что клятва составлена для всех выпускников, поэтому есть "перебор", например во втором задании

а)3 - x

  1. условие лишнее, но не все ученики

об этом догадаются, а вот ОДЗ корня знают все и, скорее всего, это условие механически напишут.

Клятва тестируемого:

Клянусь:

1. При решении иррациональных уравнений обязательно буду делать проверку корней, если обе части уравнения возводились в квадрат.

Пример: =3 x x1=1 x2 img1.gif (64 bytes)6 (посторонний)

2. При решении иррациональных неравенств буду рассматривать 2 случая:

а)3 - x б)

1)

2)

3 - x 0 Нет решения

Ответ: Ответ:

3) Учту ОДЗ при решении уравнений и неравенств.

Функция y= Y= Y= Y= tg x Y= ctg x
ОДЗ X x>0 a>0 a1 x?0 X + X

4) Не потеряю корни, особенно единичные точки, стоящие отдельно от промежутка.

Пример: Ответ: U (-1; 1) U

5) Не забуду применить теорему Виета, если нужно найти сумму или произведение корней и D >0, но не извлекается.

6)В разложении квадратного трехчлена не забуду перед скобками поставить значение а.

-2x2 + 7x - 6 = -2 (x - 1,5) (x - 2)

-x2 + x + 30 = -1 (x + 5) (x - 6)

Этот множитель умножается только на одну из скобок.

7) Не сделаю ошибок, пользуясь методом интервалов:

0

Поставлю петельку x = -5

Не буду ставить петельку x = 8, так как (x - 8) -три. Не буду сокращать

(x - 8), иначе могу засчитать x = 8 корнем, что неверно.

-x2 + x - 1 = 0 D<0 Значит, всегда -x2 + x - 1 < 0 и эту скобку можно заменить на (-1). Ответ: {-5} U

8) Не выкину знаменатель, решая неравенство!

Квадратичное неравенство буду решать построением параболы или методом интервалов.

9) Не забуду поменять знак неравенства, если основание логарифма меньше 1, или основание степени меньше 1.

10) C легкостью определю знак логарифма:

>0 <0 >0 <0

11) Квадрат корень бьёт, но модуль!!!

=3 = =3 ()? = 3 =3 -

Эти проблемы - только для чётных показателей корня!

12) При возведении корня третьей степени в шестую степень можно потерять минус, но я не потеряю!

Пример: = = так как

= - <0

13) И так далее:

Сельские школьники не всегда имеют возможность купить необходимую литературу, поэтому я применяю в своей работе самодельные справочники, которые изготавливают сами ученики. Польза для учеников огромная! Большинство учащихся творчески подходят к оформлению справочника (пишут формулы, используя фломастеры и цветную пасту, выделяя по-своему плохо запоминающиеся формулы). Особенно полезен такой справочник для учеников, у которых зрительная память доминирует.

Справочник изготовлен из половины тетради в клеточку и всегда под рукой.

На первой странице - оглавление:

  1. Числа
  2. Тождества сокращенного умножения
  3. Степени
  4. Корни
  5. Иррациональные уравнения и неравенства
  6. Область определения
  7. Множество значений
  8. Логарифмы
  9. Показательные неравенства
  10. Логарифмические неравенства
  11. Квадратное уравнение
  12. Квадратное неравенство. Теорема Виета
  13. Арифметическая прогрессия
  14. Геометрическая прогрессия
  15. Производная
  16. Уравнение касательной. Наименьшее и наибольшее значения функции
  17. Четность, периодичность
  18. Некоторые значения тригонометрических функций
  19. Формулы приведения
  20. Тригонометрические уравнения
  21. Основные формулы тригонометрии
  22. Формулы сложения
  23. Формулы двойного аргумента
  24. Тригонометрия

Дорога на экзамен занимает у моих выпускников больше часа. Хоть и говорят, что "перед смертью не надышишься", но терять последние минуты перед экзаменом не стоит. Я написала на формате А4 фломастером формулы, раздаю их ученикам на 5-7 минут, потом листы с формулами передвигаются по кругу, пока все листочки с формулами не просмотрят все выпускники, затем все повторяют клятву тестируемого и спокойные, уверенные в себе ребята идут на экзамен.