КВН на уроках русского языка в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Звучит музыка Шаинского “Мы начинаем КВН…”(Слайд1 Приложение 2)

Ведущий: Внимание! Внимание! Начинаем наше состязание!

КВН – клуб весёлых, талантливых, находчивых!

Сегодня мы с вами находимся в царстве великого, могучего властелина – Русского Языка. Мы попробуем доказать, что хорошо умеем ориентироваться в этом огромном царстве. А наблюдать за нами будет уважаемое жюри. (Представление членов жюри).

Итак, сегодня встречаются 6 команд. Давайте мы с ними познакомимся.

1. Визитная карточка команд. (Команды представляют свою визитную карточку: название, эмблему, девиз, (Слайд 2 Приложение 2)

Ведущий:

Команды готовы, и мы проводим 2 конкурс “Разминка”. (Слайд 3 Приложение 2)

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Я читаю начало предложения , команды выбирают правильный ответ и поднимают номер с правильным ответом: 1, 2, 3, если среди вариантов нет правильного ответа, то команда поднимает 0.

Жюри внимательно следит и за правильный ответ ставит 1 балл.

Итак, начинаем:

(Слайды 4, 5, 6, 7 Приложение 2)

- Глагол – это часть речи, которая обозначает:

1 - добавочное действие предмета;
2 - признак предмета;
3 - действие предмета.

- Существительное – это часть речи, которая обозначает:

1 - предмет;
2 - признак предмета;
3 - действие предмета.

- Прилагательное – это часть речи, которая обозначает:

1 - признак предмета по действию;
2 - предмет;
3 - признак предмета.

- Местоимение – это часть речи, которая указывает на:

1 - количество предметов;
2 - признак предмета;
3 - предмет.

Ведущий: Молодцы! Вы знаете многих жителей Морфологии. А помогли вам знания, которые вы получаете на уроках русского языка.

3. Следующий конкурс “Сыщики”. (Слайд 8 Приложение 2)

Вам предстоит отыскать одного из главных жителей Морфологии – его величество Глагол. Каждая команда получит столько баллов, сколько найдёт слов в песне “Учат в школе”. (Звучит песня, команды выписывают разные глаголы, встречающиеся в песне. Список слов отдаётся жюри).

4. Конкурс “Строитель”. (Слайд 9 Приложение 2)

Каждая команда получает задание «Отгадай слово» За каждое правильное слово команда получает 1 балл. Шарады для каждой команды.

1 команда

а) Корень тот же, что и в слове отдавать, приставки взяты из слов преграда и посылка, суффикс и окончание взяты из слова знание. (преподавание)

б) Первое – предлог.
Второе – летний дом
А целое порой
Решается с трудом.(задача)

2 команда

а) Корень тот же, что и в слове сказка, суффикс тот же, что и в слове извозчик, приставка та же, что и в слове расход. (рассказчик)

б) С буквой «к» я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне.
С буквой «п» -от вас не утаю-
Тоже в школе я стою.(карта- парта)

3 команда

а) Суффикс из слова руководитель, приставка из слова восстановить, корень из слова пропитание.(Воспитатель)

б) В «списке» вы мой обнаружите корень
Суффикс – в «собрании» встретите вскоре,
В слове «рассказ» вы приставку найдете,
В целом – по мне на уроки пойдете.

4 команда

а) Суффиксы взяты из слова значительный, корень из слова переполненный, приставка и окончание - из слова исключительный. (исполнительный)

Корень мой находится в цене,
В «очерке» найди приставку мне.
Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале (оценка)

5 команда

а) Его корень в слове "словник", приставка в слове "пошел", суффикс в слове "птица", окончание в слове "школа". (Ответ: пословица).

б) Корень извлечь из «начинки» несложно,
Приставка в «сосуде» хранится надежно,
Суффикс в «гудении» ясно услышишь,
Вместе – на темы различные пишешь. (сочинение)

6 команда

а) Мой корень в «просьбе» заключен
В ней он созвучен и смягчен.
Приставка в «воплощение» где-то,
На целое – все ждут ответа.(вопрос)

б)Его корень в слове "снежинка", приставка в слове "подъехал", суффикс в слове "лесник", окончание в слове "ученики". (Ответ: подснежники).

Работа выполняется в течение 5 минут.

Ведущий: Пока жюри подсчитывает количество заработанных командой баллов, мы обратимся к тем, кто ведёт команду за собой – капитанам. Ведь именно от них во многом зависит успех команды.

Не будем от правил и мы отступать,
Пора в бой капитанов вызывать.

5. Конкурс капитанов. (Слайд 10 Приложение 2)

Капитанам предстоит поставить в словах ударение. За каждый правильный ответ 1 балл (2 минуты)

Красивее, щавель, избалован, звонит, задал, статуя, камбала, баловать, гусеница, дожил, цепочка, километр.

Музыкальная пауза.

Жюри подводит итоги конкурсов.

Ведущий: Слово для подведения первых итогов предоставляется жюри.

6. Конкурс «Замени одним словом.» (Слайд 11 Приложение 2)
Команды получают карточку с фразеологизмами. Количество баллов соответствует количеству правильно замененных фразеологизмов.

Рука не дрогнет -

 

Нос не дорос -

 

Лезть на рожон -

Глаз выколи -

 

Чесать языком -

 

Рукой подать -

Опустив рукава -

 

Сел в калошу -

 

Прикусить язык -

Через час по чайной ложке -

 

Морочишь голову -

 

Засучив рукава -

Ни к селу, ни к городу -

 

Не в своей тарелке -

 

Слонять за спиной -

Во весь дух -

 

Лясы точить -

 

Заговаривать зубы -

Водить за нос -

 

Держать язык за зубами -

 

Ворон считать -

Выходить из себя -

 

Совать нос -

 

Водить за нос -

Унести ноги -

 

Надуть губы -

 

Воды в рот набрать -

Задирать нос -

 

Бить баклуши -

 

Зуб на зуб не попадает -

7. Конкурс «Шифровщики» (Слайд 12 Приложение 2)

[н’ ис’ ид’ исл а жар ук’ и н’ибу д’ит скук’и]
[н’ исп’ ишы й’ азы ко мта рап’ ис’ д’ э ла м]

[ка к офм аст’ ирт ака ваи ра б от а]
[ма л’и н’ка й’ эд’ эла лу тшэба л’шо ва б’и зд’эл’ й’ а]

[у ч’он ова уч’ ит’т ол’ ка по р т’ит’]
[дружбан’игр’ипвл’исун’инай’д’ош]

 [уч’эн’й’эсв’этан’эуч’эн’йэт’ма]
[кн’иг’ич’ит ай’ад’элан’изаб ывай’]

 [тр уткорм’итч’ил ав’эка ал’эн’п ор т’ит]
[хоч’ишй’эс’т’калач’итакн’ис’ид’инап’ич’и]

[др уз’й’апа зна й’уц а вб’ид’э]
[кор’эн’уч’эн’йагор’экдаплотсладак]

Запиши предложение по правилам русской графики за 3-4 минуты.

За каждую правильно записанную пословицу 1 балл + 1 балл за правильное ее объяснение.

8. Конкурс «Рассписание»

Ведущий: Отгадайте загадку: стоит дом, кто в него войдет тот ум приобретет.

Верно это школа.

В любой школе ребята учатся по определенному расписанию. Сейчас вам предстоит отгадать ребусы:

  1. И 100 ’3 Я
  2. Рсс КИТ’ Й язык
  3. Герб’’ О Метр ’ми ’ля
  4. ’3 сова ’книга’’ ель’’

Время на выполнение задания 7 минут.

Жюри подводит итоги конкурсов.

А в нашем расписании сегодня танцы. (Танцевальные движения под музыку)

9. Конкурс «Домашнее задание». (Слайд 13 Приложение 2)

В любой школе задают домашнее задание. Вот и вам было дано домашнее задание.

Реклама на тему «Школа»

Задание оценивается до 5 баллов.

Ведущий: Вот и подходит к концу наше состязание, но последний конкурс решит, кто же станет победителем.

10. Конкурс “Дальше, дальше…” (Слайд 14 Приложение 2)

Команда получит столько баллов, сколько даст правильных ответов за 1 минуту. Если команда не знает правильного ответа, она может сказать: “Дальше”

Вопросы для конкурса “Дальше, дальше…”

1 команда:

  1. Сколько звуков в слове «лью» (3)
  2. Синоним слова “алфавит”. (алфавит)
  3. Антоним к слову “сухой”. (мокрый)
  4. Какую строчку не может прочитать ни один учёный? (швейную)
  5. Какое окончание пишется в слове “дышим”? (им)
  6. Какого рода слово «огонь» (м.р.)
  7. Продолжите пословицу «Терпенье и труд… (все перетрут)
  8. Как сказать одним словом «унести ноги». (убежать)
  9. Перечислите по порядку пять дней недели, не называя их. (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

2 команда:

  1. Сколько звуков в слове «вью» (3)
  2. Одежда для селёдки. (шуба)
  3. Синоним слова “бегемот”. (гиппопотам)
  4. Слова, имеющие противоположное значение. (антонимы)
  5. Антоним к слову “быстрый”. (медленный)
  6. Какое окончание пишется в слове «стелют»(ют)
  7. Какого рода слово «шампунь» (м.р.).
  8. Продолжите пословицу «Сделал дело - (гуляй смело)
  9. Как сказать одним словом «бок о бок» (рядом)

3 команда:

  1. Какого рода существительное “забияка”? (общего)
  2. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. (суффикс)
  3. Каких камней не найдёшь в море?(сухих)
  4. Назовите антоним слова «прямой»?(кривой)
  5. Закончите пословицу «Поспешишь -…(людей насмешишь)
  6. В какой клетке не держат птиц и зверей (в тетрадной)
  7. Как сказать одним словом «лить слезы». (плакать)
  8. Слово с удвоенной буквой «м»
  9. Что было “завтра”, а будет “вчера”? (Сегодня).

4 команда:

  1. Сколько звуков в слове «лью» (3)
  2. Антоним к слову «временный» (постоянный)
  3. Часть слова без окончания (основа)
  4. Слова с удвоенной «с»
  5. Часть речи, которая обозначает действие (глагол)
  6. Синоним к слову «сильный» (могучий, мощный)
  7. Как сказать одним словом «рукой подать» (близко)
  8. Род слова «тюль» (м.р.)
  9. Продолжить пословицу «Чтение -…. (вот лучшее учение)

5 команда:

  1. Сколько в слове «ель» (3)
  2. Синоним к слову «отважный» (смелый, храбрый)
  3. Слово с удвоенной «н»
  4. Антоним к слову «плач» (смех)
  5. Часть речи которая обозначает признак (имя прилагательное)
  6. Продолжите пословицу «Делу время -…(потехе час)
  7. Часть слова, которая стоит перед корнем (приставка)
  8. Род слова «кенгуру» (м.р.)
  9. Как сказать одним словом «во весь дух»

6 команда

  1. Сколько звуков в слове «пью» (3)
  2. Антоним к слову «печаль» (радость)
  3. Часть слова которая стоит после корня и служит для образования новых слов (суффикс)
  4. Слово с удвоенной буквой «л»
  5. Часть речи обозначающая предмет (существительное)
  6. Синоним к слову «жара» (зной)
  7. Как сказать одним словом «попасть пальцем в небо» (угадать)
  8. Определите род слова «какао» (с.р.)
  9. Продолжите пословицу «Не имей сто рублей … (а имей сто друзей)

Жюри подводит итоги.

Подведение итогов. (Слайд15 Приложение 2)

Таблица (Приложение 1)

Поздравление команд. Вручение призов.