Подробное изложение. Повторение знаний о признаках текста. Урок русского языка (4-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • систематизировать знания о тексте, выделении его основных признаков;
  • формировать умения определять тему и главную мысль текста, раскрывать тему и главную мысль при передаче содержания текста, стилистически правильно передавать его содержание и содержание по частям;
  • развивать умение составлять план текста;
  • воспитывать ответственное отношение к выполнению задания, культуру речевого общения.

Главная цель: дать возможность детям проявить свои знания, умения и навыки, творческие способности.

Оборудование:

  • карточки,
  • толковые словари,
  • сборник текстов Н. Н. Максимук

Ход урока

I.  Вступительное слово. Сообщение темы.

- Сегодня на уроке мы будем писать подробное изложение с творческим заданием, проверим свои знания о признаках текста. Чтобы урок прошел интересно и оживленно, я предлагаю провести игру " Редакция".

II. Словарная работа.

На доске:

  • редактор
  • корректор
  • стилист
  • репортер
  • строитель

- Прочитайте внимательно слова, записанные на доске. Найдите лишнее слово. (строитель)

- Почему?

- К какой профессии относятся остальные слова?

- Откройте толковые словари на ваших столах и найдите значение этих слов.

(Редактор - лат. redactus - "приведенный в порядок". Это понятие вполне отражает суть работы с рукописью. Редактор должен стремиться к тому, чтобы каждое предложение, каждое слово были точны и уместны с точки зрения смысла и стиля.

Корректор - работник издательства, газеты или типографии, читающий корректуру.

Репортер - газетный работник, занимающийся доставкой информации о текущих событиях местной жизни.

Стилист - человек, владеющий искусством литературного стиля, пишущий хорошим стилем.)

- Теперь, зная смысл данных слов, мы должны разделиться на четыре группы - "редакции". В каждую группу я выбираю по "редактору", а он в свою очередь вызывает " сотрудника", мальчика, а он - вызывает девочку, "сотрудницу". "Редактор" выбирает в своей группе по одному "корректору" и "стилисту".

- Корректор должен отвечать за правильность написания слов, то есть четко следить за правильностью объяснения, написания орфограмм в ваших текстах, а стилист должен следить за правильностью составления предложений, правильностью передачи содержания текста.

- Итак, каждая группа садитесь за свои рабочие столы.

III. Систематизация знаний о тексте.

Для каждой группы мною, репортером, приготовлены карточки с двумя записями.

Карточка

  1. На пригорке обсохла земля. На груди у Зои Петровны сверкал орден. Тропинка вывела нас к реке. Сережа приехал к бабушке. Медведь выбрал место для берлоги.
  2. Я поднимался по лестнице в свою квартиру и увидел на площадке молоток. Мне очень нужен был такой молоток. Я строил лодки, подъемные краны, ракеты. Я быстро оглянулся, схватил молоток и побежал домой.

Мама увидела молоток и спросила:

- Витя, откуда у тебя молоток?

Я весело объяснил, что нашел его на лестнице. Мама очень серьезно попросила меня написать о находке объявления и повесить его в подъезде.

В субботу за молотком пришел электромонтер дядя Миша. Я мастерил табуретку. И дядя Миша отказался забрать молоток. Он подарил его мне.

Этот молоток я храню до сих пор.

- Вам нужно определить, опираясь на свои знания, где текст, а где не текст и доказать ваше решение по плану, записанному на доске.

План

  1. Текст имеет: (тему)
  2. В тексте всегда есть: (главная мысль)
  3. Текст можно: (озаглавить)
  4. В тексте можно выделить: (части)
  5. Предложение и части текста: (связаны между собой)

- Первые две команды работают с записью под № 1, другие две команды - под № 2.

- Сообщение выводов и доказательств проверю устно через 10 минут. (Учитель - репортер помогает ученикам в выделении признаков текста).

- Итак, делаем вывод: какая запись, первая или вторая является текстом, и докажем это, ответив на вопросы.

  1. О чем говорится в тексте?
  2. Это тема текста. А можем ли мы определить тему первой записи?
  3. Можно ли в первой записи определить главную мысль?
  4. Какую из записей можно озаглавить?
  5. Как бы вы озаглавили ее?
  6. Почему мы смогли озаглавить вторую запись, а первую - нет?

IV. Работа с текстом и составление плана в группах.

- Как у Вити появился новый молоток?

- Понимал ли он уже тогда, когда брал молоток, что поступает плохо?

- Какие слова автор употребил, чтобы показать нам это?

- Как он вначале разговаривал с мамой?

- Почему мама не поддержала веселого настроения сына?

- Как, по совету мамы, Витя исправил свою ошибку?

- Почему дядя Миша не забрал молоток?

- Почему автор хранит этот молоток?

- Сейчас каждая группа будет работать с текстом по плану, записанному на доске.

План

  1. Определить количество частей в тексте.
  2. Озаглавить текст.
  3. Составить план.

Правильные ответы мы запишем в ваши тетради.

(Обсуждение и запись названия текста и плана в тетрадь)

V. Орфографическая работа.

Каждой группе дается задание, записанное на карточках.

Карточка

  1. Укажите изученные орфограммы в словах: лестница, находка, лодки, табуретка, молоток, оглянулся, схватил, побежал, написать, мастерил, оказался, подарил, храню.
  2. Объясните, какие разделительные знаки пропущены в словах: под_ емные, об_ явление, под_ езд, сер_ езно.
  3. Обратите внимание на написание слов: электромонтер, откуда, до сих пор.

(Задание выполняет вся группа, комментируя по очереди каждое слово, с записью его в тетрадь и орфографическим разбором. Корректоры строго следят за выполнением этой работы).

VI. Передача содержания текста. Творческое задание.

- Перед вами задача: передать сначала устно содержание текста так, чтобы всем была понятна основная мысль. За этой работой следит стилист. (Дети по абзацам цепочкой передают содержание текста, ориентируясь на план в своей группе). Дополнить концовку текста, используя вопрос: Почему автор до сих пор хранит этот молоток?

(Примерное дополнение. Молоток - это память о том давнем поступке, который, по совету мамы, был красиво исправлен, и память о том, с каким уважением взрослый человек отнесся к поступку Вити и его труду).

VII. Запись текста по плану с творческим заданием.

Дети рассаживаются по своим местам, записывают текст по составленному плану и дополняют концовку текста своими рассуждениями.

VIII. Проверка выполненных работ.

- Прочитайте свой текст.

- Получился ли он у вас?

- Все ли в нем понятно?

- Проверьте грамотность написания.

IX. Подведение итогов урока.

- Расскажите все, что вы знаете о тексте.