Звучит музыка Шаинского “Мы начинаем КВН…”(Слайд1 Приложение 2)
Ведущий: Внимание! Внимание! Начинаем наше состязание!
КВН – клуб весёлых, талантливых, находчивых!
Сегодня мы с вами находимся в царстве великого, могучего властелина – Русского Языка. Мы попробуем доказать, что хорошо умеем ориентироваться в этом огромном царстве. А наблюдать за нами будет уважаемое жюри. (Представление членов жюри).
Итак, сегодня встречаются 6 команд. Давайте мы с ними познакомимся.
1. Визитная карточка команд. (Команды представляют свою визитную карточку: название, эмблему, девиз, (Слайд 2 Приложение 2)
Ведущий:
Команды готовы, и мы проводим 2 конкурс “Разминка”. (Слайд 3 Приложение 2)
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Я читаю начало предложения , команды выбирают правильный ответ и поднимают номер с правильным ответом: 1, 2, 3, если среди вариантов нет правильного ответа, то команда поднимает 0.
Жюри внимательно следит и за правильный ответ ставит 1 балл.
Итак, начинаем:
(Слайды 4, 5, 6, 7 Приложение 2)
- Глагол – это часть речи, которая обозначает:
1 - добавочное действие предмета;
2 - признак предмета;
3 - действие предмета.
- Существительное – это часть речи, которая обозначает:
1 - предмет;
2 - признак предмета;
3 - действие предмета.
- Прилагательное – это часть речи, которая обозначает:
1 - признак предмета по действию;
2 - предмет;
3 - признак предмета.
- Местоимение – это часть речи, которая указывает на:
1 - количество предметов;
2 - признак предмета;
3 - предмет.
Ведущий: Молодцы! Вы знаете многих жителей Морфологии. А помогли вам знания, которые вы получаете на уроках русского языка.
3. Следующий конкурс “Сыщики”. (Слайд 8 Приложение 2)
Вам предстоит отыскать одного из главных жителей Морфологии – его величество Глагол. Каждая команда получит столько баллов, сколько найдёт слов в песне “Учат в школе”. (Звучит песня, команды выписывают разные глаголы, встречающиеся в песне. Список слов отдаётся жюри).
4. Конкурс “Строитель”. (Слайд 9 Приложение 2)
Каждая команда получает задание «Отгадай слово» За каждое правильное слово команда получает 1 балл. Шарады для каждой команды.
1 команда
а) Корень тот же, что и в слове отдавать, приставки взяты из слов преграда и посылка, суффикс и окончание взяты из слова знание. (преподавание)
б) Первое – предлог.
Второе – летний дом
А целое порой
Решается с трудом.(задача)
2 команда
а) Корень тот же, что и в слове сказка, суффикс тот же, что и в слове извозчик, приставка та же, что и в слове расход. (рассказчик)
б) С буквой «к» я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне.
С буквой «п» -от вас не утаю-
Тоже в школе я стою.(карта- парта)
3 команда
а) Суффикс из слова руководитель, приставка из слова восстановить, корень из слова пропитание.(Воспитатель)
б) В «списке» вы мой обнаружите корень
Суффикс – в «собрании» встретите вскоре,
В слове «рассказ» вы приставку найдете,
В целом – по мне на уроки пойдете.
4 команда
а) Суффиксы взяты из слова значительный, корень из слова переполненный, приставка и окончание - из слова исключительный. (исполнительный)
Корень мой находится в цене,
В «очерке» найди приставку мне.
Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале (оценка)
5 команда
а) Его корень в слове "словник", приставка в слове "пошел", суффикс в слове "птица", окончание в слове "школа". (Ответ: пословица).
б) Корень извлечь из «начинки» несложно,
Приставка в «сосуде» хранится надежно,
Суффикс в «гудении» ясно услышишь,
Вместе – на темы различные пишешь. (сочинение)
6 команда
а) Мой корень в «просьбе» заключен
В ней он созвучен и смягчен.
Приставка в «воплощение» где-то,
На целое – все ждут ответа.(вопрос)
б)Его корень в слове "снежинка", приставка в слове "подъехал", суффикс в слове "лесник", окончание в слове "ученики". (Ответ: подснежники).
Работа выполняется в течение 5 минут.
Ведущий: Пока жюри подсчитывает количество заработанных командой баллов, мы обратимся к тем, кто ведёт команду за собой – капитанам. Ведь именно от них во многом зависит успех команды.
Не будем от правил и мы отступать,
Пора в бой капитанов вызывать.
5. Конкурс капитанов. (Слайд 10 Приложение 2)
Капитанам предстоит поставить в словах ударение. За каждый правильный ответ 1 балл (2 минуты)
Красивее, щавель, избалован, звонит, задал, статуя, камбала, баловать, гусеница, дожил, цепочка, километр.
Музыкальная пауза.
Жюри подводит итоги конкурсов.
Ведущий: Слово для подведения первых итогов предоставляется жюри.
6. Конкурс «Замени одним словом.» (Слайд 11 Приложение 2)
Команды получают карточку с фразеологизмами. Количество баллов соответствует количеству правильно замененных фразеологизмов.
Рука не дрогнет - |
|
Нос не дорос - |
|
Лезть на рожон - |
Глаз выколи - |
|
Чесать языком - |
|
Рукой подать - |
Опустив рукава - |
|
Сел в калошу - |
|
Прикусить язык - |
Через час по чайной ложке - |
|
Морочишь голову - |
|
Засучив рукава - |
Ни к селу, ни к городу - |
|
Не в своей тарелке - |
|
Слонять за спиной - |
Во весь дух - |
|
Лясы точить - |
|
Заговаривать зубы - |
Водить за нос - |
|
Держать язык за зубами - |
|
Ворон считать - |
Выходить из себя - |
|
Совать нос - |
|
Водить за нос - |
Унести ноги - |
|
Надуть губы - |
|
Воды в рот набрать - |
Задирать нос - |
|
Бить баклуши - |
|
Зуб на зуб не попадает - |
7. Конкурс «Шифровщики» (Слайд 12 Приложение 2)
[н’ ис’ ид’ исл а жар ук’ и н’ибу д’ит скук’и]
[н’ исп’ ишы й’ азы ко мта рап’ ис’ д’ э ла м]
[ка к офм аст’ ирт ака ваи ра б от а]
[ма л’и н’ка й’ эд’ эла лу тшэба л’шо ва б’и зд’эл’ й’ а]
[у ч’он ова уч’ ит’т ол’ ка по р т’ит’]
[дружбан’игр’ипвл’исун’инай’д’ош]
[уч’эн’й’эсв’этан’эуч’эн’йэт’ма]
[кн’иг’ич’ит ай’ад’элан’изаб ывай’]
[тр уткорм’итч’ил ав’эка ал’эн’п ор т’ит]
[хоч’ишй’эс’т’калач’итакн’ис’ид’инап’ич’и]
[др уз’й’апа зна й’уц а вб’ид’э]
[кор’эн’уч’эн’йагор’экдаплотсладак]
Запиши предложение по правилам русской графики за 3-4 минуты.
За каждую правильно записанную пословицу 1 балл + 1 балл за правильное ее объяснение.
8. Конкурс «Рассписание»
Ведущий: Отгадайте загадку: стоит дом, кто в него войдет тот ум приобретет.
Верно это школа.
В любой школе ребята учатся по определенному расписанию. Сейчас вам предстоит отгадать ребусы:
- И 100 ’3 Я
- Рсс КИТ’ Й язык
- Герб’’ О Метр ’ми ’ля
- ’3 сова ’книга’’ ель’’
Время на выполнение задания 7 минут.
Жюри подводит итоги конкурсов.
А в нашем расписании сегодня танцы. (Танцевальные движения под музыку)
9. Конкурс «Домашнее задание». (Слайд 13 Приложение 2)
В любой школе задают домашнее задание. Вот и вам было дано домашнее задание.
Реклама на тему «Школа»
Задание оценивается до 5 баллов.
Ведущий: Вот и подходит к концу наше состязание, но последний конкурс решит, кто же станет победителем.
10. Конкурс “Дальше, дальше…” (Слайд 14 Приложение 2)
Команда получит столько баллов, сколько даст правильных ответов за 1 минуту. Если команда не знает правильного ответа, она может сказать: “Дальше”
Вопросы для конкурса “Дальше, дальше…”
1 команда:
- Сколько звуков в слове «лью» (3)
- Синоним слова “алфавит”. (алфавит)
- Антоним к слову “сухой”. (мокрый)
- Какую строчку не может прочитать ни один учёный? (швейную)
- Какое окончание пишется в слове “дышим”? (им)
- Какого рода слово «огонь» (м.р.)
- Продолжите пословицу «Терпенье и труд… (все перетрут)
- Как сказать одним словом «унести ноги». (убежать)
- Перечислите по порядку пять дней недели, не называя их. (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
2 команда:
- Сколько звуков в слове «вью» (3)
- Одежда для селёдки. (шуба)
- Синоним слова “бегемот”. (гиппопотам)
- Слова, имеющие противоположное значение. (антонимы)
- Антоним к слову “быстрый”. (медленный)
- Какое окончание пишется в слове «стелют»(ют)
- Какого рода слово «шампунь» (м.р.).
- Продолжите пословицу «Сделал дело - (гуляй смело)
- Как сказать одним словом «бок о бок» (рядом)
3 команда:
- Какого рода существительное “забияка”? (общего)
- Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. (суффикс)
- Каких камней не найдёшь в море?(сухих)
- Назовите антоним слова «прямой»?(кривой)
- Закончите пословицу «Поспешишь -…(людей насмешишь)
- В какой клетке не держат птиц и зверей (в тетрадной)
- Как сказать одним словом «лить слезы». (плакать)
- Слово с удвоенной буквой «м»
- Что было “завтра”, а будет “вчера”? (Сегодня).
4 команда:
- Сколько звуков в слове «лью» (3)
- Антоним к слову «временный» (постоянный)
- Часть слова без окончания (основа)
- Слова с удвоенной «с»
- Часть речи, которая обозначает действие (глагол)
- Синоним к слову «сильный» (могучий, мощный)
- Как сказать одним словом «рукой подать» (близко)
- Род слова «тюль» (м.р.)
- Продолжить пословицу «Чтение -…. (вот лучшее учение)
5 команда:
- Сколько в слове «ель» (3)
- Синоним к слову «отважный» (смелый, храбрый)
- Слово с удвоенной «н»
- Антоним к слову «плач» (смех)
- Часть речи которая обозначает признак (имя прилагательное)
- Продолжите пословицу «Делу время -…(потехе час)
- Часть слова, которая стоит перед корнем (приставка)
- Род слова «кенгуру» (м.р.)
- Как сказать одним словом «во весь дух»
6 команда
- Сколько звуков в слове «пью» (3)
- Антоним к слову «печаль» (радость)
- Часть слова которая стоит после корня и служит для образования новых слов (суффикс)
- Слово с удвоенной буквой «л»
- Часть речи обозначающая предмет (существительное)
- Синоним к слову «жара» (зной)
- Как сказать одним словом «попасть пальцем в небо» (угадать)
- Определите род слова «какао» (с.р.)
- Продолжите пословицу «Не имей сто рублей … (а имей сто друзей)
Жюри подводит итоги.
Подведение итогов. (Слайд15 Приложение 2)
Таблица (Приложение 1)
Поздравление команд. Вручение призов.