Повышению научного уровня преподавания биологии, эффективности учебно-воспитательного процесса в значительной степени способствует проверка знаний и умений учащихся, на основании которой можно судить об овладении ими основным содержанием. Она дает возможность учителю контролировать процесс восприятия, запоминания и осмысливания учащимися фактов, закономерностей и теорий науки о жизни, использования их для широких выводов и обобщений, для решения практических проблем. Проверка помогает ученику совершенствовать знания, делать их более прочными и систематизированными, так как она является одновременно и повторением учебного материала.
Проверка знаний и умений - одно из действенных средств приучения детей к систематическому труду. Она побуждает учащихся напряженно работать, воспроизводить в памяти изученный материал, развивает у них мыслительные операции: умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
Правильно организованная проверка знаний и умений затрагивает чувственную сферу учащихся, способствует развитию у них интереса к предмету, а главное - способствует развитию у школьников самооценки, побуждая желание успешно учиться.
Контроль за усвоением основных знаний и умений учащихся служит ориентиром для родителей, информируя об учебе их детей, а также для учителя, показывая достижения и недочеты его преподавания. Таким образом, проверка знаний и умений учащихся выполняет обучающую, воспитывающую, развивающую, мотивационную и контролирующую функции и этим самым служит общей цели и задачам обучения.
Проверка - сложный элемент процесса обучения, требующий от учителя большого творчества и мастерства. Далеко не каждому учителю удается правильно установить время и место проверки, умело сочетать разные методы и приемы, заставить работать весь класс на протяжении всего урока. Практика обучения показывает, что при проверке знаний по биологии преобладает индивидуальный опрос, который растягивается на 20-25 минут. В результате не всегда хватает времени на объяснение нового материала, его осмысливание учащимися, закрепление и домашнее задание. Это приводит к перегрузке школьников дома.
Для осуществления проверки необходима ориентировка на раздел программы "Основные требования к знаниям и умениям учащихся", что позволяет выделить основное содержание и сосредоточить внимание учащихся на учебном материале.
При обучении биологии используются следующие методы проверки:
- Устная
- Письменная
- Практическая.
Основным методом проверки служит устный опрос учащихся, к нему предъявляются большие требования. Готовясь к устной проверке, необходимо отобрать и правильно сформулировать вопросы, разработать требования к содержанию, объему устных ответов учащихся при различных видах учета знаний.
В устную проверку необходимо включать вопросы, выясняющие главное, существенное, побуждающие учащихся активно мыслить (сравнивать, обобщать, приводить доказательства, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи). Например, в устную проверку знаний учащихся о покрытосеменных растениях целесообразно включить следующие вопросы и задания: почему покрытосеменные растения заняли господствующее положение на Земле? Как человек создал большое многообразие сортов культурных растений, отвечающих его потребностям?
Для проверки знаний по теме "Цветок и плод" можно использовать следующие вопросы: из каких частей состоит цветок? Какие виды соцветий вы знаете? Каково биологическое значение соцветий? Назовите особенности цветков, опыляемых насекомыми. Какие приспособления имеются у растений к перекрестному опылению ветром? Как происходит оплодотворение у растений? Почему запрещен массовый сбор цветущих растений?
Очень важно приучить учащихся пояснять устные ответы схематическими рисунками, диаграммами, таблицами. Этот прием заставляет учащихся точнее выражать мысли, конкретизировать знания и приводить их в определенную систему. Например, после изучения темы "Семейство мотыльковых" можно предложить заполнить таблицу.
"Характеристика клевера лугового"
Среда обитания | Ареал | Связи с факторами неживой природы | Связи с факторами живой природы | Значение в природе и народном хозяйстве |
Наряду с индивидуальным применяется уплотненный опрос и фронтальная устная проверка. При этом необходимо кратко и точно выражать свои мысли. Прослушивание кратких ответов должно завершаться обобщением и выводами.
При выборе методов проверки необходимо учитывать индивидуальные особенности школьников; например, детям, страдающим дефектом речи, целесообразно отвечать письменно и графически, но не устно.
Слушая ответ, учитель также имеет возможность судить о речи ученика, его памяти, развивать и совершенствовать их, обучать логическому мышлению. Кроме того, для большинства учащихся изложить свои знания устно значительно легче, чем письменно.
Однако у метода устной проверки имеется существенный недостаток: он занимает значительное количество времени на уроке и нередко во время опроса часть учащихся пассивна, невнимательна к ответам своих товарищей.
Устная проверка может проводиться с использованием средств наглядности. Учитель предлагает ученику сначала рассказать о строении и значении какого-либо растительного объекта, например корневого волоска, а затем нарисовать его. Применяя этот прием, обнаруживается несовпадение устного ответа с выполненным рисунком. Обычно учащиеся правильно рассказывают о строении объекта, а в рисунке допускают ошибки.
Правильный устный ответ в данном случае является результатом формально заученного текста учебника, а не осознанного его усвоения. Поэтому наряду с устным индивидуальным опросом целесообразно проводить письменно-графическую проверку, позволяющую выяснить правильность сформированных представлений у класса.
Объективность проверки знаний о строении объекта значительно повышается, если рисунок выполняется в ходе устного ответа ученика. Этот прием вызывает у него активную мыслительную деятельность, так как требует согласованности речи и практических действий, а в случае возникших противоречий побуждает его устранять их. Применение этого приема проверки заставляет учащихся при изучении нового материала быть внимательными при восприятии предметов, явлений, воспитывает у школьников наблюдательность и формирует умение выражать наблюдаемое в речи.
Интересным способом является применение схем-обманок. На классной доске (или карточке) выполняется рисунок объекта, но в нем отсутствуют какие-либо части, или они неправильно расположены относительно друг друга. Например, в изображенных на рисунках растительных клетках в одном из них не нарисованы пластиды, в другом - отсутствует ядро. Учащимся, предлагается внимательно рассмотреть рисунки и определить, правильно ли изображено строение растительной клетки. После устного ответа учащиеся должны внести необходимые исправления, дополнения и доказательства правильности выполнения задания.
Большое значение имеет сочетание устного опроса с методом практической проверки. Поэтому характерной особенностью современного урока является увеличение объема самостоятельных работ учащихся.
Одним из методов оценки знаний и умений учащихся выделяют письменную проверку. Она используется в тех случаях, когда требуется дать описание натуральных объектов, сравнить виды растений, составить различного рода схемы, рисунки, заполнить таблицы, сформулировать выводы из практических или лабораторных работ. Письменно можно проверять наиболее важные и существенные знания, которые требуют лаконичных ответов.
- Наиболее эффективными являются следующие приемы письменно-графической проверки знаний, на выполнение которых обычно отводится от 5 до 10 минут.
- Приведу примеры наиболее типичных заданий, выполнение которых занимает от 5 до 10 минут,
- Выполнить работу в тетрадях на печатной основе.
- Заполните таблицу.
- Выполнить схематические рисунки, диаграммы и подписи к ним.
Главное достоинство письменной и графической проверок, заключается в том, что они позволяют выяснить знания одновременно целого класса за сравнительно короткий срок и тем самым обеспечить систематический контроль за усвоением материала учащимися.
В настоящее время проверка должна удовлетворять определенным требованиям: проводиться быстро, мобильно, разнообразными методами и приемами. Очень перспективный и педагогически важный прием проверки - решение биологических задач. Для оперативной проверки знаний уместны тесты, рассчитанные на выбор одного правильного ответа из нескольких правдоподобных. В своей практике, особенно в 5 классе, к тестам добавляю рисунки-подсказки. Это очень оживляет проверку знаний учащихся.
Однако применение тестов не позволяет получить развернутые ответы и определить умение учащихся связно и последовательно излагать свои мысли, делать выводы и обобщения. Чтобы в какой-то мере устранить указанный недостаток, целесообразно сочетать тестовую проверку с устной. С этой целью после тестового задания включается вопрос, который требует от учащихся подготовки устного ответа, помогающего им осмыслить фактический материал.
Эффективность проверки знаний и умений во многом зависит от характера домашних заданий, которые должны быть разнообразными. Домашние задания должны быть направлены и на усвоение выделенных в программе умений.
Домашние задания могут быть:
- обязательными для всех,
- дополнительными (по желанию),
- фронтальными,
- групповыми,
- индивидуальными,
- репродуктивными,
- поисковыми,
- творческими,
- кратковременными (к следующему уроку)
- долговременными (наблюдения в природе).
Домашнее задание может быть дано по учебнику и по дополнительной литературе. Интересно проходят уроки, на которых учащиеся готовят доклады, презентации и дополнительный интересный материал.
Специальный (заключительный) урок посвящается распределению между учащимися летних заданий, рекомендованных в программе. Выполнение летних заданий имеет большое образовательное и воспитательное значение. Учащиеся овладевают практическими умениями, а также исследовательскими умениями, связанными с проведением наблюдений и опытов. Для контроля, за выполнением летних заданий, и проверки усвоения умений, учащимся целесообразно раздать инструктивные карточки, по которым оформляются отчеты о выполнении летних заданий.
Такова, например, инструктивная карточка для проведения наблюдений за муравьями.
- Найдите в лесу муравейник. Определите вид дерева, около которого он располагается. При помощи компаса установите, на какую часть света ориентирован муравейник.
- Определите форму, размеры муравейника и материал, из которого он построен.
- Рассмотрите, что муравьи приносят в муравейник и что выносят из него.
- Положите около муравейника мертвого слепня, крупную муху или другое насекомое. Проследите, как муравьи будут доставлять пищу в муравейник.
- Постарайтесь найти вокруг муравейника муравьиные тропы и зарисуйте их план (на отдельном листе отчета).
- Возьмите прутик и проведите черту поперек муравьиной тропы. Как изменилось поведение муравьев? Каким образом восстанавливается движение по тропе?
- Подумайте и ответьте на вопросы: Какое значение для муравьев имеет колониальный образ жизни? Почему муравьи относятся к охраняемым животным?
Проверка усвоения знаний и умений в их системе осуществляется благодаря применению следующих видов учета успеваемости:
- текущего,
- тематического,
- периодического
- заключительного.
Текущий учет позволяет выявить в ходе учебного процесса достигнутый учащимися уровень усвоения учебного материала и своевременно принять меры к устранению обнаруженных пробелов в знаниях.
Тематический учет способствует приведению в систему знаний и умений учащихся, дает им возможность увидеть содержание темы в целом, проследить за развитием основных понятий и явлений, осмыслить взаимосвязи между ним.
Периодический учет применяется лишь в некоторых случаях, т.е. в настоящее время итоговый балл за учебную четверть и полугодие выводится на основе данных текущего и тематического учета, без дополнительной специальной проверки. Выведение итогового балла за четверть должно базироваться на основе учета усвоения всех важных объектов проверки, динамики успеваемости и стабильных текущих оценок. Необходимость в дополнительной проверке возникает, когда учитель сомневается в усвоении учебного материала какой-то частью учащихся.
Заключительный учет осуществляется при подведении итогов успеваемости за год. Проводится он в основном в обобщающих темах программы. В них воспроизводится самое главное и существенное, что изучалось в течение года, но на более высоком уровне и в более широких взаимосвязях, углубляющих понимание ведущих идей курса, подводящих учащихся к выводам мировоззренческого характера.
Таким образом, активизация учебно-познавательной деятельности учащихся при проверке их знаний и умений на уроке способствует:
1) преемственность классных и домашних заданий, их связь с главными вопросами урока, усложнение в соответствии с развитием учебных, интеллектуальных и практических умений учеников;
2) сочетание различных средств и приемов проверки знаний и умений в зависимости от места проверки в структуре урока;
3) разнообразие домашних заданий, опора на внеклассное чтение, летние задания.
Психологи установили, что первоначально все сведения, которые получают дети из различных источников (от учителя, из книг, окружающей среды), запечатлеваются в оперативной памяти. Здесь они хранятся не более двух суток, причем 70-80 % из них забываются в первые сутки. Лишь немногие из первоначально воспринятых сведений из оперативной памяти переходят в долговременную, сохраняющую их от нескольких месяцев до нескольких лет. В психологической науке уделяется большое внимание изучению условий, при которых сведения из оперативной памяти переходят в долговременную. Ими установлена следующая закономерность: в долговременную память переходят те знания, которые повторены 2-3 раза в течение первых двух суток, т. е. пока знания сохраняются в оперативной памяти. Если повторение произойдет после трех дней, знания уже забудутся, все придется начинать сначала.
Отсутствие закрепления только что приобретенных знаний, а также повторения их на следующем уроке приводит к тому, что учителю и учащимся приходится снова тратить время на новое заучивание забытого.
Следовательно комплексное применение методов дает возможность проверять одновременно всех или значительное число учащихся на уроке, систематически и объективно выявлять усвоение наиболее важных сторон знаний и умений с затратой небольшого количества времени на выполнение задания или ответ, а от учителя на их проверку.
Список литературы.
- Белов И.Г., Корчагина В.А. "Уроки ботаники в 5-6 классах" М., "Просвещение".
- Верзилин Н.М., Корсунская В.М. "Общая методика преподавания биологии" М., "Просвещение".
- Гашкова О.А. "Практические занятия по общей ботанике" М., "Просвещение".
- Мягкова А.Н. и др. "Организация учебной деятельности школьников на уроках биологии". М., "Просвещение".
- Никишов А.И. "Как обучать биологии" М., "Владос".
- Никишов А.И. "Тетрадь для оценки качества знаний по биологии" М., "Дрофа".
- Падалко Н.В., Федорова В.Н. "Методика обучения ботанике" М., "Просвещение".
- Сухова Т.С., Кучменко В.С. "Биология" М., "Вента-Граф".