Урок по теме "Лексика. Фразеология. Повторение и обобщение"

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. Закрепить основные понятия и термины разделов «Лексика» и «Фразеология»;
  2. Проверить знания учащихся по теме «Лексика. Фразеология»;
  3. Показать роль синонимов в речи.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Повторение по теме «Фразеологические обороты»

Работа в группах.

«Найди пару»

На разных листах написаны фразеологизмы и их значения. За короткий промежуток времени найти пару. Задание для работы в группах.

Подражать кому-либо – брать пример

Проявлять интерес – уделять внимание

Крепко спать – мёртвым сном

Раньше всех – в первую очередь

Тревожить кого-либо – не давать покоя

С каждым годом – год от года

Разом, дружно – как по команде

Слишком много – хоть отбавляй

Наспех, быстро – на скорую руку

Всё нипочём – море по колено

Внезапно появиться – откуда ни возьмись

Задание для художников

Нарисовать фразеологизм, чтобы другие группы отгадали.

Исправьте ошибку

Ждать у горя погоды

Мы сами с ушами

Купить кита в мешке

Не ноги горшки обжигали

Нашла коза на камень

Крутится как булка в колесе

Держать язык за губами

Собачий аппетит.

(Отчёт микрогрупп)

  1. Самостоятельная работа.

У каждого листы с текстом.

Задание: Вставьте вместо точек один из синонимов, данных в скобках, наиболее подходящий по смыслу.

Уже … (темнело, смеркалось, вечерело), когда он (Герасим) … (вернулся, пришёл обратно). По его … (усталому, измученному, изнурённому, истомлённому) виду, неверной … (поступи, походке, шагу), по запылённой … (костюму, платью, одежде) его можно было … (думать, предполагать, предугадать), что он успел обежать пол-Москвы. Он … (стал, остановился, задержался) … (возле, напротив) … (господских, помещичьих, барских) окон, … (окинул, осмотрел, оглядел) крыльцо, на котором столпилось человек семь … (дворовых, прислуги, челяди), отвернулся и промычал ещё раз: «Муму».

  1. Проверочное задание в тестовой форме по теме «Лексика. Фразеология» с последующей взаимопроверкой. ( ответы написаны на оборотной стороне доски)
  1. Выпишите из предложения диалектное слово.

Мы прятались от деда в небольшой балке, поросшей полынью и лопухами.

  1. Определить тип устаревшего слова.

Волга под боком, но заволжанин в бурлаки не хаживал.

  1. Архаизм;
  2. Историзм.
  1. Определите тип выделенного слова с точки зрения сферы употребления.

Перед летучкой Кучеренко просматривал альбом с вырезками статей и заметок.

  1. Термин;
  2. Профессионализм;
  3. Диалектизм;
  4. Жаргонизм.
  1. Напишите рядом с фразеологизмом его лексическое значение.

Вешать голову (нос) –

Висеть на телефоне –

Звезда первой величины –

Медведь на ухо наступил –

Кривить душой –

Ломать голову –

  1. Подберите к данным фразеологическим оборотам антонимичные

За тридевять земель –

Засучив рукава –

Повесить голову –

Держать язык за зубами –

  1. Вставьте подходящие по смыслу устойчивые сочетания в предложения.

На пришкольном участке ребята работали …..

Была сильная гроза, и дождь целый час лил …..

Мы с Серёжей выбежали за ворота и ….. помчались по улице.

  1. Замените выделенные слова фразеологическими оборотами.

Моя бабушка встаёт очень рано и начинает готовить нам завтрак.

Нам надо обсудить эту проблему наедине.

Наша футбольная команда на соревнованиях вышла с честью из затруднительной ситуации.

Рыбаки ушли на пруд очень рано.

Слова для справок: чуть свет, ни свет ни заря,

С глазу на глаз, не ударить в глаз лицом.

  1. Замените слова близкими по смыслу устойчивыми сочетаниями.

Усмирить -

Обмануть –

Бездельничать –

Наедине –

Слова для справок : поставить на своё место, обвести вокруг пальца, с глазу на глаз, бить баклуши.

  1. Замените фразеологизмы синонимичными.

Задрать нос –

Водить за нос –

Засучить рукава –

  1. Определить, какие из приведённых фразеологических выражений берут своё начало из произведений художественной литературы.

На безрыбье и рак рыба, хоть кол на голове теши, мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь, большому кораблю – большое плавание,

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день, цыплят по осени считают.

  1. Подведение итогов. Выставление отметок за урок.
  2. Домашнее задание.

Задания по рядам:

  1. ряд: составьте рассказ, содержащий любой названный на уроке фразеологизм;

  2. ряд: напишите историю, используя несколько фразеологизмов;

  3. ряд: составьте диалог, используя фразеологизмы.