Внеклассное мероприятие. Математическая игра "Зимние забавы" для 5–7-х классов

Разделы: Математика


“Предмет математики настолько серьёзен, что нельзя упускать случая, чтобы сделать его немного веселей”.

Б. Паскаль

Интерес к предмету – важнейший фактор в обучении математике.

Важнейшим фактором успеха в обучении является интерес учеников к предмету. Следовательно, и учебник, и урок должны быть увлекательными. Интерес школьника к учению надо рассматривать как один из самых мощных факторов обучения. Но игровое обучение – это не уступка ленивому ученику, чтобы позабавить его и тем самым заставить учиться. Обучение должно вызывать удовольствие. Математику надо рассматривать не как систему истин, которые надо заучивать, а как систему рассуждений, требующую творческого мышления.

Умение заинтересовать математикой – дело непростое, и в этом смысле личного мастерства учителя или автора учебника нельзя недооценивать. Многое зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос. Творческая активность учащихся, успех урока целиком зависят от методических приемов, которые выбирает учитель.

Игровой мотив является для учащихся действенным подкреплением познавательному мотиву, способствует активности мыслительной деятельности, повышает концентрацию внимания, настойчивость, работоспособность, создает дополнительные условия для появления радости, удовлетворенности, чувства коллективизма.

Игровые занятия разрабатываются таким образом, чтобы к учащимся были предъявлены определенные требования.

  • Чтобы играть, надо знать суть игры.
  • Правила игры должны быть такими, чтобы у учащихся появилось желание участвовать в игре. Поэтому обязателен учет возраста учащихся.
  • Учитывать индивидуальные особенности учащихся (высокие и низкие математические возможности, активные и пассивные и т.д.)
  • Игра должна носить обучающий характер.

Игровые моменты на уроках необходимы для воспитания личности, для развития интереса к предмету.

Внеклассная работа по математике является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе. Она углубляет знания учащихся, способствует развитию их дарований, расширяет кругозор.

Мотивация познавательной деятельности ученика достигается за счет опоры на жизненный опыт. Любой изученный материал можно увязать с жизнью, показать его значимость.

Девиз: “Математическая игра – это веселый праздник серьезной науки”

Цели мероприятия:

Образовательные: проверить умения учащихся применять свои знания при решении нестандартных задач

Развивающие: развивать аналитическое мышление, произвольное внимание, память через постоянное обращение заданий к имеющимся знаниям учащихся

Воспитательные: воспитывать умение работать в команде, выражать свою мысль в форме, доступной пониманию учащихся; воспитывать чувство сопереживания и формировать у учащихся “Здоровое” соперничество

Участники игры разбиваются на 4 команды по 7 человек, в каждой команде 2 игрока из 5 класса, 2 игрока из 6 класса и 3 игрока из 7 класса. Каждая команда имеет куратора-старшеклассника. Жюри из учителей математики и старшеклассников.

Ход игры

Собравшиеся на математический праздник, решая устно задачу, отвечают на вопрос: “Сколько человек будет в команде?”

Задача: задумайте любое число, прибавьте к нему 6, из суммы вычтите 2, затем ещё вычтите задуманное число, к результату прибавьте 3. Получилось? (7)

Разбивка участников по командам

Определены 4 команды: №1 - №2 - №3 - №4 -

У ведущих 3 конверта для 5 кл., для 6 кл., для 7 кл. В конвертах для 5-6кл по 8 кружков четырех обозначенных цветов, для 7 кл – 12 кружков. Каждый участник берет из своего конверта случайным образом кружок, а затем команды расходятся за столы по своей цветовой гамме.

Получают задание: придумать название команды.

Конкурсы (по параллелям)

“Давайте познакомимся” (словесный лабиринт – команда составляет из разрозненных слов стихотворение о математике). См. приложение 1

“Метелица” - конкурс для 5кл (за игровые столы приглашаются от команд учащиеся 5кл – задание: дуя на прикрепленные снежинки, перевернуть их, записать числа, записанные на обратной стороне снежинок и расставить их по возрастанию). См. приложение 2

“Прогулка по зимнему лесу” - конкурс для 6кл; задание: вычислительный пример. См. приложение 3

“Ох, уж эти горки!” - конкурс для 7кл (за игровыми столами учащиеся 7кл, задание: на координатной плоскости изображены 3 графика функций – задать их уравнениями (“подняться на горку”), решить задание – “спуск с горки”, выбрать ответ, выписав буквы, составить слово из полученных букв). См. приложение 4

Командные конкурсы

“По дороге к снежной крепости” (участвует вся команда). На основе подвижной игры “Неуловимый шнур” - каждая команда собирает “подсказки” для составления математического предложения. См. приложение 5

“Взятие снежной крепости”

  • “проверка боеготовности команд” - “бой” математическими терминами (команды друг против друга за игровыми столами)

  • “построение наблюдательной вышки” - играют в парах, поочередно ставят геометрические тела друг на друга, проигрывает тот, кто поставив фигурку, разрушает башню

  • “бой снежками” - играют в парах (игра в шашки 10шт., можно брать либо 1, либо 3 шашки, проигрывает тот, кто берет последним)
  • “перестройка крепости” - задание со спичками для всей команды.

см. приложение 6

“Лыжная эстафета” (все конкурсы проходят за игровыми столами)

Подведение итогов

(в это время конкурс “Снежные фигуры” - игра “Танграм”, см. приложение 10)

Награждение: вручение грамот и призов