Цели и задачи:
- углубить знания Конституции РФ;
- способствовать формированию правовой культуры и гражданской ответственности;
- воспитывать чувство ответственности за свои поступки, уважение к закону;
- формировать и развивать навыки работы в коллективе;
- развивать навыки творческого мышления.
Педагогическая технология - деятельностный подход к изучению права.
Оборудование:
- Выставка кодексов законов.
- Карточки с юридическими ситуациями, номерами порядка выступления.
- Выставка конкурсных газет-раскладушек.
- Столы по количеству команд и бумага для марафона.
- Зал оформляется названием мероприятия и высказываниями великих правоведов.
План мероприятия.
1. Вступительное слово учителя, актуализация мероприятия.
2. Доклад ученика "Интересные страницы из истории права" (6-8 мин.)
I тур игры.
А) Жюри команды сдают выполненные домашние задания (кроссворды, целью которых была работа с соответствующей справочной литературой).
Б) Представление команд (название, девиз, капитан, знаки отличия)
В) Разминка "Объясни!"
Жюри подводит промежуточные итоги по 1-3 заданиям.
II тур.
А) Конкурс "Наша Конституция. Управление государством".
Б) Интеллектуальный марафон.
В) Конкурс капитанов "Сумей сказать "НЕТ!".
Работа с зрителями-болельщиками "Знаешь ли ты свой паспорт?"
Жюри подводит промежуточные итоги по 4-7 заданиям.
III тур.
А) Конкурс "Юридическая консультация"
Жюри подводит итоги игры, награждение победителей.
Подведение итогов конкурса газет, награждение победителей.
Подготовка к мероприятию для 9-11-х классов начинается за 2-3 недели. Учитель обществознания знакомит учащихся с условиями игры, дает домашние задания командам.
Одновременно объявляется конкурс газет-раскладушек под общим названием "Жизнь прекрасна:". Цель - противопоставить правонарушениям, наркомании, алкоголизму позитив. Содержание газет - ученические эссе о ценностях нашей жизни- увлечениях, семье, любви, спорте и т.д.
Мероприятие рассчитано на 80-90 минут.
В мероприятии участвуют по одной команде из 5-6 человек из каждого класса (9-11-е кл.) и болельщики из каждого класса.
После актуализации мероприятия учителем и доклада ученика начинается первый тур игры.
1. Представление жюри.
2. Капитаны команд сдают жюри домашние задания.
3. Презентация команд
4. Разминка "Объясни!", где команды должны показать умение правильно объяснить содержание юридических понятий: потребитель, вердикт, преступление, рецидив, отягчающие обстоятельства, дееспособность, санкция, презумпция невиновности, деликтоспособность.
Для того, чтобы дать жюри время для подведения итогов первого тура, слово дается участнику художественной самодеятельности для чтения стихотворения ученика 9 класса А.Р.Корнеева "Флаг России". Приложение 1.
После объявления промежуточных результатов начинается второй тур игры.
1. Конкурс "Наша Конституция. Управление государством". Капитаны вытягивают билет и команда за 1 минуту готовит выступление одного из членов команды по теме.
Предложенные для выступления команд темы:
- Основы конституционного строя РФ.
- Формирование, полномочия и функции Совета Федерации.
- Формирование, состав, функции и полномочия Государственной Думы РФ.
- Формирование, состав, полномочия и функции Правительства РФ.
- Президент РФ, функции и полномочия.
- Судебная власть в РФ.
- Прокуратура.
2. Интеллектуальный марафон. Условия: ведущая читает вопрос, команда за 30 секунд пишет ответ на бумаге и относит жюри. Последовательно предлагается 10 вопросов:
- Кто из граждан РФ не обладает избирательным правом? (моложе 18 лет, признанный недееспособным по решению суда, находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда).
- С какого возраста можно стать кандидатом в депутаты Госдумы? (с 21 года).
- Закончите следующее определение: "Общественно-опасное правонарушение, предусмотренное уголовным правом, называется:" (преступлением).
- Является ли выговор одним из видов уголовного наказания? (Нет. Строгий выговор - административное наказание за дисциплинарный проступок.)
- Какая из 3-х ветвей власти подчиняется законам? (все три!)
- Что означает понятие "свобода совести"?
- Максимальный срок лишение свободы несовершеннолетних? ( 10 лет)
- Когда отмечается День прав человека? (10 декабря)
- Назовите первый письменный источник права, дошедший до нас. (Законы царя Хаммурапи).
- Как называется исламское право? (Шариат).
3. Конкурс капитанов "Сумей сказать НЕТ!"
Капитанам предлагаются ситуации, из которых они должны найти выход.
Ситуации:
- Ты пришел в школу с новой прической. Одноклассникам она не понравилась и тебе предлагают постричься на лысо.
- Твой класс решил прогулять урок литературы. Ты уважаешь учителя, но и не хочешь подводить товарищей. Попробуй сказать "нет" одноклассникам.
- Ты заходишь в магазин самообслуживания с другом. Он предлагает тебе украсть шоколадку. Он убеждает, что никто не заметит. Как ты откажешь другу?
- Во дворе твои приятели (приятельницы) курят. Тебе тоже предлагают, настаивают. Ты не хочешь курить. Как ты откажешься?
- Во время дискотеки одноклассники решили выпить пиво. Ты не хочешь пить, как откажешься?
- Сосед, с которым тебе хочется общаться, предлагает попробовать наркотик "за компанию".
- У тебя просят дать списать домашнее задание по истории. Ты над ним сидел весь вечер. Тебе обидно, что кто-то получит хорошую оценку без труда, а твой труд не будет оценен. Попробуй сказать "нет!"
4. Работа с зрителями "Знаешь ли ты свой паспорт". Выигранные баллы дают команде, за которую болеют. Один ответ - один балл.
- Сколько страниц в паспорте? (19)
- С какого возраста паспорт действует бессрочно? (с 45 лет)
- Что написано на первой странице паспорта? (паспорт гражданина Российской Федерации).
- На какой странице ставится личная подпись владельца паспорта? (на с.2)
- Какая информация о владельце паспорта находится на странице рядом с фото? (Ф.И.О.,пол, дата рождения, место рождения).
- Какие сведения о владельце паспорта еще имеется в паспорте? (воинская обязанность, семейное положение дети, сведения о ранее выданном паспорте).
- Что должен предпринять гражданин, потерявший паспорт?
- Сколько цифр в номере паспорта? (10)
- В каких 2-х случаях паспорт могут вам заменить? (при утрате паспорта и при смене фамилии)
- В каких жизненных ситуациях паспорт необходим? (при устройстве на работу, при покупке билета на поезд и самолет, денег в сберкассе, подаче заявления в загс).
Перед подведением итогов по второму туру учащиеся читают стихи А.Р.Корнеева "Герб России" и "Гимн России" (Приложение 2.)
Жюри подводит итоги второго тура.
III-тур. Конкурс "Юридическая консультации". Команды получают карточки с описанием юридических ситуаций. Они должны объяснить ситуацию, определить, к какой отрасли права относится и при ответе ссылаться на статьи соответствующих кодексов законов (кодексы законов на отдельном столе).
Ситуация 1
В 1995 году гражданка С. Приватизировала свою квартиру. В 1996 году она вступила с гражданином Б. в законный брак. В 1997 г. супруги решили расторгнуть брак. Кто имеет право собственности на эту квартиру после расторжения брака?
Ситуация 2
Безработные С. и К. выпили в подъезде дома по бутылке вина. Затем оба вышли на улицу, ругались, кричали и приставали к прохожим. Какие правонарушения они совершили? Нормы какой отрасли права были нарушены?
Ситуация 3
В каких случаях применяется административный арест: за мелкое хулиганство; за кражу имущества; за злостное неповиновение милиционеру?
Ситуация 4
Двенадцатилетний Сергей находился дома один. Раздался звонок, и мальчик, ожидавший приход друга, открыл дверь.
Приход друга, открыл дверь. На пороге стояли женщина и мужчина, которые попросили разрешения позвонить по телефону. Сергей проводил их на кухню. Там его сильно ударили по голове и завязали глаза и рот. Незваные гости быстро собрали деньги, ценные вещи и направились к выходу. В дверях они столкнулись с другом Сергея, который держал на поводке собаку. Овчарка схватила мужчину за руку, прокусив ему сухожилие и вену. На шум отозвались соседи. Правонарушители были задержаны. На суде они подали встречный иск в связи с причинением мужчине тяжких телесных повреждений. Какие преступления были совершены в данной ситуации? Будет ли удовлетворен встречный иск обвиняемого?
Ситуация 5
12 летний Олег хвастается перед другом: " Мне всего 12 лет, а я уже зарабатываю и имею карманные деньги. И друг мой Леша предпринимательской деятельностью занимается, немалый доход имеет. Только не ленись!" Имеет ли право 12-летний Олег и 17-летний Алексей заниматься предпринимательской деятельностью?
Ситуация 6
Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в милиции. Будут ли ребята наказаны?
Ситуация 7
Три ученика школы решили украсть магнитофон, но их увидели и отвели в милицию. По дороге они стараются доказать, что им всего 13 лет и поэтому все равно им ничего не будет. Как вы расцениваете ситуацию? Какие последствия могут быть?
Слово жюри для подведения итогов игры. Награждение победителей.
Слово экспертной группе для подведения итогов конкурса газет. Награждение победителей.
Заключительное слово учителя.