Урок русского языка по теме "Различные способы обозначения мягкости согласных на письме" (1-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  • создать условия для систематизации знаний о способах обозначения мягкости согласных на письме;
  • развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания, фонематический слух, внимание, память, словесно-логическое мышление, наглядно-образное мышление, развивать умение на основе наблюдений делать выводы;
  • воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга.

Оборудование:

  • учебник С.В. Ломакович, Л.И. Тимченко,
  • карточки с опорными словами,
  • чистые листы А4 для моделирования в групповой работе,
  • конверты с заготовками для составления алгоритма, клей, маркеры (по числу групп).

1. Организационный момент.

Цель: подготовить учащихся к работе: обеспечить благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность.

Я рада видеть каждого из вас
И пусть весна пока прохладой в окна дышит,
Нам будет здесь уютно,
Ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.

2. Актуализация знаний.

Цель: обеспечить в самом начале урока высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность, развитие логических операций (задания подобраны так, чтобы дети смогли повторить ранее изученный материал).

- Какой сегодня день недели? Какое число? Месяц?
- Прочитайте строки из стихотворения.

Третий месяц у ворот –
Это к солнцу поворот.

Ю. Коринец

- О каком месяце идёт речь?
- Это зимний или весенний месяц?
- Как вы понимаете вторую строчку?

Март – первый месяц весны. В марте природа пробуждается от зимнего сна. Совершается множество чудес и открытий.

- Что происходит с природой с наступлением весны? (ответы детей)
- Я записала несколько весенних слов. Прочитайте их.

- Что можете отметить в них общего? ( звук [ л'] )
- Дайте характеристику звуку [ л'].
- Назовите звуки с такой же характеристикой. [ м н й р ]
- Только ли согласные сонорные звуки могут быть мягкими?
- Одинаковым ли способом обозначим мягкость согласного звука [ л'] в этих словах на письме? (разными)

3. Целеполагание.

Цель: подвести учащихся к формулированию темы и цели урока. На основе активной речемыслительной деятельности ученики участвуют в целеполагании. Такой подход создаёт у учащихся самоустановку на достижение цели урока, стимулирует учебную деятельность.

- Так о чём же мы сегодня на уроке будем говорить?

Сформулируйте тему урока.

Различные способы обозначения мягкости согласных на письме.

- Сформулировать цель нашего урока вам помогут опорные слова.

З.сп.

- На оценочной линеечке оцените себя, как вы знаете различные способы обозначения мягкости согласных на письме.
- Так как вы знаете способы обозначения мягкости согласных звуков на письме, то следующее задание сможете выполнить.

4. Создание ситуации успеха через актуализацию знаний на выведенных ранее моделях.

Цель: стимулировать успех учащихся к дальнейшей работе.

- Открываем тетради.
- Я записала несколько слов в транскрипции. Прочитайте и запишите только ту букву, которая обозначает мягкость согласного звука на письме.

[Н' О С], [Л' У К], [В З' А Л], [ В' ЭС], [Т' И Г Р].

Ё, Ю, Я, Е, И ——> в тетради.

- Послушайте следующие слова.

АЛЬБОМ, БАНЬКА, КУЗЬМА.

ЛЬБ, НЬК, ЗЬМ ——> в тетради.

- Прочитайте звуковую запись следующего слова

[БУКВАР'], [КОН'] , [РОЛ'].

РЬ, НЬ, ЛЬ ——> в тетради.

- Сколько способов обозначения мягкости согласных звуков мы выделили?
- Какой первый способ? Выберите соответствующую модель.
- Какой второй способ? Какая модель?
- Третий способ? Модель.
- Вернёмся к оценочной линейке.

Мы подтвердили свои знания.

5. Создание проблемной ситуации.

Словесный портрет новой учебной задачи.

(По-другому, этот этап можно назвать паузой незнания, где дети сталкиваются с вопросом или проблемой, где ранее приобретенные знания уже надо расширить.)

- Мы вспомнили все три способа. Удобно ли пользоваться нашими моделями, когда нужно очень быстро дать ответ? (Нет)
- Я предлагаю вам объединить их и составить общую модель.
- С чего мы всегда начинаем работу со словом? (С проговаривания)
- Итак, первый этап нашей модели – проговаривание слова.

Обозначим так.

1.

 - Далее какой звук надо выделить в слове? (мягкий согласный звук)
- Следовательно, второй этап можно обозначить так?

2.

- Следующие 2 этапа вам необходимо обсудить в группе, в помощь вам даётся конверт с заготовками и лист с двумя этапами. Внимательно рассмотрите заготовки, разложите, проверьте, приклейте.

- Есть ли вопросы?
- Прежде чем приступить к работе, назовите правила групповой работы.

  1. Уважай своего товарища.
  2. Умей каждого выслушать.
  3. Не согласен – предлагай!

6. Моделирование. (Работа в группах).

Цель: реализация принципа деятельности. Формирование мотивации учения и обучения, психологический комфорт в учебном коллективе, приобщение к компонентам учебной деятельности (действенное общение, умение слушать, умение стать на точку зрения другого, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели).

По мере завершения работы результат выносят на доску.

7. Защита моделей. Ценность модели в том, что это мини-правило, по которому нужно действовать на уроке и которое помогает развивать умения, работая по ней. Поэтому она должна быть простой по форме, доступной, легко читаемой и понимаемой.

Учитель организует беседу по предложенным моделям.

- Что является первым этапом нашей модели?
- Для чего мы проговариваем слово?
- После того, как мы услышали мягкий согласный звук, что необходимо определить? (позицию в слове)

Один из вариантов моделей, составленный детьми.

Где же может находиться мягкий согласный звук?

Дополняем (кроме[ч'] [щ'])

- Для работы можно оставить такую модель? Посмотрим, что предлагает нам учебник стр. 70.

8. Работа по модели (практическое применение модели).

Цель: проверить, как работает модель.

- Все ли поставленные цели мы выполнили?
- Мы обобщили известные модели, составили общую, а сейчас проверим, как же она работает.
- Я предлагаю записать одно из весенних слов. А вот какое слово вы должны догадаться. В этом слове 2 слога. Какое слово я задумала? (этих данных не хватает)
- В нём один мягкий согласный звук. КАПЛЯ
- Правильно. Как нужно действовать, чтобы записать это слово?
- Как будем рассуждать? (По алгоритму)

Дети вместе с учителем определяют по модели, как нужно обозначить мягкость согласного звука на письме.

(Дети пишут в тетрадях, а у учителя для проверки заготовлены карточки с правильным написанием слов.)

- Проверьте, правильно ли вы записали слово.

КАПЛЯ

- Следующее слово называет животного, которое обитает в наших лесах. В слове 1 слог, первый звук парный по твёрдости-мягкости звуку [Л'].
- Какое слово я задумала?
- Как запишем это слово?

ЛОСЬ

Дети рассуждают о написании слова, отталкиваясь от модели.

- Следующее слово рассыпалось. Соберите его
- Как запишем это слово?

ПАНТЮЛЬ

Дети рассуждают о написании слова, отталкиваясь от модели.

- Запишите его.

ТЮЛЬПАН

- Проверьте.
- На карточках у вас есть замечательные слова.

Прочитайте их про себя.

Друзья, я знаю это точно:
Должна быть в каждом деле [Т О Ч' К А]

- Кто прочитает вслух?
- Вы согласны с этими словами?
- Какое слово записано в транскрипции?
- Я прошу вас записать это слово буквами в тетрадь, пользуясь нашей моделью.
- Как записали это слово?
- Мой знакомый ученик записал слово так.

ТОЧЬКА

- Почему вы не согласны, он рассуждал, пользуясь нашей моделью.

(Ответы детей. Дети легко дали ответ: т. к. звук [Ч'] всегда мягкий, то дополнительная мягкость ему не нужна)

- Хотя и, в стихотворении говорится, что должна быть точка в каждом деле, но сегодня на уроке мы можем поставить точку?
- Чем же нам предстоит заняться на следующем уроке? (Дополнять нашу модель, т. к. она не универсальна.)

9. Рефлексия.

Цель: подвести итоги урока.

- Вернёмся к цели урока, всё ли, что мы наметили успели сделать?
- На оценочной линейке оцените себя, продвинулись ли вы в своих знаниях?