Разработка урока "Физико-географическое положение и история исследования Африки"

Разделы: География


Цели и задачи: формировать у учащихся приём составления характеристики физико-географического положения материка методом самостоятельной работы с картами, развивать умения производить анализ карт в сочетании с другими источниками информации, на основе этого анализа выделять главное, совершенствовать приёмы работы с контурной картой.

Оборудование: физическая карта Африки, атласы, компьютер, контурные карты, видеофрагменты, портреты исследователей Африки.

Ход урока:

1. Вводная беседа.

Сегодня мы приступаем к изучению и исследованию загадочного, увлекательного, необычного континента под названием Африка. Это древнейший материк

Слайд:

  • континент преобладания равнин;
  • самых высоких температур на Земле и контрастных ПК;
  • самая величайшая пустыня мира Сахара и крупнейший массив экваториальных лесов;
  • здесь уникальный животный мир низких широт: самые крупные млекопитающие суши: слоны. бегемоты, носороги, жирафы…
  • здесь расположены древнейшие разломы земной коры на суше;
  • Африка – древняя родина человечества, отсюда и из Юго-Восточной Азии, как считают учёные, люди расселились по всем материкам Земли

2. Сообщение темы и целей урока.

Тема урока  и рассматриваемые вопросы записываются в тетрадь.

а) физико-географическое положение материка;
б) очертания береговой линии;
в) история исследования;

Внимание! По площади Африка занимает второе место после Евразии (30,3 млн. кв. км)

Вопрос №1

3. Самостоятельная работа с картой.

Пользуясь физической картой материка, картами атласа ответьте на вопросы:

Слайд:

а) В каких полушариях расположен материк?

б) В каких географических широтах расположена большая часть материка?

в) Определить положение Африки относительно других материков. Подумать, чем объясняется сходство природы Африки и Юго-Западной части Евразии?

г) Пользуясь масштабом, измерьте протяжённость материка по 10 градусу с.ш. – это самая широкая часть материка.

4. Практическая работа.

Сопоставляя  и физическую и контурную карты, выполните следующие задания:

Слайд:

а) подпишите на контурной карте: широты, в пределах которых расположен материк,

б) расстояние по 10 градусу с.ш.- самой широкой части материка,

в) названия крайних точек и их координаты,

г) океаны, которыми омывается Африка.

Проверить выполнение работы по рисунку

Вопрос №2

Африка - часть Гондваны. (Когда расколешь сахар или другое твёрдое тело, то края будут…?)

Подумайте, почему в Африке преобладают ровные, высокие и обрывистые берега?

5. Коллективная работа.

Чтобы чётко увидеть очертания береговой линии материка, совершим воображаемое путешествие по карте. Направление движения – на восток от Гибралтарского пролива.

Слайд:

Изображение контура материка Африка и запись, которую надо дополнить:

  1. пролив… - ответ:(Гибралтарский)     
  2. море… (Средиземное)                         
  3. канал… (Суэцкий)                               
  4. море… (Красное)                                 
  5. полуостров… (Сомали)                     
  6. океан… (Индийский)
  7. остров… (Мадагаскар)
  8. пролив… (Мозамбикский)
  9. залив… (Гвинейский)
  10. океан… (Атлантический)

Работают с физической картой. Записи фиксируются в тетрадь.
(проверка со слайда).

Вопрос №3.

6. Самостоятельная работа с учебником.

Слайд:

Работая с параграфом учебника, выделить заслуги исследователей материка:

а) португалец Васко да Гама;

б) англичанин Давид Ливингстон;

в) русские: Е.П.Ковалевский, А.В.Елисеев, Н.И.Вавилов.

Проверка в виде фронтального опроса.

7. Итог урока.

Чтобы убедиться в достижении поставленных целей, выполните тест в тетради.

Слайд:

- В каком направлении располагается Африка относительно Евразии?

а) к западу;

б) к юго-западу;

в) к северу;

- Какой пролив отделяет Африку от Европы?

а) Мозамбикский;

б) Гибралтарский;

в) Берингов;

- Какой мыс Африки является её крайней южной точкой?

а) Игольный;

б) Альмади;

в) Рас-Хафун;

- Как называется самый крупный остров у берегов Африки?

а) Гренландия;

б) Новая Гвинея;

в) Мадагаскар;

- Самый большой полуостров Африки?

а) Аравийский;

б) Сомали;

в) Индостан;

- Какой исследователь завершил открытие берегов материка при своём плавании вокруг света?

а) Ливингстон;

б) Васко да Гама;

в) Вавилов;

- Как называется крупный залив у берегов Африки?

а) Мексиканский;

б) Персидский;

в) Гвинейский;

Проверить правильность выполнения тестового задания по контрольной карте, которые есть на каждом ученическом месте.

Критерии оценок:

  • 7 правильных ответов – вы успешно справились с работой – 5 баллов;
  • 6 правильных ответов – вы неплохо усвоили материал – 4 балла;
  • 5 правильных ответов – вы были не слишком внимательны – 3 балла;
  • менее 5 правильных ответов – к сожалению вы плохо усвоили тему.

Контрольная карта.

1 - б; 2 - б; 3 - а; 4 - в; 5 - б; 6 – б; 7 – в.

8. Домашнее задание: повторить параграф учебника, дооформить контурную карту.

Приложение. Опорный конспект к уроку.