Урок-игра в 5–6-х классах "Путешествие в город Предметинск страны Морфология"

Разделы: Русский язык


Цель:

  • повысить мотивацию к изучению русского языка через занимательные задания;

  • расширить представления учащихся о грамматических признаках имени существительного через задания повышенной сложности.

Форма работы: групповая.

Предварительное задание группам: составить грамматическую сказку об имени существительном (например: «Существительное – дирижер грамматического оркестра», «Эти гордые имена собственные», «Живая душа одушевленных существительных», «Караул! Пропало число!», «Кого склоняет склонение?»).

Ведущий. С давних пор в стране Морфология в городе Предметинске живут Части речи. Одни из них очень знаменательные: Существительное, Прилагательное, Числительное, Местоимение, Глагол, Наречие. А прислуживают им слова совсем не знаменательные. Их назвали служебными. Это Предлоги, Союзы и Частицы.

Особенно все любили Существительное, потому что оно всегда было добродушным и дружило со всеми. Но больше всего – с Прилагательным и Глаголом. Прилагательное всегда уступало Существительному, помогало ему, соглашалось с ним во всем. Если Существительное скажет: «СНЕГ», то Прилагательное тут же добавит: «БЕЛЫЙ, ЛЕГКИЙ, ПУШИСТЫЙ». Существительное посмотрит вокруг, улыбнется и скажет: «КРАСОТА… СОЛНЫШКО… ТРАВКА… ЦВЕТЫ…». Прилагательное тут как тут: «НЕОБЫКНОВЕННАЯ, ЧАРУЮЩАЯ. ЯРКОЕ, ТЕПЛОЕ, ЛАСКОВОЕ. ЗЕЛЕНАЯ, ШЕЛКОВАЯ, МЯГКАЯ. ЛАЗОРЕВЫЕ, АЛЫЕ…». К их беседе любил присоединяться Глагол. Слушает, слушает, а потом и сам вставит слово: «ПОЛЮБУЙТЕСЬ. ПАДАЕТ, КРУЖИТСЯ. ПРОБИВАЕИТСЯ, ЗЕЛЕНЕЕТ, РАСТУТ, РАСЦВЕЛИ…»

Имя существительное – не только древнейший, но и важнейший житель и работник Морфологии: каждое второе слово в речи – имя существительное.

Днем Существительные служат в соседнем Синтаксисе, где на них все держится. Они все могут. Могут быть и подлежащими, и сказуемыми, и дополнениями, и определениями, и обстоятельствами.

Учитель. Сегодняшний урок-игра посвящен имени существительному, мы расширим свои представления об этой важнейшей части речи, поговорим о морфологических признаках имени существительного. Начнем с проверки домашнего задания.

Учащиеся по командам читают сказки об имени существительном. Другие команды объясняют грамматический смысл сказки.

Учитель. Вспомним морфологические признаки имени существительного.

(Ответы учащихся: Постоянные признаки - собст./нариц., одуш./неодуш, род, склонение. Непостоянные признаки - число, падеж.)

Ведущий. Нужны ли имена собственные? А если бы их не было? Вообрази на мгновение, что навсегда исчезли все географические названия – городов, рек, морей, гор, стран, улиц. Тот час бы остановилась работа почты. В напрасных поисках мечутся пожарные машины и скорая помощь – никаких адресов ведь нет. Парализован транспорт: никто не знает, куда едет, где пересесть, где сойти. Грузы вместо Гваделупы идут в Марсель. Мировое хозяйство распалось, человечество отброшено к первобытному состоянию. И все из-за такой мелочи, как названия, то есть собственные имена существительные.

Учитель. Ваше второе задание - заполнение кроссворда (по командам).

Какое слово получилось по вертикали? («собственное»).

(задания для кроссворда – см. карточку 1)

Учитель. Слова-существительные делятся на два больших разряда: одушевленные и неодушевленные. Почему одушевленные имена существительные отвечают на вопрос КТО? Потому что обозначают живых существ. Но почему все слова, обозначающие растения, отвечают на вопрос ЧТО?, ведь, с точки зрения биологии, это живая природа. Ответ следует искать в глубокой древности.

Наши далекие предки живыми считали только то, что бегает, летает, плавает, а растения стоят на месте. В то время еще не было учения о живой природе, поэтому весь растительный мир с точки зрения грамматики оказался неодушевленным.

Ведущий. Я опять расскажу вам грамматическую сказку, которую вам надо дописать.

По реке плывет Плот. На берегу сидит неподвижно толстый ленивый Кот.

Плот спрашивает у Кота:

- Ты живой?

- Живой.

- А чем докажешь?

- Двигаюсь, - лениво ответил Кот.

- Нет, это я двигаюсь: я плыву, а ты сидишь, - возразил Плот.

- Захочу – буду шевелиться, - опять медленно и лениво произнес Кот.

- Я – великий Плот, живой, потому что я плыву, то есть двигаюсь, а ты, Кот, - неодушевленный. Ты вещь, а я существо.

Кот подумал и говорит:

- Я тебе грамматически точно докажу, кто есть кто, а что есть что. Я тебя винительным падежом убью. Твой именительный не устоит против моего винительного.

Задание: при чем тут именительный и винительный падежи? Закончите эту сказку, предложив объяснение (задание выполняется устно).

Учитель. А теперь, когда вы знаете, как грамматически различать существительные одушевленные и неодушевленные, выполните задание. Распределите слова по двум колонкам. (см. карточку №2)

Кукла, барабан, мертвец, голова, русалка, леший, микроб, домовой, колобок, виноград.

( Правильный ответ:

Одушевленные имена существительные

Неодушевленные имена существительные

Кукла, мертвец, русалка, леший, домовой, колобок.

Барабан, голова, виноград, микроб.

Учитель. Вы знаете, что каждое имя существительное принадлежит к одному из знатных родов. Их всего три, они располагаются на древе познания обособленно: на самом верхнем этаже – дамы, в центре – господа, а внизу – существа. Но зачем имени существительному род? Жили бы все вместе. Вот в английском языке, например, нет никакого деления на роды. И в армянском, и в турецком, и в китайском, и в узбекском, и в татарском, и во многих других. Но в этом одна из особенностей русского языка: мы очеловечиваем многие слова. Недаром писатели и поэты постоянно пишут: Волга-матушка, но Дон-батюшка, Одесса-мама, но Ростов-папа. «С чистой красавицей-Волгой встретился Ганг быстротечный…».

Поговорим о родах имени существительного.

ВИКТОРИНА.

1. Можно ли существительное дом переделать так, чтобы, оставаясь в именительном падеже единственного числа и сохраняя мужской род, оно приобрело бы окончания –а, -е, -о? Приведите примеры.

(ответ: можно. Домина, домище, домишко.)

2. Назовите несколько одушевленных существительных среднего рода.

(ответ: дитя, чудовище, насекомое, животное, существо).

В каких баснях И.А.Крылова встречаются имена существительные общего рода? Назовите эти слова.

(ответ: зевака, забияка из басни «Слон и Моська», кривляка («Зеркало и Обезьяна»),

невежда («Петух и Жемчужное зерно»).

4. Как определить род существительных «плакса», «врач», «жадина», «староста», «археолог»? (ответ: в контексте)

5. В каком фразеологизме существительное «зло» употребляется во множественном числе? (ответ: из двух зол выбирают меньшее).

6. Являются ли родовыми антонимами слова:

кувшин – кувшинка,

графиня – графин,

машинист – машинистка ?

(ответ: нет, у них разное лексическое значение).

Учитель. Непостоянные признаки существительного – это возможность слово изменять. Показателем изменения слова является его окончание

Задание командам: составьте словосочетание, поставив указанное слово в форму Родительного падежа множественного числа. Помните про

окончания.

(задание смотрите на карточке №3 для разных групп)

Правильные ответы:

Команде 1

Команде 2

Команде 3

Команде 4

Много киргизов

Граммов

Помидоров

Облаков

Грузин

Группа драгун

Пара валенок

Много друзей

Монголов

Аршин

Баклажанов

Очков

Трое армян

Группа партизан

Пара сапог

Двое сыновей

Таджиков

Килограммов

Апельсинов

Яблок

Трое датчан

Группа гусар

Пара чулок

Несколько князей

Калмыков

Гектаров

Мандаринов

Туфель

Трое англичан

Полк солдат

Пара погон

мужей

Подведение итогов.

Учитель.

Сегодняшний урок в форме игры был посвящен имени существительному. О многих интересных особенностях этой части речи мы поговорили, выполняя интересные и сложные задания. А о многих особенностях имени существительного разговор еще впереди – на уроках русского языка. И я надеюсь, что на каждом уроке русского языка вам будет интересно, потому что язык наш необыкновенно богат и красив. И обращаться с ним надо необыкновенно бережно. Об этом прекрасно сказал поэт Вадим Шефнер в стихотворении «Слово»:

Ведущий.

Много слов на земле. Есть дневные слова, -
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть слова – словно раны, слова – словно суд, -
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убито, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Пусть разменной Монетой не служат они, -
Золотым эталоном их в сердце храни!
И не делай их слугами в мелком быту –
Береги изначальную их чистоту…

Карточка №1.

Кроссворд.

Вписав в клеточки собственные имена существительные, вы прочтете в выделенном столбце спрятанное слово.

  1. Автор сказки «Аленький цветочек».
  2. «Вдруг сердито под окном пес залаял». Как звали пса?
  3. «И сейчас же с высокой скалы к ….. спустились орлы». Вставьте пропущенное имя.
  4. Фамилия Кота – героя мультфильма.
  5. Басня, где музыканты никак не могли сыграться.
  6. Персонаж повести А.Гайдара, любивший лазить по чужим садам.
  7. Сказка А.Н.Островского (по ней написана знаменитая опера).
  8. Сказка Г.Х.Андерсена.
  9. Название деревни, где происходили невероятные события в ночь перед Рождеством.
  10. Дедушка русской басни.
  11. Автор «Сказа о тульском косом Левше и стальной блохе».

Карточка №2.

Теперь, когда вы знаете, как грамматически различать существительные одушевленные и неодушевленные, распределите слова по двум колонкам. Озаглавьте колонки.

Кукла, барабан, мертвец, голова, русалка, леший, микроб, домовой, колобок, виноград.

 

 

 

 

 

 

 

Карточка №3 (для группы 1)

Составьте словосочетание, поставив указанное слово в форму Родительного падежа множественного числа.

  • киргиз

  • грамм

  • помидор

  • облако

  • грузин

  • драгун

  • валенок

  • друг

Карточка №3 (для группы 2).

Составьте словосочетание, поставив указанное слово в форму Родительного падежа множественного числа.

  • монгол

  • аршин

  • баклажан

  • очко

  • армянин

  • партизан

  • сапог

  • сын

Карточка №3 (для группы 3).

Составьте словосочетание, поставив указанное слово в форму Родительного падежа множественного числа.

  • таджик

  • килограмм

  • апельсин

  • яблоко

  • датчанин

  • гусар

  • чулок

  • князь

Карточка №3 (для группы 4).

Составьте словосочетание, поставив указанное слово в форму Родительного падежа множественного числа.

  • калмык

  • гектар

  • мандарин

  • туфель

  • англичанин

  • солдат

  • погон

  • муж

Домашнее задание. Написать сочинение-эссе на одну из тем: «Что такое слово?», «Что такое речь?», «Путешествие в город без Орфографии».

Использованная литература.

  1. Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день: Русский язык на уроке в 5 классе. – М., 1995.