Цель:
-
повысить мотивацию к изучению русского языка через занимательные задания;
-
расширить представления учащихся о грамматических признаках имени существительного через задания повышенной сложности.
Форма работы: групповая.
Предварительное задание группам: составить грамматическую сказку об имени существительном (например: «Существительное – дирижер грамматического оркестра», «Эти гордые имена собственные», «Живая душа одушевленных существительных», «Караул! Пропало число!», «Кого склоняет склонение?»).
Ведущий. С давних пор в стране Морфология в городе Предметинске живут Части речи. Одни из них очень знаменательные: Существительное, Прилагательное, Числительное, Местоимение, Глагол, Наречие. А прислуживают им слова совсем не знаменательные. Их назвали служебными. Это Предлоги, Союзы и Частицы.
Особенно все любили Существительное, потому что оно всегда было добродушным и дружило со всеми. Но больше всего – с Прилагательным и Глаголом. Прилагательное всегда уступало Существительному, помогало ему, соглашалось с ним во всем. Если Существительное скажет: «СНЕГ», то Прилагательное тут же добавит: «БЕЛЫЙ, ЛЕГКИЙ, ПУШИСТЫЙ». Существительное посмотрит вокруг, улыбнется и скажет: «КРАСОТА… СОЛНЫШКО… ТРАВКА… ЦВЕТЫ…». Прилагательное тут как тут: «НЕОБЫКНОВЕННАЯ, ЧАРУЮЩАЯ. ЯРКОЕ, ТЕПЛОЕ, ЛАСКОВОЕ. ЗЕЛЕНАЯ, ШЕЛКОВАЯ, МЯГКАЯ. ЛАЗОРЕВЫЕ, АЛЫЕ…». К их беседе любил присоединяться Глагол. Слушает, слушает, а потом и сам вставит слово: «ПОЛЮБУЙТЕСЬ. ПАДАЕТ, КРУЖИТСЯ. ПРОБИВАЕИТСЯ, ЗЕЛЕНЕЕТ, РАСТУТ, РАСЦВЕЛИ…»
Имя существительное – не только древнейший, но и важнейший житель и работник Морфологии: каждое второе слово в речи – имя существительное.
Днем Существительные служат в соседнем Синтаксисе, где на них все держится. Они все могут. Могут быть и подлежащими, и сказуемыми, и дополнениями, и определениями, и обстоятельствами.
Учитель. Сегодняшний урок-игра посвящен имени существительному, мы расширим свои представления об этой важнейшей части речи, поговорим о морфологических признаках имени существительного. Начнем с проверки домашнего задания.
Учащиеся по командам читают сказки об имени существительном. Другие команды объясняют грамматический смысл сказки.
Учитель. Вспомним морфологические признаки имени существительного.
(Ответы учащихся: Постоянные признаки - собст./нариц., одуш./неодуш, род, склонение. Непостоянные признаки - число, падеж.)
Ведущий. Нужны ли имена собственные? А если бы их не было? Вообрази на мгновение, что навсегда исчезли все географические названия – городов, рек, морей, гор, стран, улиц. Тот час бы остановилась работа почты. В напрасных поисках мечутся пожарные машины и скорая помощь – никаких адресов ведь нет. Парализован транспорт: никто не знает, куда едет, где пересесть, где сойти. Грузы вместо Гваделупы идут в Марсель. Мировое хозяйство распалось, человечество отброшено к первобытному состоянию. И все из-за такой мелочи, как названия, то есть собственные имена существительные.
Учитель. Ваше второе задание - заполнение кроссворда (по командам).
Какое слово получилось по вертикали? («собственное»).
(задания для кроссворда – см. карточку 1)
Учитель. Слова-существительные делятся на два больших разряда: одушевленные и неодушевленные. Почему одушевленные имена существительные отвечают на вопрос КТО? Потому что обозначают живых существ. Но почему все слова, обозначающие растения, отвечают на вопрос ЧТО?, ведь, с точки зрения биологии, это живая природа. Ответ следует искать в глубокой древности.
Наши далекие предки живыми считали только то, что бегает, летает, плавает, а растения стоят на месте. В то время еще не было учения о живой природе, поэтому весь растительный мир с точки зрения грамматики оказался неодушевленным.
Ведущий. Я опять расскажу вам грамматическую сказку, которую вам надо дописать.
По реке плывет Плот. На берегу сидит неподвижно толстый ленивый Кот.
Плот спрашивает у Кота:
- Ты живой?
- Живой.
- А чем докажешь?
- Двигаюсь, - лениво ответил Кот.
- Нет, это я двигаюсь: я плыву, а ты сидишь, - возразил Плот.
- Захочу – буду шевелиться, - опять медленно и лениво произнес Кот.
- Я – великий Плот, живой, потому что я плыву, то есть двигаюсь, а ты, Кот, - неодушевленный. Ты вещь, а я существо.
Кот подумал и говорит:
- Я тебе грамматически точно докажу, кто есть кто, а что есть что. Я тебя винительным падежом убью. Твой именительный не устоит против моего винительного.
Задание: при чем тут именительный и винительный падежи? Закончите эту сказку, предложив объяснение (задание выполняется устно).
Учитель. А теперь, когда вы знаете, как грамматически различать существительные одушевленные и неодушевленные, выполните задание. Распределите слова по двум колонкам. (см. карточку №2)
Кукла, барабан, мертвец, голова, русалка, леший, микроб, домовой, колобок, виноград.
( Правильный ответ:
Одушевленные имена существительные |
Неодушевленные имена существительные |
Кукла, мертвец, русалка, леший, домовой, колобок. |
Барабан, голова, виноград, микроб. |
Учитель. Вы знаете, что каждое имя существительное принадлежит к одному из знатных родов. Их всего три, они располагаются на древе познания обособленно: на самом верхнем этаже – дамы, в центре – господа, а внизу – существа. Но зачем имени существительному род? Жили бы все вместе. Вот в английском языке, например, нет никакого деления на роды. И в армянском, и в турецком, и в китайском, и в узбекском, и в татарском, и во многих других. Но в этом одна из особенностей русского языка: мы очеловечиваем многие слова. Недаром писатели и поэты постоянно пишут: Волга-матушка, но Дон-батюшка, Одесса-мама, но Ростов-папа. «С чистой красавицей-Волгой встретился Ганг быстротечный…».
Поговорим о родах имени существительного.
ВИКТОРИНА.
1. Можно ли существительное дом переделать так, чтобы, оставаясь в именительном падеже единственного числа и сохраняя мужской род, оно приобрело бы окончания –а, -е, -о? Приведите примеры.(ответ: можно. Домина, домище, домишко.)
2. Назовите несколько одушевленных существительных среднего рода.
(ответ: дитя, чудовище, насекомое, животное, существо).
В каких баснях И.А.Крылова встречаются имена существительные общего рода? Назовите эти слова.(ответ: зевака, забияка из басни «Слон и Моська», кривляка («Зеркало и Обезьяна»),
невежда («Петух и Жемчужное зерно»).
4. Как определить род существительных «плакса», «врач», «жадина», «староста», «археолог»? (ответ: в контексте)5. В каком фразеологизме существительное «зло» употребляется во множественном числе? (ответ: из двух зол выбирают меньшее).
6. Являются ли родовыми антонимами слова:
кувшин – кувшинка,
графиня – графин,
машинист – машинистка ?
(ответ: нет, у них разное лексическое значение).
Учитель. Непостоянные признаки существительного – это возможность слово изменять. Показателем изменения слова является его окончание
Задание командам: составьте словосочетание, поставив указанное слово в форму Родительного падежа множественного числа. Помните про
окончания.
(задание смотрите на карточке №3 для разных групп)
Правильные ответы:
Команде 1 |
Команде 2 |
Команде 3 |
Команде 4 |
Много киргизов Граммов Помидоров Облаков Грузин Группа драгун Пара валенок Много друзей |
Монголов Аршин Баклажанов Очков Трое армян Группа партизан Пара сапог Двое сыновей |
Таджиков Килограммов Апельсинов Яблок Трое датчан Группа гусар Пара чулок Несколько князей |
Калмыков Гектаров Мандаринов Туфель Трое англичан Полк солдат Пара погон мужей |
Подведение итогов.
Учитель.
Сегодняшний урок в форме игры был посвящен имени существительному. О многих интересных особенностях этой части речи мы поговорили, выполняя интересные и сложные задания. А о многих особенностях имени существительного разговор еще впереди – на уроках русского языка. И я надеюсь, что на каждом уроке русского языка вам будет интересно, потому что язык наш необыкновенно богат и красив. И обращаться с ним надо необыкновенно бережно. Об этом прекрасно сказал поэт Вадим Шефнер в стихотворении «Слово»:
Ведущий.
Много слов на земле. Есть дневные слова, -
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть слова – словно раны, слова – словно суд, -
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убито, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Пусть разменной Монетой не служат они, -
Золотым эталоном их в сердце храни!
И не делай их слугами в мелком быту –
Береги изначальную их чистоту…
Карточка №1.
Кроссворд.
Вписав в клеточки собственные имена существительные, вы прочтете в выделенном столбце спрятанное слово.
- Автор сказки «Аленький цветочек».
- «Вдруг сердито под окном пес залаял». Как звали пса?
- «И сейчас же с высокой скалы к ….. спустились орлы». Вставьте пропущенное имя.
- Фамилия Кота – героя мультфильма.
- Басня, где музыканты никак не могли сыграться.
- Персонаж повести А.Гайдара, любивший лазить по чужим садам.
- Сказка А.Н.Островского (по ней написана знаменитая опера).
- Сказка Г.Х.Андерсена.
- Название деревни, где происходили невероятные события в ночь перед Рождеством.
- Дедушка русской басни.
- Автор «Сказа о тульском косом Левше и стальной блохе».
Карточка №2.
Теперь, когда вы знаете, как грамматически различать существительные одушевленные и неодушевленные, распределите слова по двум колонкам. Озаглавьте колонки.
Кукла, барабан, мертвец, голова, русалка, леший, микроб, домовой, колобок, виноград.
|
|
|
Карточка №3 (для группы 1)
Составьте словосочетание, поставив указанное слово в форму Родительного падежа множественного числа.
-
киргиз
-
грамм
-
помидор
-
облако
-
грузин
-
драгун
-
валенок
- друг
Карточка №3 (для группы 2).
Составьте словосочетание, поставив указанное слово в форму Родительного падежа множественного числа.
-
монгол
-
аршин
-
баклажан
-
очко
-
армянин
-
партизан
-
сапог
- сын
Карточка №3 (для группы 3).
Составьте словосочетание, поставив указанное слово в форму Родительного падежа множественного числа.
-
таджик
-
килограмм
-
апельсин
-
яблоко
-
датчанин
-
гусар
-
чулок
- князь
Карточка №3 (для группы 4).
Составьте словосочетание, поставив указанное слово в форму Родительного падежа множественного числа.
-
калмык
-
гектар
-
мандарин
-
туфель
-
англичанин
-
солдат
-
погон
- муж
Домашнее задание. Написать сочинение-эссе на одну из тем: «Что такое слово?», «Что такое речь?», «Путешествие в город без Орфографии».
Использованная литература.
- Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день: Русский язык на уроке в 5 классе. – М., 1995.