Окружающий мир. 1-й класс. Тема "Твои помощники - органы чувств"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель: проверка развития у учащихся разных ощущений, а также формирование правил охраны органов чувств.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с нашими органами чувств, их значением и защитой. Формировать общую культуру учащихся.
  2. Развивать навыки исследовательской деятельности; мышление, внимание, грамотную речь.
  3. Воспитывать бережное отношение к органам чувств, к своему здоровью.

Оформление:

  1. Таблички с названиями органов чувств и с правилами их охраны.
  2. У каждого учащегося на столе шарик и листок с изображением “Пушистиков”

Оборудование:

  1. Маркеры.
  2. Скотч.
  3. Уши и руки для шариков, сделанные из бумаги.
  4. Сок, апельсин и яблоки.

1. Мобилизующее начало урока.

Приветствие.

- Улыбнитесь друг другу, поделитесь своим хорошим настроением, улыбнитесь нашим гостям.

2. Изучение нового материала.

- Мы в мультфильме смешарики за спиною шарики.
- Ребята, а почему наши шарики не видят? (нет глаз)
- Значит с помощью чего мы видим?
- Да, ребята, глаза-это органы зрения.

На доске появляется надпись (глаза-органы зрения)

- С помощью глаз мы смотрим на наш прекрасный мир.
- Закройте глаза, много вы видите?
- Давайте нарисуем нашим шарикам глаза.
- Скажите как нужно себя вести, чтобы сохранить наше зрение, чтоб глаза служили нам как можно дольше? (ответы детей)
- Молодцы, вы все правильно сказали.

На доске появляется: При чтении не подносить книгу близко к глазам, не читать книгу лёжа, не читать в плохо освещённой комнате, не смотреть телевизор очень близко.

- Как вы думаете, а плакать полезно или вредно?

Слёзы защищают глаза при попадании в них посторонних мелких предметов – соринок, пыли, а также при травме органа зрения. Но еще мы плачем, когда глаза не повреждены. Это происходит когда мы падаем, получаем ушибы, ожоги и т.д. Так гораздо быстрее заживают раны, потому что слезные железы вырабатывают вещества, которые способствуют заживлению ран.

- Давайте поиграем в игру “глухой телефон”. Я прошепчу на ушко слово, а ты что понял передаешь следующему и т.д. Последний называет слово, которое он услышал.

- С помощью какого органа вы узнали какое слово я назвала? (ухо)

На доске: Уши – органы слуха.

- Ухо – один из самых интересных инструментов нашего тела. Оно может воспринимать как тихое тиканье часов, так и оглушительные взрывы.
- Для того, чтобы слышать как можно лучше и дольше сохранить свой слух, нужно соблюдать определенные правила.
- Как вы думаете какие? (ответы детей)

Работаю с доской.

- Никогда ничего не засовывай в ухо, не кричи никому в ухо, не слушай громко включенный телевизор и другое, смотри на того с кем разговариваешь, ты услышишь своего собеседника лучше.

- Давайте прикрепим уши нашим шарикам.
- Отгадайте на ощупь предмет, который лежит в коробке. (По очереди выходят, узнают предмет).
- Что это?
- С помощью чего вы угадали? (С помощью рук)
- А могут ли ваши шарики угадать, как вы сейчас угадывали? (у них нет рук)
- Давайте прикрепим им руки.

На доске: Кожа – орган осязания.

- Вы все прекрасно знаете, что наше тело покрыто кожей. А знаете ли вы, что и кожа является органом тела?
- В то время как другие органы занимают мало места, кожа расстилается по всему телу тонкой оболочкой.
- Зачем человеку нужна кожа? (ответы детей)

- В теле человека содержится много воды, если бы не было кожи, вода бы вылилась и испарилась. Кожа дает прекрасную защиту от микробов. Кожа помогает адаптироваться к жаре и холоду. Когда жарко маленькие железы выделяют пот, который охлаждает тело. Кровеносные сосуды раскрываются и поднимаются к поверхности кожи, чтобы охладить кровь. Вот почему у человека иногда происходит покраснение лица. Когда холодно кровеносные сосуды сжимаются, чтобы сохранить тепло, волосы на руках и ногах поднимаются. В таких случаях говорят, что у человека гусиная кожа.

- Как вы думаете, какие правила нужно соблюдать, чтобы сохранить кожу?

Работаю с доской: не допускать обморожения и другие повреждения, мыть руки перед едой, после туалета, хотя бы 1 раз в неделю мыться в бане.

Физминутка:

Топай, Мишка, хлопай, Мишка.
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперед и вниз.
Улыбайся и садись.

- Закройте глаза, как вы думаете, что я сейчас пронесла по классу? (Апельсин)
- По какому признаку вы догадались? (По запаху)
- Чем мы чувствуем запах? (Носом)
- А наши шарики могут почувствовать запах? (Нет носа)
- Дорисуем нос шарикам.

На доске: Нос – орган обоняния.

- Как вы думаете, как мы чувствуем запахи?

- В средней части носа находятся обонятельные нервы. Они ответственны за нашу способность чувствовать различные запахи, т.е. за наше обоняние. Воздух, который мы вдыхаем, раздражает окончания этих нервов. Если он имеет запах, например, запах роз, мы немедленно его почувствуем. Обонятельные нервы очень чувствительны, они способны различать тысячи разных запахов.

- А какие запахи мы можем чувствовать? (Приятные, неприятные, предупреждающие: дыма, газа).
- А как нужно беречь и охранять орган обоняния?

На доске: не допускать, чтобы был насморк, если появился, то лечить; чистить нос, не допускать обморожения носа.

- Подойдите ко мне, я вас угощу соком.

Стоят у доски.

- Каким соком я вас угостила?
- Как вы поняли, какой это сок? (На вкус)
- С помощью чего мы чувствуем вкус? (С помощью языка)

На доске: Язык – орган вкуса.

-Вкус возникает при воздействии различных растворимых веществ на вкусовые рецепторы. На языке вкусовые рецепторы распределены в разных зонах. Каждая зона воспринимает определенный вкус. Задняя часть языка более восприимчива к горькому вкусу. Боковые стороны - к кислому и соленому, а кончик языка к сладкому вкусу.

- А какой частью языка вы почувствовали вкус сока? (кончиком языка)
- Как нужно беречь орган вкуса?

На доске: не обжигать, не прикусывать.

- А где находится язык? (во рту)
- Давайте дорисуем шарику рот.

3. Закрепление.

- Давайте поиграем, я начинаю предложение, а вы продолжаете. Слушайте внимательно.

  1. Перед едой нужно обязательно… (мыть руки)
  2. Во время еды нельзя…(разговаривать с набитым ртом)
  3. Никогда не ешь не мытые…(овощи и фрукты)
  4. Свет при письме должен падать …(слева)
  5. Во время просмотра телевизора нужно…(сделать небольшую громкость, сидеть не близко)

- Молодцы! Посмотрите на ваши шарики. Теперь у них все есть?
- За это они вам дарят тарелку с яблоками.
- Посмотрите на свое яблоко, какого оно цвета? Какой орган помог определить цвет? (глаза)
- Какое оно на ощупь? (гладкое)
- Что вам помогло определить поверхность яблока? (кожа)
- Как вы думаете, какое оно на вкус? Какой орган поможет? (язык)
- А как яблоко пахнет? (ароматное, душистое)
- А что вам подскажут уши? Давайте откусим яблоко, что вы услышали? (хруст)

4. Итог урока

- Давайте еще раз перечислим все органы чувств. (глаз, уши, нос, кожа, язык). Как они нам помогают? (ответы детей)
- У человека есть верные помощники, они помогают ему видеть, слышать, чувствовать вкус и запах, ощущать холод, боль прикосновение.
- У вас на столе лежат листочки, раскрась того пушистика, у которого такое же настроение как у тебя. (Показывают своих пушистиков)
- Спасибо за урок, урок окончен!