Каждый человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод и т.п.
Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной, а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание. Его основная задача – помочь ребенку накопить представление о цвете, форме величине предметов и т.д.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда.
Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и других предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства -музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно не редко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.
Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах - общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, величины - метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения), свои - во вкусовом, обонятельном восприятии.
Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства. Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонах – это использование их в качестве “единиц измерения” при оценке свойств веществ
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.
На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств - шестью цветами спектра (голубой цвет следует исключить, так как дети плохо отличают его от синего), белым и черным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник.
Дети третьего года жизни уже могут выполнять элементарные продуктивные действия (выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала). Но при этом они мало учитывают свойства отображаемых вещей и используемого материала, так как не понимают их значения и не фиксируют внимания на них. Поэтому, обучая малышей выполнять простейшие продуктивные задания, необходимо добиваться того, чтобы каждый ребенок усвоил, что форма, величина, цвет - постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий. К трехлетнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного воспитания ребенка, и далее начинается организация систематического усвоения им сенсорной культуры.
Начиная с 3 лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования.
Сенсорными эталонами в области восприятия цвета служат так называемые хроматические (“цветные”) цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические цвета - белый, серый, черный.
Эталонами формы служат геометрические фигуры. Усвоение эталонов формы предлагает знакомство с квадратом, прямоугольником, кругом, овалом, треугольником. Позднее может быть введена форма трапеции.
Разновидности геометрических форм, с которыми следует знакомить детей, - это овалы с разными соотношениями осей и прямоугольники, различающиеся по соотношению сторон (“короткие” и “длинные”), а также прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники.
Особый характер носят эталоны величины. Поскольку величина - относительное свойство, ее точное определение производится при помощи условных мер. Система мер сознательно устанавливается людьми, причем за основу может быть принята в принципе любая произвольная единица.
Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном воспитании детей от рождения до 6 лет.
На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.
На втором- третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
Начиная с четвертого года жизни у детей, формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большого количества предметов.
Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнения все более сложных глазомерных действий.
Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
На основе этих задач разработана система дидактических игр и упражнений.
Ознакомившись с работами:
“Воспитание сенсорной культуры ребенка” Венгер, Пилюгина И. “Школа раннего развития” Олеси Жуковой, используя творческий подход при применении элементов данных методик, я изготовила и разработала дидактический материал и игры из бросового материала, который имеется в каждом доме (пластиковые бутылки, пробки, упаковки и т.д.).
В процессе изготовления этих игр дети принимали пассивное участие: они видели, как изготавливаются игры, из какого материала, какого цвета, видели конечный результат, что для них было уже игрой. Ребята с интересом и любовью играют в эти игры.
“Весёлая геометрия”
Цель: запомнить названия геометрических фигур. Закреплять умение группировать однородные предметы по форме, осуществляя одновременно выбор предметов из трех заданных форм. Закреплять основные цвета.
Дидактический материал: упаковка из-под торта, в которой вырезаны отверстия разной формы, они отмечены основными цветами; вкладыши соответствующей формы и цвета.
“Увлекательные счеты”
Цель: Развивать мелкую моторику рук, знакомить детей с предметами разной формы и разного цвета.
“Волшебная коробочка”
Цель: размещение вкладышей однородной формы, но разного цвета в соответствующие отверстия. Познакомить с фигурой “квадрат”. Закреплять основные цвета.
Дидактический материал: упаковка из-под торта прямоугольной формы в ней вырезаны отверстия однородной формы, но отмеченные основными цветами. Вкладыши квадратной формы разного цвета.
“Монетки”
Цель: познакомить детей с предметами круглой формы, но разной величины. Соотносить их в соответствующие отверстия.
Дидактический материал: прозрачная упаковка из-под крема, в крышке которой вырезаны отверстия разной величины. Монетки разной величины.
“Матрешка”
Цель: научить детей различать предметы по величине. Учить простым действиям (вкладывать и вынимать предметы, открывать и закрывать коробочку). Обогащать сенсорный опыт при знакомстве с величиной.
Дидактический материал: упаковки из-под мороженного разной величины, но одной формы.
“Веселый паровозик”
Цель: научить детей различать цвета и усвоить элементарные навыки счёта.
Дидактический материал: упаковка из-под конфет, шпульки от ниток разного цвета.
“Сапожек”
Цель: учить детей шнуровать, развивать мелкую моторику рук.
Дидактический материал: упаковка от маленькой пластиковой бутылки, шнурок.
“Завтрак для Маши и Вани”
“Съедобное - несъедобное”
Цель: научить различать цвета по названию. Называть знакомые детям предметы, отличать съедобное от несъедобного.
Дидактический материал: прозрачная упаковка круглой формы, предметные картинки.
“Пирамидка”
Цель: учить детей различать предметы по величине и цвету, учить проталкивать предметы в соответствующие отверстия.
Дидактический материал: прозрачная упаковка удлиненной формы. Крышечки от фломастеров разной величины и цвета.
“Вот какие палочки”
Цель: учить различать и называть цвета палочек проталкивать их в соответствующие по цвету отверстия. Развивать мелкую моторику рук.
Дидактический материал: прозрачная упаковка, цветные палочки.
“Веселые клоуны”
Цель: учить детей различать и называть цвета, учить закручивать и раскручивать пробки, развивать мелкую моторику рук.
“Змейка”
Цель: учить детей различать и называть цвета,, развивать мелкую моторику рук, проталкивая пальчиком бусинки.
“Мельница”
Цель: учить детей различать и называть цвета,, развивать мелкую моторику рук, проталкивая пальчиком бусинки.
“Забавные прищепочки”
Цель: учить детей различать и называть цвета, развивать мелкую моторику рук, выполнять действия с прищепками по образцу и словесному указанию.
“Разноцветные вагончики”
Цель: Развивать мелкую моторику рук, познакомить детей с основными цветами, соединять вагончики по образцу .
Многофункциональная
Развивающая стена
“Едем в гости ”.
Способствует сенсорному развитию ребенка, развитию речи, мышления, логики, внимания, памяти, восприятия, мелкой моторики (закручивание крышечек- цветок, липучки- деревья, прикрепить щетки-трава), расширяет кругозор у детей (кто в домике живет?, в лесу?).
Играя, ребенок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения.
Многофункциональная
дидактическая игрушка
“Терем теремок”
Дидактическая игрушка способствует сенсорному развитию ребенка, развитию речи, мышления, логики, внимания, памяти, восприятия, мелкой моторики, расширяет кругозор у детей 2-7 лет.
Играя, ребенок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения.
Играя, каждый ребенок понимает, что форма, величина, цвет – постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий.
У ребенка появляется интерес к знаниям, усидчивость, самостоятельность.
Игра состоит из игрового поля (в виде полянки) и домика, на которых закрепляются предметы разного цвета, размера, формы различными способами соединения.
На крыше домика расположена игра “Магнитная мозаика”, при открывании крыши звучит приятная мелодия.
Методические рекомендации.
- Играют 1 человек или подгруппа из 4-5 человек.
- Дети играют с родителями или педагогами, которые выполняют роль ведущего.
- Ведущий объясняет правила и рассказывает о каждом задании.
- Начинайте игру с простых задач.
- При проведении игр воспитателю рекомендуется пользоваться краткой речевой инструкцией, чтобы не отвлекать детей лишними словами от выполнения заданий.
- Взрослому не следует требовать от детей третьего года жизни самостоятельного употребления названий цвета и формы, важно, чтобы ребенок активно выполнял задания, учитывая эти свойства, так как именно в процессе практической работы происходит накопление представлении о свойствах предметов.
- Поощряйте не только удачное решение, но и попытки детей преодолеть трудности.
Варианты игры
“Магнитная мозаика” – развивает внимание, мелкую моторику, речь, логическое мышление учит различать цвета по названию, различать предметы по размеру, учит действовать по образцу.
Для детей младшего дошкольного возраста рекомендуется провести занятия:
- “Украсим дом гирляндами”. Выкладывание мозаики на тему “Огоньки ночью”, “Собери цветочек”, “Найди свой цвет”, “Собери бусы”, “Веселая гусеничка”, “Цветные шарики”, “Чего не стало”
- На занятиях по математике , “один”, “много”.
“Игры с домиком” – оказывают разностороннее влияние на развитие ребенка развивают речь , память ребенка, расширяют кругозор.
Для детей младшего дошкольного возраста рекомендуется провести игры и занятии:
- “Укрась домик”, “ Каждому свое место”, “Кто в домике живет”, “Кто там?”, “Что там?” “Сюрприз”, “Бабочки прилетели”, “Найди мышку”, “Где птичка живет”, “Игры с зеркалом” “Закрой домик на замок”.
- На занятиях по математике названия геометрических фигур, “один”, “много”.
“Игры с деревом” – развивают мелкую моторику, речь, учат различать цвета, логическое мышление, внимание, память
Для детей младшего возраста рекомендуется провести игры и занятии:
- “Укрась дерево”, “Накорми белочку”, “Собираем урожай”, “Чего не стало”.
“Игры с цветными пробками и закручивающимися предметами” – развивают мышление, внимание, память, мелкую моторику, речь, логическое мышление.
Для детей младшего возраста рекомендуется провести игры и занятия:
- “Укрась полянку”, “Ай, да грибочки”, “Выросли цветочки”, “На полянке ягодки”, “Бабочки прилетели”, “ В гости к нам пришли матрешки”, “Расскажи сказку”, “Чего не стало”.