Цель: закрепить умение решать задачи на движение в различных направлениях с использованием жизненных ситуаций, ознакомить с сообществом леса.
Задачи:
- сохранение здоровья учащихся во время урока;
- воспитание бережного отношения к окружающей природе, экологической культуры;
- развитие познавательной активности, логического и творческого мышления;
- формирование навыка решения задач различными способами;
- ознакомление с сообществом леса, ярусами леса, взаимосвязями внутри сообщества.
Оборудование:
- компьютер как средство обучения (использование мультимедиа, тестовых заданий);
- магнитофон (фонограмма с записью голосов птиц);
Тип урока: закрепление (математика) и изученного нового материала (природоведение).
Вид урока: урок-путешествие.
Личностная значимость: приобретение новых знаний о природном сообществе леса, как единой экосистеме.
Источники информации:
- основные: мультимедиа, сообщения учителя;
- дополнительные: сообщения учеников.
Методы и приемы:
- проблемный метод;
- объяснительно-иллюстративный:
- монолог учителя и ученика;
- учебный диалог;
- демонстрация иллюстраций.
- коммуникативный метод обучения:
- работа в парах;
- рефлексия.
Ход урока
(Слайд 1) - лесной пейзаж. Звучит запись голосов птиц.
Организационный момент. Установка на работу.
Мы идем сегодня в лес
Полный сказок и чудес.
Если внимательны будете дети,
Тайны чудные откроете эти.
Чтобы быстрее тайны познать,
Нужно считать, рассуждать и вникать.
- Так как наш урок сегодня необычный, а интегрированный, нам необходимы знания сразу по двум предметам. Вы догадались, какие знания мы будем совершенствовать?
(Слайд 2) - тема урока. Чтобы постичь все тайны леса, предлагаю отправиться в путешествие.
( Слайд 3) - иллюстрация и обозначение скорости человека, велосипедиста, автомобиля.
2. Разминка. Начинаем наше путешествие. Собираемся в путь.
От школы до нужного нам леса 54 км. Сколько потребуется времени на дорогу, если мы будем двигаться пешком со средней скоростью 3 км/ч? (18 часов)
Во сколько мы окажемся в лесу, если выйдем в 10 часов утра? (4 часа ночи)
- Нам это подходит? Почему?
- Тогда предлагаю поехать на велосипеде.
Сколько времени мы затратим теперь? (6 часов)
- Как узнали?
- Как можно вычислить по-другому? ( Скорость велосипедиста в 3 раза больше, значит времени потребуется в 3 раза меньше. Достаточно 18:3)
- Каким способом добраться быстрее? (На машине)
С какой скоростью должен ехать наш автомобиль, чтобы на дорогу затратить 1 час? (54 км/ч)
Проблемный вопрос: Какой способ более удобный? Почему? А экологичный? Почему? Какой предпочитаете?
(Слайд 4) - карта Кирзинского заказника НСО.
Рассмотрите карту. На территории какого заказника мы оказались? В какой природной зоне он расположен? Лесная зона, степная зона.
Предлагаю прослушать сообщение о Кирзинском заказнике. (Афанасьева Аня)
Новый материал о Кирзинском заказнике. (Сообщают дети)
1 ученик Государственный природный заказник "Кирзинский" создан 12 сентября 1958 г. Заказник расположен в центральной части Барабинской лесостепи, на территории Барабинского и Чановского районов Новосибирской области.
Заказник организован с целью охраны водно-болотных угодий, имеющих международное значение в качестве местообитаний водоплавающих птиц, сохранения, восстановления основных охотничьих видов животных, сохранения среды их обитания, охраны мест скоплений водоплавающей и болотной дичи и путей их миграции.
К объектам охраны относятся: светлый хорь, косуля, ондатра, заяц-беляк, заяц-русак, лисица, корсак, рысь, лось, куница, колонок, горностай, тетерев, ласка, разновидности куропатки, перепел, барсук, утки, пастушки, разновидности гусей, лебеди, орлан-белохвост, скопа, шилоклювка, савка, кулики, журавль серый, черноголовый хохотун и другие птицы. В целом примерно 250 видов.
2 ученик В Кирзинском государственном заказнике принимаются меры для поддержания поголовья диких кабанов.
Здесь нашли приют многие редкие растения, животные, насекомые и птицы. Именно сюда, опасаясь пожаров и браконьеров, мигрировали кабаны. Теперь они под опекой егеря охотинспекции В.В. Мазохи, к которому подходят даже на расстояние вытянутой руки. Для кабанов засеяны деляны овса, завезена солома к местам обитания, доставляются корма, сообщает районная газета "Трудовая жизнь".
3 ученик Красная книга Новосибирской области.
ГЛАВА администрации Новосибирской области Виталий Муха подписал постановление о создании Красной книги НСО. Работа над ней продлится всего два месяца, поскольку у специалистов имеется информация о том, какие редкие животные и птицы обитают на территории области. Кстати, в регионе существует 22 государственных заказника, один из которых - Кирзинский - федерального значения. На их территории обитает более 30% лосей и более четверти численности косуль.
3. Решение задач на вычисление части целого, скорости.
- Мы находимся с вами на территории Кирзинского заказника. Вычислите площадь заказника, если известно, что она составляет 1/148 часть от площади НСО, которая равна 178.200 кв.км. (1.204 кв.км. остаток 8 кв.км)
Вот мы и внутри самого леса.
(Слайд 5) - лесное сообщество.
4. Новый материал. Сообщество леса.
Лес не только для нашей забавы.
В нем - деревья, ягоды, травы.
Птицы, звери и прочие твари.
Ученые тоже работают тут,
Лес они сообществом зовут.
Как вы думаете, почему лес называют природным сообществом?
Сообществом чего и кого?
Предлагаю восстановить природное сообщество. Разместите животных лесной зоны.
Дома было задание: узнать в словарях о сообществе. Что узнали?
Природное сообщество - это единство живой и неживой природы, которое складывается в определенных условиях окружающей среды. В сообществах образуются особые связи как между живой и неживой природой, так и между живыми организмами - растениями, животными, грибами, бактериями.
(Слайд 6) взаимосвязь. Рассмотрите предложенную схему и попытайтесь рассказать о такой взаимосвязи.
Как происходит взаимосвязь?
Взаимосвязь в сообществе представляет и питание. Предлагаю восстановить такую цепь внутри сообщества леса.
(Слайд 7) - цепи питания в сообществе. Тестовое задание.
Вы отлично справились с заданием. А теперь предлагаю заглянуть в лесные заросли и пронаблюдать, как питается один из представителей лесного сообщества
(Демонстрация фрагмента "Питание кукушонка" - слайд 8)
Удивлены? Чем? А вы знаете, сколько насекомых может съесть кукушка? Вы можете узнать, решив задачи.
(Слайд 9)
5. Решение задач. Дифференцированное задание.
Выберите задание по уровню сложности. Самостоятельная работа. Можно без краткой записи.
- 1 уровень: Кукушка может уничтожить за день 75 насекомых. Сколько насекомых может уничтожить эта кукушка за 2 недели? (75 x 7 x 2=1050 (525)
- 2 уровень: Кукушка может уничтожить за день 75 насекомых. Сколько насекомых могут уничтожить 6 кукушек за 2 недели? (75 x 6 (450) x 7 x 2=6300
- 3 уровень: У мальчика в коллекции есть жуки и пауки - всего 8 штук. Если пересчитать все ноги в коллекции, их окажется 54. Сколько в коллекции жуков и сколько пауков? (3 паука, 5 жуков).
Проблема. Как думаете, какова роль кукушки в природном сообществе? Нужно ли их беречь, ведь кукушата губят птенцов других птиц?
Вывод: в природе все взаимосвязано и находится в экологическом равновесии.
Физминутка (Слайд 10)
Посмотри вокруг себя.
И увидишь чудеса:
Вот кузнечик на поляне,
Проследи за ним глазами.
(Предлагаю вам глазами пронаблюдать, как движется кузнечик)
6. Новый материал. Лесные ярусы.
Взаимосвязи в природном сообществе существуют не только между живой и неживой природой, но и между растениями. Для того, чтобы полноценно развиваться растения приспособились располагаться ярусами. А что это такое нам расскажет Максим Бубенов.
(Слайд 11) - лесные этажи.
Растения в любом лесу располагаются этажами - ярусами. Количество ярусов зависит от типа леса. Главное - растения не должны мешать друг другу. Например, самые высокие деревья наших смешанных лесов - береза, ель, клен образуют первый ярус - верхний. Под ними растут деревья пониже, образуя второй ярус - рябина, ольха, осина. Ниже располагаются кустарники - орешник, жимолость, малина, калина. Это третий ярус. Под кустарниками на почве селятся растения четвертого яруса - травы: медуница, папоротник, копытень. Самым нижним ярусом леса является почва со всеми населяющими ее живыми организмами.
На территории Кирзинского заказника представлены все пять ярусов. Распределите деревья в соответствии с ярусами леса. Для этого предлагаю пройти к компьютерам в соответствии с рабочими группами.
(Слайд 12) - тестовое задание "Установи соответствие"
Кто заработал 100 баллов? Молодцы! А те, кто ошибся - ничего страшного. Дома вы выучите материал, и завтра с подобным заданием справитесь на "отлично".
Как думаете, а какие животные могут населять I и II ярусы леса? Почему?
(Слайд 13) - задача о вороне и скворце.
На территории Кирзинского заказника проживают различные животные. Но нам на пути попались скворец и ворона.
Ворона летела 4 часа со скоростью 31км/мин. Скворец это же расстояние пролетел за 2 часа. Вычислите скорость скворца. (62 км/ч)
Предлагаю решить задачу разными способами. Выражением, уравнением. (Работа по выбору - 2 человека у доски) (78 км/мин)
- Как думаете, кто в лесном сообществе лишний: ворона или скворец? Докажите.
6. Природоведение. Новый материал. Экологическое равновесие.
Лес для зверей и птиц является домом. В лесу все взаимосвязано и неразрывно. И если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие. Попытайтесь представить, что может быть, если из лесного сообщества исчезнут некоторые виды живой природы.
(Слайд 14) нарушенная цепочка.
В задаче 3 уровня упоминается мальчик-коллекционер. Подумайте, что может произойти, если в нашем заказнике каждый отдыхающий соберет такую коллекцию?
- Какой вывод можно сделать?
7. Экологическая проблема. ТРИЗ. (слайд 15)
На территории Кирзинского заказника находится Казанцевский мыс, где мы так любим отдыхать. В прошлом году он горел из-за неосторожного обращения с огнем, и въезд на его территорию был закрыт на некоторое время. Попробуйте решить проблему сохранения этого чудного уголка природы и найти экономически выгодное решение.
(Работа в группах по 4-5 человек в течение 5 минут. От каждой группы по одному выступающему. Можете воспользоваться подсказками, а можете найти собственное решение) (Повышение экологической культуры каждого человека, откупить мыс и запретить въезд, поселить лесника-охранника, перекрыть шлагбаумом, установить патрулирование милиции на катере, верторлете, обнести проволокой и пропустить ток..) (слайд 14-зачеркиваем некоторые предложенные варианты)
8. Обобщение по уроку. Рефлексия. (Слайд 16)
Наш урок подходит к завершению. Выскажете свое мнение об уроке. Что открыли для себя?
Чью работу на уроке вы хотели бы отметить? Почему?
Выберите себе рожицу по настроению. Кто хочет поделиться мыслями?
9. Итог. Домашнее задание.