Цели:
- систематизировать знания о тексте, выделении его основных признаков;
- формировать умения определять тему и главную мысль текста, раскрывать тему и главную мысль при передаче содержания текста, стилистически правильно передавать его содержание и содержание по частям;
- развивать умение составлять план текста;
- воспитывать ответственное отношение к выполнению задания, культуру речевого общения.
Главная цель: дать возможность детям проявить свои знания, умения и навыки, творческие способности.
Оборудование:
- карточки,
- толковые словари,
- сборник текстов Н. Н. Максимук
Ход урока
I. Вступительное слово. Сообщение темы.
- Сегодня на уроке мы будем писать подробное изложение с творческим заданием, проверим свои знания о признаках текста. Чтобы урок прошел интересно и оживленно, я предлагаю провести игру " Редакция".
II. Словарная работа.
На доске:
- редактор
- корректор
- стилист
- репортер
- строитель
- Прочитайте внимательно слова, записанные на доске. Найдите лишнее слово. (строитель)
- Почему?
- К какой профессии относятся остальные слова?
- Откройте толковые словари на ваших столах и найдите значение этих слов.
(Редактор - лат. redactus - "приведенный в порядок". Это понятие вполне отражает суть работы с рукописью. Редактор должен стремиться к тому, чтобы каждое предложение, каждое слово были точны и уместны с точки зрения смысла и стиля.
Корректор - работник издательства, газеты или типографии, читающий корректуру.
Репортер - газетный работник, занимающийся доставкой информации о текущих событиях местной жизни.
Стилист - человек, владеющий искусством литературного стиля, пишущий хорошим стилем.)
- Теперь, зная смысл данных слов, мы должны разделиться на четыре группы - "редакции". В каждую группу я выбираю по "редактору", а он в свою очередь вызывает " сотрудника", мальчика, а он - вызывает девочку, "сотрудницу". "Редактор" выбирает в своей группе по одному "корректору" и "стилисту".
- Корректор должен отвечать за правильность написания слов, то есть четко следить за правильностью объяснения, написания орфограмм в ваших текстах, а стилист должен следить за правильностью составления предложений, правильностью передачи содержания текста.
- Итак, каждая группа садитесь за свои рабочие столы.
III. Систематизация знаний о тексте.
Для каждой группы мною, репортером, приготовлены карточки с двумя записями.
Карточка
- На пригорке обсохла земля. На груди у Зои Петровны сверкал орден. Тропинка вывела нас к реке. Сережа приехал к бабушке. Медведь выбрал место для берлоги.
- Я поднимался по лестнице в свою квартиру и увидел на площадке молоток. Мне очень нужен был такой молоток. Я строил лодки, подъемные краны, ракеты. Я быстро оглянулся, схватил молоток и побежал домой.
Мама увидела молоток и спросила:
- Витя, откуда у тебя молоток?
Я весело объяснил, что нашел его на лестнице. Мама очень серьезно попросила меня написать о находке объявления и повесить его в подъезде.
В субботу за молотком пришел электромонтер дядя Миша. Я мастерил табуретку. И дядя Миша отказался забрать молоток. Он подарил его мне.
Этот молоток я храню до сих пор.
- Вам нужно определить, опираясь на свои знания, где текст, а где не текст и доказать ваше решение по плану, записанному на доске.
План
Текст имеет: (тему)
- Первые две команды работают с записью под № 1, другие две команды - под № 2.
- Сообщение выводов и доказательств проверю устно через 10 минут. (Учитель - репортер помогает ученикам в выделении признаков текста).
- Итак, делаем вывод: какая запись, первая или
вторая является текстом, и докажем это, ответив
на вопросы.
О чем говорится в тексте?
IV. Работа с текстом и составление плана в группах.
- Как у Вити появился новый молоток?
- Понимал ли он уже тогда, когда брал молоток, что поступает плохо?
- Какие слова автор употребил, чтобы показать нам это?
- Как он вначале разговаривал с мамой?
- Почему мама не поддержала веселого настроения сына?
- Как, по совету мамы, Витя исправил свою ошибку?
- Почему дядя Миша не забрал молоток?
- Почему автор хранит этот молоток?
- Сейчас каждая группа будет работать с текстом по плану, записанному на доске.
План
- Определить количество частей в тексте.
- Озаглавить текст.
- Составить план.
Правильные ответы мы запишем в ваши тетради.
(Обсуждение и запись названия текста и плана в тетрадь)
V. Орфографическая работа.
Каждой группе дается задание, записанное на карточках.
Карточка
- Укажите изученные орфограммы в словах: лестница, находка, лодки, табуретка, молоток, оглянулся, схватил, побежал, написать, мастерил, оказался, подарил, храню.
- Объясните, какие разделительные знаки пропущены в словах: под_ емные, об_ явление, под_ езд, сер_ езно.
- Обратите внимание на написание слов: электромонтер, откуда, до сих пор.
(Задание выполняет вся группа, комментируя по очереди каждое слово, с записью его в тетрадь и орфографическим разбором. Корректоры строго следят за выполнением этой работы).
VI. Передача содержания текста. Творческое задание.
- Перед вами задача: передать сначала устно содержание текста так, чтобы всем была понятна основная мысль. За этой работой следит стилист. (Дети по абзацам цепочкой передают содержание текста, ориентируясь на план в своей группе). Дополнить концовку текста, используя вопрос: Почему автор до сих пор хранит этот молоток?
(Примерное дополнение. Молоток - это память о том давнем поступке, который, по совету мамы, был красиво исправлен, и память о том, с каким уважением взрослый человек отнесся к поступку Вити и его труду).
VII. Запись текста по плану с творческим заданием.
Дети рассаживаются по своим местам, записывают текст по составленному плану и дополняют концовку текста своими рассуждениями.
VIII. Проверка выполненных работ.
- Прочитайте свой текст.
- Получился ли он у вас?
- Все ли в нем понятно?
- Проверьте грамотность написания.
IX. Подведение итогов урока.
- Расскажите все, что вы знаете о тексте.