Урок литературного чтения (2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Задачи:

  • Совершенствование у детей навыка чтения: сознательности, правильности, беглости, выразительности;
  • Расширение литературного кругозора; обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту;
  • Обучение прогнозированию содержания текста на основе заглавия, иллюстрации;
  • Формирование умения формулировать основную мысль текста путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;
  • Осмысливать заглавие произведения;
  • Оценивать поступки героя с опорой на текст и личный опыт;
  • Находить произведение по оглавлению;
  • Сопоставлять произведение с рядом заданных произведений;
  • Передавать эмоциональный тон речи персонажа;
  • Развивать у учащихся способность использовать в речи средства интонационной выразительности;
  • Эмоционально откликаться на прочитанное;
  • Развивать у учащихся мышление, внимание, грамотную речь.
  • Воспитывать через содержание произведения уважение к старшим и товарищам.

Тип урока: комбинированный.

ФОПД: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

МО: репродуктивный, практический, частично-поисковый.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Жужжащее чтение с заданием.
  3. Проверка домашнего задания.
  4. Повторение пройденного.
  5. Речевая разминка.
  6. Работа с учебником.
  7. Физкультминутка.
  8. Первичное чтение.
  9. Повторное чтение вслух.
  10. Физкультминутка.
  11. Анализ произведения.
  12. Подготовка к выразительному чтению.
  13. Выразительное чтение учащимися.
  14. Итог урока.
  15. Домашнее задание.

Оборудование: Мультимедиа проектор, карточки с текстом, коронки для инсценирования, учебник “Литературного чтения” Кубасовой Ч.1 2 класс.

Ход урока

Организационный момент.

Жужжащее чтение с заданием.

КАРТОЧКА
Муравей и голубка.

Муравей спустился к ручью. Он захотел напиться, но упал в воду. Это увидела голубка. Она несла ветку. Эту ветку она бросила муравью. Муравей вылез на ветку и спасся.

Охотник расставил сеть на голубку. Он уже хотел захлопнуть сеть. Это увидел муравей. Он укусил охотника. Охотник выронил сеть. Голубка улетела.

(По Л.Н.Толстому)

Что главное?

1. Муравей чуть не утонул.
2. Надо помогать друг другу.
3. Охотник хотел поймать голубку

- О ком прочитали?
- Найдите слова, значение которых вам непонятно. Кто такая голубка?
- Найдите что главное в тексте. Поставьте “+” или “-”.

Проверка домашнего задания.

- Что было задано на дом?

Инсценирование рассказа Ю.Ермолаева “Угодили”.

Повторение пройденного.

- Как называется раздел, который мы читаем? (Читаем быстро)
- Чему учит этот раздел? (Говорить чётко и быстро, читать быстро)
- Для чего мы учимся говорить и читать чётко и быстро? (Чтобы нас приятно было слушать, когда быстро читаешь, тогда можно прочитать больше книг и узнать что – то новое)
- Что придумали люди, чтобы научиться говорить быстро и чётко? (Скороговорки)

Верно, умение отчётливо выговаривать звуки и их сочетания достигается в процессе работы над скороговорками.

Повторение уже знакомых скороговорок.

Разучивание новой скороговорки (показ на интерактивной доске). “Приложение”

Речевая разминка.

Есть скороговорки, которые учат управлять своим дыханием.

Садимся прямо, вдыхаем, набираем побольше воздуха и говорим до тех пор, пока хватает воздуха (работа в парах, кто дольше).

Как на горке, на пригорке
Стоят 33 Егорки (глубокий вдох)
Раз Егорка, два Егорка…(и т.д. до полного выдоха).

Задуйте свечу.

Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку.

Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.

Представьте, что перед вами именинный пирог. На нём много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

Работа с учебником.

Откройте учебник стр. 102

Задание №1. Читай внимательно.

Старуха – старушка

- Чем отличаются эти слова?
- Чему учит это задание?

Задание №2. Читай по слогам, затем – целыми словами.

ПО-СКОЛЬЗ-НУ-ЛАСЬ —> ПОСКОЛЬЗНУЛАСЬ

Задание №3. Закончи предложение.

Старушка поскользнулась и …

- Прочитайте, кто автор произведения, которое мы сегодня будем читать? (В.Осеева)
- В этом году мы уже читали произведения В.Осеевой. Какие? Кто помнит?
- Если забыли, где можно посмотреть? (В оглавлении: “Сторож”, “Кто наказал его?”, “Плохо”)
- Какие поступки описываются в этих произведения хорошие или плохие?

Физкультминутка.

1 хлопок –плохо, 2 хлопка – хорошо.

- Поздороваться при встрече.
- Толкнуть, не извиниться…
- Полить цветы в классе.
- Обмануть товарища.
- Поднять упавшую у друга вещь.
- Растолкать в столовой детей, чтобы получить завтрак первым.

Молодцы! Вы правильно отличили добрые поступки от плохих.

Задание №4. Прочитай три раза, каждый раз всё быстрее.

По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

Прочитав начало рассказа (задание №4), посмотрите на рисунок, прочитайте название произведения. “Приложение”

- Подумайте, что произойдёт дальше.
- Прочитайте рассказ и подумайте, хороший поступок описан или плохой?
- Понравилось ли произведение?
- Какой поступок описан хороший или плохой?

Повторное чтение вслух.

- Как проверить понял ли товарищ содержание произведения? (задать вопросы)
- Подумайте и задайте вопросы по произведению.
- Как можно охарактеризовать мальчика?
- Что можете сказать про девочку?
- Какого человека мы можем назвать вежливым?

Физкультминутка.

- Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого (спасибо)

Зазеленеет старый пень,
Когда услышит (добрый день)

Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь (здравствуйте)

Когда ругают нас за шалости,
Говорим (прости, пожалуйста)

И во Франции, и в Дании
На прощанье скажут (до свидания)

Определение главной мысли текста.

- О чём хотел сказать автор в произведении? Чему хотел научить нас?

Какую из пословиц вы бы выбрали к данному рассказу? “Приложение”

Всякий человек в деле познаётся.
Землю красит солнце, а человека – труд.
Кто скоро помог, тот дважды помог.
Жизнь дана на добрые дела.
На добрый привет – добрый ответ.

Подготовка к выразительному чтению.

- Сколько нам понадобится актёров для радиоспектакля?
- Обозначьте роли: девочка – Д., мальчик – М., автор – А.

Чтобы прочитать выразительно, необходимо решить, что должны понять слушатели из нашего чтения.

- Какое слово нам поможет правильно прочитать слова девочки? (удивилась)
- Значит, что должны понять слушатели? (что девочка удивлена, она не понимает, почему мальчик помог старушке).

Найдите побудительное предложение в тексте. Кто его произносит? Какое оно по интонации?

“Бросился на помощь” Почему автор использует это слово? Можно сказать, пошёл на помощь. Почему бросился?

Подготовьтесь читать выразительно по ролям.

Выразительное чтение учащимися.

Итог

- Почему рассказ назван “Просто старушка”?
- Представьте, что вы оказались на месте героя, что это случилось с вами, как бы вы повели себя?

Домашнее задание. С. 103 пересказ по ролям.