Цели урока:
- Познакомить с новыми звуками и буквой.
- Закреплять умение работать со схемой слова, делить слова на слоги, ставить ударение, выделять нужный звук, делить звуки на гласные и согласные, характеризовать согласные по твёрдости-мягкости, парности-непарности, глухости-звонкости.
- Развивать устную речь, логическое мышление, внимание, умение сравнивать, анализировать и делать выводы, а так же работать над выразительностью чтения.
- Воспитывать чувство гордости за Родину, патриотизм, стремление быть полезным своей стране на основе произведений русских поэтов.
Оборудование: Диск с презентацией, компьютер, мультимедийный проектор, фокусы.
ХОД УРОКА
I. ОРГМОМЕНТ.
Показываю фокус. (Приложение 1)
- Ребята, кто догадался, кто у нас сегодня в
гостях? (Фокусник)
- Кто такой фокусник?
- Фокусник – это артист, который демонстрирует
фокусы в цирке или на эстраде.
- А вы любите фокусы? Если будем на уроке
внимательно слушать, активно работать, то может
быть нам ещё он покажет фокусы.
- Познакомьтесь с ним.
На доске появляется рисунок с изображением фокусника. Слайд 1.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
- А сейчас, ребята, фокусник предлагает нам с вами перейти к гимнастике, которая поможет нам подготовиться к работе.
1) Гимнастика.
1) Упражнение на дыхание: вдох – медленный
выдох.
2) Упражнение для губ: улыбнуться – вытянуть губы
вперед трубочкой.
3) Упражнения для языка: почистить зубки,
пощелкать кончиком языка.
4) Медленный глубокий вдох – краткий резкий
выдох, выдох через рот.
2) Найти слова:
КОЛЕСОКИСЕЛЬНИК.
3) Прочитать пары слов. Назвать парные согласные:
Дуб – суп
Луг – лук
Пруд – прут
Гараж – шалаш
Воз – рос
- Назовите звонкие согласные, глухие согласные.
- Сегодня мы познакомимся ещё с одной буквой.
III. ЗНАКОМСТВО С НОВЫМИ ЗВУКАМИ И БУКВОЙ.
1)
- Что показывает фокусник? (Фокус)
- Разделите на слоги, поставьте ударение.
Произнесите 1-й звук этого слова и дайте ему
характеристику. (Согласный, глухой, твёрдый.)
- Фокусник пришел не один, а принес с собой птицу.
Послушаем загадку.
Есть сторож ночной у зелёного дома.
Как только на лес опускается дрёма,
Он, ухая гулко, на вахту спешит,
И смотрит, и слушает:
Кто там шуршит?
- Определите название этой птицы по звуковой схеме слова и по ее изображению.
(Филин) Слайд 3.
- Разделите на слоги, поставьте ударение. Дайте
характеристику 1-му звуку. (Согласный, глухой,
мягкий.)
- Давайте подведем итог этой части урока. Что же
мы узнали о новых звуках?
- Какой буквой на письме мы будем их обозначать?
Кто из вас знает имя новой буквы? (эФ)
2) Фокус. (Приложение 2)
3) Физминутка.
- Напомню вам, что наш гость выступает на арене цирка. А в цирке часто звучат аплодисменты. Я сейчас буду называть вам слова, имеющие отношение к цирку. Если в слове есть интересующие нас звуки, вы должны 3 раза хлопнуть. Вот так. А если нет – движение головой в разные стороны.
- Арена, афиша, артисты, фокусы, звери, птицы, факир, билет, смех, фонарь, радость, фантазия, удовольствие, буфет.
- Молодцы! Поаплодируем себе.
4) Знакомство с буквами “Ф ф”. Слайд 4.
- Ребята, а на что похожа буква “Ф”? (На ключ,
на филина, другие ответы детей).
- А теперь, послушайте веселые стихи о букве
“Ф”:
С этой буквой на носу
Филин прячется в лесу.Филин – два огромных глаза –
Букву “Ф” напомнит сразу.
Лупоглазый целит взгляд,
Словно фотоаппарат.Я футбольный судья.
Целый день с мальчишками.
Два футбольных мяча
У меня под мышками.Всем известно без подсказки:
Буква Ф – как ключ от сказки.
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас.
IV. ОТРАБОТКА НАВЫКА ЧТЕНИЯ СЛОГОВ С НОВОЙ БУКВОЙ.
1) Прочитайте слоги на доске: фу фе фы фи фа фо фё Слайд 4.
- шепотом (хором)
- громко (хором)
- радостно (девочки)
- вопросительно (мальчики)
- торжественно (один)
- На какие группы их можно разделить? По какому
признаку?
- Какие гласные обозначают мягкий звук?
2) Гимнастика для глаз.
(К указке прикрепляется бабочка.)
Прилетела бабочка,
Села на указку,
Попытайтесь вслед за ней
Пробежаться глазками.
Глазками передвигаем БАБОЧКУ согласно командам: вверх, вправо, влево, вниз.
V. РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ.
1) Чтение слов с четким проговариванием и постановкой ударения на стр. 195.
- Какие незнакомые слова вам встретились?
2) Беседа по иллюстрации (стр.194 – 195).
- Что изображено?
- Какие корабли? (Лодка, парусник, теплоход,
ледоход, крейсер, подводная лодка.)
- Как одним словом назвать то, что вы видите?
- Правильно. Флот – это крупное соединение
военно-морских судов. Слайд 5.
- Ребята, а вы знаете, что первый русский корабль был построен при царе Алексее Михайловиче Романове? И назывался “Орел”! Особое внимание флоту стал уделять Петр I. В 1696 году, 20 октября, Боярская Дума, высший совещательный орган Государства, вынесла решение – морским судам быть! Именно эту дату считают днем основания нашего флота.
- А что вы ещё видите на иллюстрации?
- “Роза ветров” - компас (ориентир в водном пространстве).
- Андреевский флаг – флаг русского флота. Крест святого Андрея Первозванного, считавшегося покровителем России, лёг в основу флага российского флота, введённого Петром I в 1696, и официально принятого в 1703 году. Слайд 6.
3) Великий русский поэт А.С. Пушкин так сказал об этом событии: Слайд 7.
“Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно.
Ногою твёрдой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе”.
(Читает учитель)
Город, о котором идет речь в стихотворении сейчас называется Санкт-Петербург. Во времена правления Петра Первого он являлся столицей государства. Слайд 8.
- А как вы понимаете выражение “В Европу
прорубить окно”?
- Это значит наладить отношения с европейскими
странами по морскому пути.
4) Чтение детьми (жужжащее).
5) Чтение вслух хором (отработка выразительности).
- Кто сможет прочитать выразительно? (1-3 чел.)
6) Физминутка.
На болоте две подружки, две зелёные лягушки
Утром рано умывались, полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям физкультпривет!
(Сопровождать чтение движениями.)
7) Стихотворение А.С. Пушкина на стр. 194 читает ученик:
… Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
- Из какого произведения взяты строки?
(“Сказка о царе Салтане…”.)
- Какой из кораблей на иллюстрации, больше
подходит к стихотворению? Почему? (В то время
были парусные суда.)
Отработка выразительного чтения. (Спросить нескольких учащихся.)
VI. ИТОГ УРОКА.
- С какими же звуками мы сегодня познакомились?
- Охарактеризуйте эти звуки.
- Какой буквой обозначаются эти звуки?
- Мы хорошо поработали, а теперь посмотрим фокус.
Фокус (Приложение 3)