Цели и задачи: формировать у учащихся приём составления характеристики физико-географического положения материка методом самостоятельной работы с картами, развивать умения производить анализ карт в сочетании с другими источниками информации, на основе этого анализа выделять главное, совершенствовать приёмы работы с контурной картой.
Оборудование: физическая карта Африки, атласы, компьютер, контурные карты, видеофрагменты, портреты исследователей Африки.
Ход урока:
1. Вводная беседа.
Сегодня мы приступаем к изучению и исследованию загадочного, увлекательного, необычного континента под названием Африка. Это древнейший материк
Слайд:
- континент преобладания равнин;
- самых высоких температур на Земле и контрастных ПК;
- самая величайшая пустыня мира Сахара и крупнейший массив экваториальных лесов;
- здесь уникальный животный мир низких широт: самые крупные млекопитающие суши: слоны. бегемоты, носороги, жирафы…
- здесь расположены древнейшие разломы земной коры на суше;
- Африка – древняя родина человечества, отсюда и из Юго-Восточной Азии, как считают учёные, люди расселились по всем материкам Земли
2. Сообщение темы и целей урока.
Тема урока и рассматриваемые вопросы записываются в тетрадь.
а) физико-географическое положение материка;
б) очертания береговой линии;
в) история исследования;
Внимание! По площади Африка занимает второе место после Евразии (30,3 млн. кв. км)
Вопрос №1
3. Самостоятельная работа с картой.
Пользуясь физической картой материка, картами атласа ответьте на вопросы:
Слайд:
а) В каких полушариях расположен материк?
б) В каких географических широтах расположена большая часть материка?
в) Определить положение Африки относительно других материков. Подумать, чем объясняется сходство природы Африки и Юго-Западной части Евразии?
г) Пользуясь масштабом, измерьте протяжённость материка по 10 градусу с.ш. – это самая широкая часть материка.
4. Практическая работа.
Сопоставляя и физическую и контурную карты, выполните следующие задания:
Слайд:
а) подпишите на контурной карте: широты, в пределах которых расположен материк,
б) расстояние по 10 градусу с.ш.- самой широкой части материка,
в) названия крайних точек и их координаты,
г) океаны, которыми омывается Африка.
Проверить выполнение работы по рисунку
Вопрос №2
Африка - часть Гондваны. (Когда расколешь сахар или другое твёрдое тело, то края будут…?)
Подумайте, почему в Африке преобладают ровные, высокие и обрывистые берега?
5. Коллективная работа.
Чтобы чётко увидеть очертания береговой линии материка, совершим воображаемое путешествие по карте. Направление движения – на восток от Гибралтарского пролива.
Слайд:
Изображение контура материка Африка и запись, которую надо дополнить:
- пролив… - ответ:(Гибралтарский)
- море… (Средиземное)
- канал… (Суэцкий)
- море… (Красное)
- полуостров… (Сомали)
- океан… (Индийский)
- остров… (Мадагаскар)
- пролив… (Мозамбикский)
- залив… (Гвинейский)
- океан… (Атлантический)
Работают с физической картой. Записи фиксируются в тетрадь.
(проверка со слайда).
Вопрос №3.
6. Самостоятельная работа с учебником.
Слайд:
Работая с параграфом учебника, выделить заслуги исследователей материка:
а) португалец Васко да Гама;
б) англичанин Давид Ливингстон;
в) русские: Е.П.Ковалевский, А.В.Елисеев, Н.И.Вавилов.
Проверка в виде фронтального опроса.
7. Итог урока.
Чтобы убедиться в достижении поставленных целей, выполните тест в тетради.
Слайд:
- В каком направлении располагается Африка относительно Евразии?
а) к западу;
б) к юго-западу;
в) к северу;
- Какой пролив отделяет Африку от Европы?
а) Мозамбикский;
б) Гибралтарский;
в) Берингов;
- Какой мыс Африки является её крайней южной точкой?
а) Игольный;
б) Альмади;
в) Рас-Хафун;
- Как называется самый крупный остров у берегов Африки?
а) Гренландия;
б) Новая Гвинея;
в) Мадагаскар;
- Самый большой полуостров Африки?
а) Аравийский;
б) Сомали;
в) Индостан;
- Какой исследователь завершил открытие берегов материка при своём плавании вокруг света?
а) Ливингстон;
б) Васко да Гама;
в) Вавилов;
- Как называется крупный залив у берегов Африки?
а) Мексиканский;
б) Персидский;
в) Гвинейский;
Проверить правильность выполнения тестового задания по контрольной карте, которые есть на каждом ученическом месте.
Критерии оценок:
- 7 правильных ответов – вы успешно справились с работой – 5 баллов;
- 6 правильных ответов – вы неплохо усвоили материал – 4 балла;
- 5 правильных ответов – вы были не слишком внимательны – 3 балла;
- менее 5 правильных ответов – к сожалению вы плохо усвоили тему.
Контрольная карта.
1 - б; 2 - б; 3 - а; 4 - в; 5 - б; 6 – б; 7 – в.
8. Домашнее задание: повторить параграф учебника, дооформить контурную карту.
Приложение. Опорный конспект к уроку.