Цели урока:
- Знакомство с алгоритмической структурой “ветвление”;
- Обучение приемам построения алгоритмов с “ветвлением” и их программированию на языке Visual Basic.
- Закрепление умений и навыков с помощью теста и практических работ.
Задачи урока:
- образовательная – знакомство учащихся с базовыми алгоритмическими структурами;
- развивающие – формирование у учащихся приемов логического и алгоритмического мышления; развитие познавательного интереса к предмету; развитие умения планировать свою деятельность; развитие памяти;
- воспитательные – развитие умения связывать изучение нового материала с уже известными фактами; воспитание самостоятельности, критичности и ответственности за выполняемую работу.
Тип урока: изучение нового материала и его закрепление.
Основные организационные формы обучения на уроке:
- фронтальная работа с классом;
- групповая работа;
- индивидуальная работа за компьютером;
- дифференцированная форма работы.
Средства обучения:
- Учебники: Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. /Под ред. Н.Д. Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
- Технические и программные средства: Персональные компьютеры; проектор; презентация по теме урока (Приложение 1); тест (Приложение 2); программная среда Visual Basic.
- Раздаточный материал: Практические работы для учащихся (Приложение 3).
План урока.
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний.
- Изучение нового материала.
- Применение полученных знаний.
- Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент. (слайд 1)
Приветствие, проверка присутствующих. Объявление темы и целей урока. (слайд 2)
2. Актуализация опорных знаний. (слайд 3)
На прошлых уроках мы познакомились с понятием алгоритма и основами алгоритмизации.
- Для начала вспомним, что такое алгоритм?
- Какими свойствами обладает алгоритм?
- Какие способы задания алгоритмов Вы знаете?
- Дайте определение линейному алгоритму?
3. Изучение нового материала.
Постановка проблемной задачи: (слайд 4)
“Из ряда чисел 15, 16, 17, 18 выпишите значения x, при которых верно неравенство x + 24 > 40”.
Выяснить с учащимися, что при x = 15 и x = 16 неравенство x + 24 > 40 верным не будет. Если же x = 17 или x = 18 неравенство x + 24 > 40 будет верным.
Вывод: В отличие от линейных алгоритмов, в которых команды выполняются последовательно одна за другой, в алгоритмическую структуру “ветвление” входит условие (этот вывод учащиеся делают вывод самостоятельно).
В алгоритмической структуре “ветвление” в зависимости от истинности или ложности условия выполняется одна или другая серия команд. (слайд 5)
В качестве условия может быть использовано любое логическое выражение со знаком > (больше), < (меньше), = (равно), > = (больше либо равно), < = (меньше либо равно).
Алгоритмическая структура “ветвление” может быть наглядно представлена с помощью блок-схемы. В языке программирования Visual Basic ветвление кодируется с использованием оператора условного перехода If … Then … Else … End If (Если…. То… Иначе … Конец Если). (слайд 6)
В случае отсутствия серии команд, которую необходимо выполнить при ложности условия, используется сокращенная форма алгоритмической структуры “ветвление” - неполное “ветвление”. (слайд 7)
Пример 1. (слайд 8)
“Из ряда чисел 15, 16, 17, 18 выпишите значения x, при которых верно неравенство x + 24 > 40”.
If x + 24 > 40 Then
MsgBox “Выписать x”
End If
Пример 2. (слайд 9)
Дано число x. Определите, является ли число x положительным? (с помощью блок-схемы)
Пример 3. (слайд 10)
Дано число x. Определите, является ли число x положительным? (на языке программирования)
Пример 4. (слайд 11)
В качестве условия можно использовать переменную или арифметическое выражение. Если его результат будет равен 0, то это расценивается как “ложь”, остальные значения – “истина”.
If a Then
MsgBox “Не равно 0”
Else
MsgBox “Равно 0”
End If
4. Применение полученных знаний. (слайд 12)
Прежде чем перейти к закреплению полученных знаний, необходимо провести физкультминутку.
Любопытная Варвара
Смотрит влево…Смотрит вправо.
А потом опять вперед. Тут немного отдохнет
Шея не напряжена и расслаблена…А Варвара смотрит вверх! Выше всех, все дальше вверх!
Возвращается обратно. Расслабление приятно!
Шея не напряжена и расслаблена!А теперь посмотрим вниз. Мышцы шеи напряглись.
Возвращаемся обратно. Расслабление приятно.
Шея не напряжена и расслаблена!
Пример 5. (слайд 14)
Какое значение переменной S будет напечатано после выполнения фрагмента программы на языке Visual Basic?
A = 2
B = 3
If A>B Then S=A*B Else S=A+B
Print S
Пример 6. (слайд 15)
Фрагмент алгоритма изображен в виде блок-схемы. Определите, какое значение переменной S будет напечатано в результате выполнения алгоритма?
A = 2
B = 3
If A>B Then S=A*B Else S=A+B
Print S
Пример 7. (слайд 16)
Как на языке VB записать следующее условие:
Практическая работа 1. (слайд17) (Приложение 3)
Задание: Разработать проект, который использует алгоритмическую структуру “ветвление” для контроля знаний.
Проверочная работа 1. (слайд 18) (Приложение 2)
Проверочная работа проводится в виде теста по данной теме и материала прошлого урока. Тест находится в папке “Мои документы”.
Ученикам предлагается самим выставит себе оценки в зависимости от правильности выполнения задания (нормы оценок за тест демонстрируются на слайде).
Перед выполнением второй практической работы целесообразно провести мини- игру “Поделись улыбкою своей!” для снятия напряжения. (слайд 19)
Практическая работа 2. (слайд 20)
Задание: Разработайте программу "Угадай-ка", которая будет загадывать число, а пользователь пытаться его угадать.
Дополнительное задание: (для сильных учеников).
Доработайте программу так, чтобы она в Text2.Text сообщала "Больше", "Меньше" либо "Горячо", если разница между числами меньше 10, и холодно, если 10 и более.
5. Подведение итогов урока. Домашнее задание. (слайд 21)
Учитель задает вопросы, подводящие учеников к формулировке выводов о цели урока и выполнении ими задач урока. Ученики отвечают на вопросы. Они должны самостоятельно прийти к выводу о соответствии целей и результатов урока. Выставление оценок.
Домашнее задание. (слайд 22)
§ 2.6.2 стр. 88 – 92 (Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.)
Задания 2.17 и 2.18.
Вопросы 1 и 2.
Дополнительное задание (для сильных учеников):
Написать программу к следующей задаче: “Даны три числа. Определить наибольшее”.
Список используемой литературы:
- Волченков Н.Г. Программирование на Visual Basic 6.0 – M.: Горячая линия – Телеком, 2001.
- Сафронов И. Visual Basic в примерах и задачах. – СПб.: БХВ - Петербург, 2007.
- Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
- Угринович Н., Босова Л., Михайлова Н. Практикум по информатике и информационным технологиям. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2006.
Интернет-ресурсы:
- http://www.fio.by/vypusk/Potok_72/group_2/user_4/Pages/L_ZAR.htm
- http://www.rusedu.info/VB_Cod.html
- iit.metodist.ru
- www.vbnet.ru