Урок математики во 2-м классе по теме "Квадрат"

Разделы: Математика


Цель урока: сформировать понятие о квадрате.

Задачи:

Образовательные:

1. Закрепить знания о прямоугольнике как о четырехугольнике;
2. Закрепить навыки счета изученных случаев сложения и вычитания;
3. Закрепить умение решать задачи изученных видов.

Развивающие:

1. Развивать психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память, речь, ассоциации, творческое воображение;
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук;
3. Развивать точность и координацию движений руки и глаза;
4. Развивать умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контролировать собственные действия.

Воспитательные:

1. Воспитывать умение слушать товарищей, учителя.
2. Воспитывать культуру труда;
3.Формировать положительную мотивацию учения.

Знать: основные свойства квадрата.

Уметь:

- конструировать квадрат из палочек;
- чертить квадрат по линейке;
- отличать квадрат от других геометрически фигур;
- выполнять вычисления изученных видов.

Ход урока

Приветствие.

- Здравствуйте, я рада вас видеть. Пожелаем друг другу успешной работы:

Организационный момент.

Учащиеся объединяются в пары и, глядя друг другу в глаза и, держа руки на уровне груди, соприкасаясь ладонями обеих рук друг с другом. Затем учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего партнера, начиная с больших пальцев, и говоря:

Желаю (соприкасаются большими пальцами)
Успехов (указательными)
Большого (средними)
Во всем (безымянными)
И везде (мизинцами)
Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью руки)
Удачи тебе всегда! (пальцы детей переплетаются в замок).

- В тетрадях на полях цветным карандашом заштрихуйте фигурку тем цветом, который соответствует вашему настроению.

1.Сообщение темы и цели урока.

- Ребята, что вы видите на доске? (геометрические фигуры)

- Сегодня мы будем работать с геометрическими фигурами, закрепим знания об изученных и выявим свойства одной из них.

2. Работа с геометрическим материалом.

- Назовите геометрические фигуры, которые вы видите на доске.
- Посмотрите внимательно! А теперь глазки закрыли, (учитель меняет фигуры местами).
- Что изменилось?
- Давайте, разделим все эти фигуры на группы. По каким признакам можно разделить? (по цвету, по размеру, по наличию углов).
- Почему эти фигуры называются “четырехугольниками”? (4 стороны, 4 угла, 4 вершины).
- Найдите среди данных фигур прямоугольник.

3. Закрепление знаний о прямоугольнике.

- Вспомним, почему фигура “прямоугольник” так называется? Расскажите все, что знаете о прямоугольнике. (4 стороны, 4 прямых угла, 4 вершины, противоположные стороны равны).

- К сегодняшнему уроку Ира приготовила индивидуальное задание – стихотворение.

Если все углы прямые
И всего угла четыре,
Ну, а по две стороны
Противоположны и равны,
Этот четырехугольник
Назовем прямоугольник.

4. Подготовительная работа к изучению нового материала.

- А теперь я хочу рассказать вам математическую сказку. Называется она “Родственники”.

Жила на свете важная фигура. Важность ее признавалась всеми людьми, т.к. при изготовлении многих вещей форма ее служила образцом. Кого ни встретит на своем пути, всем хвалилась: “Посмотрите, какой у меня красивый вид!” Все спрашивали:

- Как зовут тебя?
- А зовут меня просто…
- Назовите, ребята, эту фигуру. (прямоугольник)

- Ходил он по свету… (давайте вместе с прямоугольником походим, поможем ему) и стало ему одиноко. Решил прямоугольник поискать родственников (поможем ему: повернули голову, посмотрим влево, вправо, назад). Может у нас есть его родственники? Есть похожие фигуры? (Нет).

- Садитесь. Слушаем дальше.
- “Ежели встречу родственника, то сразу его узнаю”, - думал Прямоугольник, - ведь он на меня должен быть чем-то похож”.

Однажды встречает он на пути фигуру. Что-то знакомое, родное увидел он в этой фигуре.

- Ребята, а кто из вас узнал эту фигуру? Как она называется? (квадрат).
- Чем похожи они? Давайте поможем фигурам найти общие признаки.(4 вершины, 4 стороны, 4 прямых угла).

5. Изучение нового материала.

- Проверьте с помощью угольника углы квадрата. Какие они? (раздаточный материал).
- Сделайте вывод! (квадрат – это прямоугольник).
- Какие стороны у квадрата? Измерим их с помощью накладывания друг на друга.
- Сделайте вывод! (у квадрата все стороны равны).
- Назовите общие признаки прямоугольника и квадрата. (4 стороны, 4 прямых угла, 4 вершины).
- Чем отличаются фигуры? (у прямоугольника противоположные стороны равны, у квадрата – все стороны равны).
- Как вы думаете, можно назвать их родственниками?
- А какую же общую фамилию можно дать? (прямоугольники).
- Значит, квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны.

Он давно нам всем знаком
Каждый угол в нем прямой.
Все 4 стороны одинаковой длины
И прийти к вам в гости рад
Замечательный квадрат.

 

- Квадрат пришел в гости не с пустыми руками. В руках у него портфели: в одном – задания, в другом – поощрения за активную работу. Это жетоны. Из всех заработанных вами жетонов, вы составите узор для своего коврика. ( на партах белый квадрат со стороной 10 см, в конце урока жетонами в виде квадратиков дети составят узор в большом квадрате).

6. Закрепление.

- Итак, 1-ое задание квадрата:

Назовите предметы, в которых вы увидели меня – квадрат.

- Прежде, чем выполнить следующее задание, подготовим свои пальчики (пальчиковая физминутка).

Работа с палочками (на партах 7 больших палочек, 3 средних, 5 маленьких)

- У вас на партах набор палочек. Сконструируйте их них квадрат.

- Кто-то взял маленькие палочки и составил маленький квадрат, кто-то из больших палочек – большой квадрат, но никто не взял средние палочки. Почему? (Их три, а у квадрата 4 одинаковые стороны).

- Какую фигуру можно составить из 3-х палочек?
- Используя пластилин, закрепите вершины своих квадратов. Сколько вершин?
- Почему? (4 угла, 4 стороны)
- Я предлагаю вам игру “Волшебный квадрат”.Надо выполнить следующее задание:
- У вас на партах цветные квадратики. Что на них написано? (Примеры).(Примеры написаны на не цветной стороне)
- Задание: записать, решить пример и в соответствии с ответом наклеить на квадрат. (На доске 4 цветных квадрата, каждый из которых состоит из 9 разноцветных квадратиков, и один не цветной квадрат с цифрами.)

 - Записать 1-ый пример на доске и в тетради.
- Сколько получилось? Найдите квадратик с таким же ответом. Наклеить его и т.д.

 Итог:

 

- Найдите такой же квадрат, который составлен из таких же квадратиков. В нем наш квадрат спрятал для вас следующее задание:
- Реши задачу:

У Даши 20 квадратиков. У Коли 10 квадратиков. Сколько всего квадратиков у ребят?

 Проверка:

- О чем задача?
- Что надо было узнать?
- Как решили?
- Следующее задание:

Начертить квадрат со стороной 5 см.Чему равны остальные стороны? Почему?

Рефлексия.

- Возьмите цветные карандаши – заштрихуйте квадрат тем цветом, который соответствует вашему настроению.

7. Итог.

- Кому было сегодня трудно?
- Кому было легко выполнять задания?
- Какие задания вам понравились?
- Какие коврики у вас получились?
- На уроке труда мы наклеим квадратики.

8. Вывод урока.

- У вас на партах конверты с геометрическими фигурами. Найдите среди них квадрат и покажите.