Цель урока: закрепление знаний нумерации чисел от 11 до 100, умения решать примеры и задачи изученного вида.
Задачи урока:
- создать ситуацию, способствующую поиску решений поставленной проблемы;
- создать на уроке атмосферу сотворчества и взаимодействия;
- формировать эрудицию младших школьников, способствовать расширению их кругозора;
- развивать логическое мышление, память учащихся;
- воспитывать внимание, аккуратность.
Оборудование урока: изображения героев: дядя Фёдор, пёс Шарик, кот Матроскин, план путешествия, карточки с числами, тексты задач, сундук с шоколадными монетами, рисунки болота, леса.
ПЛАН УРОКА
1. Организационный момент. 1 мин
2. Сообщение темы урока. 2 мин
3. Устный счет. 6 мин
4. Физкультминутка. 1 мин
5. Решение задачи. 8 мин
6. Арифметические действия с круглыми десятками. 5
мин
7. Физкультминутка. 1 мин
8. Самостоятельная работа по группам. 6 мин
9. Графический диктант. 2 мин
10. Геометрический материал. 5 мин
11. Рефлексия. 2 мин
12. Итог урока. 1 мин
Ход урока
I. Организационный момент:
Встали ровненько, красиво. Посмотрю - ка я на вас!
Молодцы, все встали прямо. Ах, какой хороший класс!
Здесь затеи и задачи, игры , шутки, всё для вас.
Пожелаю вам удачи. За работу, в добрый час!
II. Сообщение темы, целей урока:
- Ребята, вы любите приключения? Сегодня на уроке мы будем не только решать примеры изученных видов, задачи, повторим нумерацию двузначных чисел, соотношения единиц измерения длины, Р прямоугольника, но и совершим увлекательное путешествие с героями мультфильма.
- Кто они? Из какого мультфильма? (на доске изображения героев: дядя Фёдор, пёс Шарик, кот Матроскин)
- Вместе с ними мы отправимся на поиски клада по этому плану. (на доске – план путешествия)
III. Устный счёт:
- Ребята, а давайте подскажем нашим друзьям, с чего мы начинаем любой урок математики.
Хором:
- На уроке нам не грустно –
Хорошо считаем устно!
- Начинаем работу по плану.
1. ЗАПИСКА.
- Чтобы её прочитать, надо расставить двузначные числа в порядке возрастания. (работа с карточками у доски; чтение записки – “Желаем вам удачи!”)
Кот Матроскин обращается к вам за помощью. (решение логической задачи)
Корова Мурка в обед дала 6 литров молока: 3 литра Матроскин отдал телёнку Гаврюше, 1 литр выпил сам. Вечером он заглянул в ведро и обнаружил, что там осталось 2 литра. “Интересно” - подумал Матроскин, пил ли молоко пёс Шарик?
- Как вы думаете, ребята? И почему?
- Молодцы! Но, чтобы перейти к следующему препятствию нашего плана, герои приготовили ещё одно задание на развитие логического мышления. (решить примеры и назвать лишний; развитие умения читать примеры разными способами: 28-8 10+10 20+5 24-4)
2. ЛЕС.
- Вот мы и подошли к следующему этапу нашего путешествия- это густой лес. Много бед таят леса, волк, медведь там и лиса!
Чтобы пройти через лес, надо справиться с математической цепочкой. Если вы правильно выполните все арифметические действия, то можете подсказать нашим друзьям, древесина какого дерева не гниёт, а со временем становится только твёрже. Внутренние стены Московского Кремля сделаны из этого дерева и служат уже более 500 лет.
(Кедр - 57. Лиственница - 74. Сосна - 62. 23+2–1+6+40+4)
IV. Физкультминутка.
А теперь мы дружно встанем,
Отдохнём мы на привале.
Вправо, влево повернись,
Наклонись и поднимись.
Ручки вверх и ручки в бок
И на месте прыг да скок.
Молодцы мои детишки.
Замедляем, детки, шаг.
И на месте стой! Вот так!
хором: А теперь мы сядем дружно,
Нам ещё работать нужно!
V. Решение задачи.
Вот мы прошли через лес. Перед нами новое препятствие. Но сначала наметим дальнейший маршрут в тетради.
Xором:
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь!
- Записываем: число, классная работа.
- Ребята, подскажем нашим друзьям, с чего мы начинаем работу в тетради.
*С минутки чистописания. (написали, проговорили)
3. Арифметический диктант.
- Перед следующим испытанием проведём небольшую разминку – арифметический диктант:
- Запишите числа: 15, 50, 70, 100.
- Запишите число, в котором: 3дес. 8 ед.; 8 дес. 3 ед..
- Сравните числа 67 и 76.
- Какие это числа:10 = 5, 70 = 3, 90 = 6, 50 = 0.
4. РЕКА.
- Подошли мы к реке. Но, чтобы перебраться через неё, надо построить мост. В этом нам поможет задача. (на партах у уч – ся листы с текстами задачи)
Пёс Шарик принёс 10 брёвен, а Матроскин на 3 бревна меньше. Сколько брёвен они принесли вместе?
- Что известно в задаче?
- Что надо узнать?
- Составим к задаче краткую запись.
- Можем сразу ответить на вопрос задачи?
- Почему? Что нам известно?
- Как узнать? Можем теперь ответить на вопрос
задачи? Как?
- Записываем ответ.
VI. Арифметические действия с круглыми десятками.
5. БОЛОТО.
- Итак, мы построили мост и вместе с друзьями переходим через реку. Но впереди болото. Как же нам перебраться через болото? (по кочкам)
- Правильно! Надо перепрыгивать с кочки на кочку. Вы готовы? Тогда вперёд! (на доске открывается рисунок болота с кочками, на которых примеры с окошками)
30+30 | +40 | ||
-20 | -30 |
Решение примеров с комментированием записываем в тетрадь. (чтение примеров разными способами)
VII. Физкультминутка “Бабочка”
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, повернулcя.
Взвился вверх и улетел.
VIII. Самостоятельная работа по группам.
6.
- Молодцы! Вы справились со всеми заданиями, но для того, чтобы добраться до клада, надо подняться в гору, а для этого вспомним, какие единицы измерения длины мы изучали?
Выполните самостоятельную работу ”Соотношения единиц измерения длины”. Каждый ряд это группа и от работы каждого из вас зависит результат всей группы.
1 ряд – (1дм-8см=…+10мм=…-1см…+20мм=…-25м=…+16мм=…-
1см= …)
2 ряд – (2дм- 10см=…+10мм=…+ 12см=…-2см=…-
1см=…+5мм=…+10мм…)
3 ряд – (3дм-
10см=…+5мм+…-10мм=…+15мм=…+1см=…+5см=…+10мм=..)
IX. Графический диктант.
Оценку, которая получила каждая группа за работу, я зашифровала в диктанте. Отступите вниз от последней записи 2 клетки, а от полей (или левого края тетради) 3 клетки вправо и поставьте точку.
3 клетки вправо, 1 клетка вниз, 2 клетки влево, 1 клетка вниз, 2 клетки вправо, 3 клетки вниз, 3 клетки влево, 1 клетка вверх, 2 клетки вправо, 1 клетка вверх, 2 клетки влево, 3 клетки вверх.
Х. Геометрический материал.
7.
- Вот мы и добрались до клада, но чтобы открыть
сундук и узнать, что в нём лежит, надо ответить на
вопросы и выполнить последнее задание.
- Ребята, чем отличается прямая линия от отрезка?
- Выполните задание №2 на ваших листах.
(Начертите два отрезка: длина первого – 1дм, а длина второго – на 6 см меньше.)
XI. Рефлексия.
Цель: обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции.
Задание: На цветолистике отметить своё настроение в начале урока и в конце урока буквами Н, К.
Настроение | Цвет |
Восторженное | Красный |
Радостное | Оранжевый |
Приятное | Жёлтый |
Грустное | Зеленый |
Спокойное | Синий |
Тревожное | Черный |
Унылое | Фиолетовый |
ХII. Подведение итога урока.
- Что мы закрепляли на уроке?
- Молодцы, все препятствия вы преодолели вместе с
нашими друзьями. А теперь мы можем открыть
сундук.
- Что же в нём? Золотые монеты! (учитель раздаёт
шоколадные монеты учащимся)
- Урок окончен. До свидания!