Урок-путешествие в начальной школе по теме "Нумерация чисел в пределах 100" (2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Очень важна форма работы учащегося, так как невозможно научить ребенка без его желания учиться. В создавшейся ситуации проведение урока в нетрадиционной форме позволяет учителю увлечь школьника в мир непознанного, в мир чисел.

Урок-путешествие позволяет разнообразить виды учебной деятельности. Необходимо помнить:

  1. Количество видов учебной деятельности (опрос, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др.) может составлять от 4 до 7 видов за урок.

  2. Средняя продолжительность и частота чередований различных видов деятельности составляет от 7 до 10 минут.

  3. Количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа и др.) – не менее 3.

Очень частая смена деятельности может привести к дополнительной нагрузке и к утомлению учащихся. Помните! В момент утомления происходит снижение учебной активности.

Урок-путешествие помогает постоянно поддерживать мотивацию деятельности ребенка на уроке. Похвала, поддержка учителя и одноклассников, соревновательный момент, отсутствие напряжения во время урока стимулируют ребенка больше узнать, дают радость от активного действия и пробуждают интерес к изучаемому материалу.

Наличие эмоциональных разрядок (шутка, поговорка, загадка, ребус, небольшое стихотворение, звуки природы и др.) создают благоприятный климат для усвоения материала.

Такие уроки хорошо проводить не только в общеобразовательных классах но и в классах КРО.

Цели:

Обучающие:

  • повторить и закрепить письменную нумерацию в пределах 100,

  • закрепить приемы увеличения и уменьшения числа на 1, разложение двузначных чисел на разрядные слагаемые,

  • отработка приемов сложения и вычитания двузначных чисел вида: 24+4; 24-4; 24-20.

Развивающие:

  • развивать у детей вычислительных навыков,

  • развитие математической речи,

  • развитие навыков коллективной работы на уроках математике.

Воспитывающие:

  • воспитывать любовь к животным и природе;

  • воспитание интереса к учению, потребности к знаниям,

  • воспитание нравственности.

Учебные материалы.

  • учебник «Математика 2 класс» (авт. М.И. Моро и др.);

  • абаки;

  • карточки с числами;

  • текст телеграммы;

  • карточки с самостоятельной работой (6 вариантов)

Ход урока

Этапы урока

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Орг. момент

Проверка готовности к уроку.

 

 

2.Сообщение

даты проводимого урока, определение темы урока, постановка задач на урок.

Устный счет

  1. 1в. Запишите число 100.
    2в. Запиши число, предшествующее записанному числу.
  2. 1в. Запишите число, меньшее 60 на 1.
    2в. Запишите, сколько десятков в записанном числе.
  3. 1в. Запишите число, которое на 1 больше, чем 78.
    2в. Запишите количество единиц в данном числе.
  4. 1в. Запишите число, которое состоит из 3дес. и 6 ед.
    2в. Запишите число, которое следует при счете за ним.

Сегодня мы продолжим путешествие в стране чисел и начнем наше путешествие с математического диктанта в пределах 100.

Вы будете работать в паре со своим товарищем. Задание второго варианта исходят из задания первого варианта.

Одна пара учащихся работает на индивидуальных досках.

  1. 1в. 100
    2в. 99
  2. 1в. 59
    2в. 5
  3. 1в. 79
    2в. 8
  4. . 36
    2в. 37

Проводится проверка устного счета.

3. Обобщение изученого материала

Повторение приемов увеличения и уменьшения числа на 1.

26-1=

34+1=

90-1=

40+1=

71-1=

56+1=

Мы в лес за наукой сегодня пойдем. Смекалку, фантазию с собою возьмем. А чтобы в лес поскорее войти решите любые два примера, записав в тетради только ответы.

При проверке дети читают выражения.

Ответы показывают на абаках.

Ученик у доски находит карточки с правильными ответами и прикрепляет их.

Дорога в лес открыта!

Повторяется нумерация в пределах 100.

На доске картинка изображающая медвежонка, вокруг него 6 карточек, чисел не видно.

А теперь, положите правую руку на левую, опустите головы на руки и закройте глаза. Вместе со мной произносим заклинание!

-Раз, два, три, четыре и в лесу мы очутились! (звучат голоса птиц)

Ребята! Кто спешит к нам на встречу?

Он так спешил, что не заметил пенька, споткнулся и все карточки рассыпал.

Давайте ему поможем!

Встаньте так, чтобы ваши числа расположились от самого маленького до самого большого.

Молодцы!

Дети открывают глаза.

Медвежонок.

К доске приглашаются 6 человек. Они снимают 6 карточек с числами.

Дети читают числа и объясняют десятичный состав числа.

 

Решение задач.

Решение текстовой задачи.

На деревьях грибы сохли,
Ну а в дождь, конечно, мокли,
20 желтеньких маслят, да 5 тоненьких опят,
Да 3 рыжие лисички.
Вы, ребята не молчите.
Сколько всех грибов скажите.

  1. █ - О
    █ - О
    █ - ?
  2. █ - О
    █ - О ?
    █ - О
  3. █ - О
    █ - О
    █ - О
    █ - ?

А ну-ка угадайте, кого сейчас встретим в лесу.

«Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу»

Белочка только что вернулась из лесной школы и принесла домашнее задание, а как решить его не знает. Давайте ей поможем.

Покажите на абаках ответ белочке.

Повторите условие задачи.

Повторите вопрос задачи.

Белочка.

Дети хором читают с доски домашнее задание для белочки.

Дети показывают ответы.

   

По какой схеме белочка должна была решить эту задачу?

Кто запишет решение задачи выражением?

Какой из этих способов удобнее

По второй.

1 ученик

(20+6) + 3 = 28

2 ученик

20+ (3+6) = 28

Удобнее к единицам прибавить единицы, а затем десятки.

 

Составление задачи по выражению.

На доске две корзины и запись

40 + 5=

56 – 6=

Наша дорога бежит между елей, часто петляет и перед нами лесной домик

-Что это за домик? Да это лесная школа!

Учитель Филин входит в класс
И видит много детских глаз.
Он учит всех считать, читать
И новости на ус мотать.

На уроке математике Филин просит составить две задачи.

Дети составляют задачи разных типов. В тетради записывают только примеры

40+5=45

56-6= (50+6)–6= 50

4.

Физминутка

 

Мы шли, шли, шли.
Земляничку нашли.
Сели. Поели.
Опять пошли.
Что случилось?
У куста выпал птенчик из гнезда.
Тихо мы его берем и в гнездо его кладем.

5.

Закрепление вычислительных навыков.

Телеграмма.

На наш адрес пришла телеграмма

Сосчитайте и покажите результат вычислений на абаках.

Как считали?

На телеграмму ответили. Пора и домой возвращаться.

Что такое? Появилась лиса, закрыла ворота и не выпускает нас, пока не решим примеры:

54-50= 40-20=

Теперь лиса нас не удержит.

Произнесем заклинание.

Раз, два, три, четыре, пять, вот и в классе мы опять.

Сильный ученик читает текст.

Под кустом ветвистой ели
Белка сделала качели.
И на Белкины качели
Собрались лесные звери
10 зайцев,20 белок,
9 рыженьких лисиц.
На качели все спешат!
Сосчитайте всех зверят.

К десяткам прибавляли десятки, а потом единицы.

Дети записывают примеры в тетради и решают их с комментированием.

Ответы проверяют, открыв ворота

6.

Самостоятельная работа.

Мы хорошо погуляли, отдохнули. Теперь можно и поработать. Нам принесли почту.

Дети-почтальоны разносят карточки с заданиями (6 вариантов).

Учащиеся приступают к самостоятельной работе.

7.

Подведение итогов урока.

Что интересного вы узнали вовремя путешествия?

Мы повторили нумерацию в пределах 100.

Мы решали примеры и задачи.

Мы помогали лесным жителям.

Самостоятельная работа по теме «Нумерация чисел в пределах 100»

1 вариант   2 вариант    3 вариант    4 вариант    5 вариант    6 вариант
69+1=

40-1=

5+30=

89-9=

56-50=

20+60=

89+1=

30-1=

6+40=

78-8=

48-40=

30+50=

49+1=

60-1=

8+60=

89-9=

79-70=

20+40=

99+1=

80-1=

4+50=

67-7=

34-30=

70+30=

39+1=

90-1=

9+70=

48-8=

58-50=

20+50=

79+1=

50-1=

7+80=

34-4=

94-90=

40+40=

Анализ самостоятельной работы

№ п/п

Список класса

Допустили ошибки вида

оценка

69+1

40-1

5+30

89-9

56-50

20+60

 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Типичные ошибки:____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Успеваемость________

Качество____________